ЗОЛУШКА по имени ЛИЗА

     «Героиня твоего будущего интервью на Всероссийском фестивале победила в номинации «Лучшая женская роль»!» — кричит мне в трубку режиссер Кольчугинского ТЮЗа Александр Рыжов. Это он о Лизе Струниной. Я как раз позвонила Саше, чтобы попросить у него номер телефона Лизы – после ее Гран-При на фестивале «Наше Слово-2014» мне захотелось сделать материал об этой талантливой девочке. Оказалось, я позвонила вовремя, застав Кольчугинский ТЮЗ на Всероссийском фестивале любительских театров «Успех» в Щелыково Костромской области (Спектакль «Оригинальный человек» был удостоен сразу четырех дипломов). Саша сообщает, что Лиза сейчас в Кольчугине – усердно готовится к Последнему звонку и экзаменам, на фестиваль она приезжала буквально на один день. «У нее плотный график», — предупреждает Саша с нотками импресарио в голосе.
……Уже через несколько часов Лиза — у нас в редакции. Вырвалась с репетиции Последнего звонка. Маленькая, хрупкая девочка с твердым, закаленным характером. Он рвется наружу и виден невооруженным глазом: в жестах, взглядах и даже в улыбке.
Ей не надо играть роль сильной девочки. Она такая и есть.

                ЗОЛУШКА по имени ЛИЗА

    Апрель

    В спектакле «Апрель» по рассказам Е. Замятина Лиза сыграла роль романтичной девочки Насти, отстаивающей свое право на первую любовь, на встречи с возлюбленным. Строгая мама сажает Настю под домашний арест. Но, ущемленная в собственной свободе, терзаемая порывами ревности, она все равно купается в своей первой любви как в лучах первого весеннего солнца. Она копит в себе все те тонкости этого чувства, которые всецело откроются в ней потом, когда она станет взрослой…… Когда за ней приедет не гимназист Коля, а настоящий принц на белом коне.

                ЗОЛУШКА по имени ЛИЗА

    — Лиза, в детстве тебя, конечно же, ставили на стул и ты здорово читала стихи? — пробую угадать я.
    — В детстве я вообще боялась слово сказать. Я была очень скромная и молчаливая. Публику не любила. Не разговаривала даже с дальними родственниками, которые приезжали к нам в гости. Я все держала в голове. Молчала и копила мысли. Очень любила быть с собой наедине. На самом деле, это очень помогает.
    — Я знаю. Я такая же была в силу определенных обстоятельств. Ну, а школа? Наверное, уже там что-то стало открываться?
    — В школе у меня была очень хорошая учительница начальных классов Ирина Витальевна Герасимчук. Она все время с нами ставила спектакли, в которых каждый мог себя как-то проявить. И вот в четвертом классе у меня была роль Золушки. Я очень старалась ее сыграть……
    — Получилось?
    — Спектакль мы показывали в конце года для родителей, а для них мы все – артисты. И для них у нас все всегда получалось.
    — Какой момент ты считаешь для себя отправной точкой, началом твоего театрального пути? Когда попала к Александру Вячеславовичу?
    — Да, наверное. Правда сначала, классе в шестом, я попала на спектакль Надежды Ивановны Чадовой в ЦВР. В спектакле играли мои одноклассники, мы пришли посмотреть. И мне тогда очень понравилось, как они играли, вообще, весь этот процесс. И я начала ходить к Надежде Ивановне. Но там заниматься полноценно не получилось, ребят ходило мало. И я решила ходить в ТЮЗ. Там была совершенно другая обстановка, приняли меня очень тепло. И вот с седьмого класса я хожу в ТЮЗ.
    — Как ты думаешь, чему ты научилась за эти пять лет в ТЮЗе?
    — Самое главное – получать удовольствие от того, что ты делаешь. Думать на сцене и взаимодействовать со своими партнерами. Именно этому нас учит Александр Вячеславович. Я считаю, что у него неплохая школа.
    — Твоя первая роль на сцене ТЮЗа?
    — В спектакле «Пестрая жизнь» по рассказам Антоши Чехонте.
    — А самая любимая роль?
    — В спектакле «Странные люди» у меня была роль Марыськиной. Мне очень нравилось ее играть, потому что роль комичная, простая… Мы играли в одной сцене с Аленой Безруковой. И еще одна любимая роль — в новогодней сказке «Вовка в Подводном царстве». Там я сыграла Золотую рыбку. Эта роль немножко отличается от моего типажа – доброго, веселого. А Золотая рыбка там немножко язвительная. И мне было интересно открыть себя с этой стороны.
    — А любимые партнеры на сцене?
    — Алена Безрукова. Она сегодня не ходит в ТЮЗ. Но когда-то репетировать и играть с ней было легко и весело.
    …Я помню, на одном из показов спектакля «Апрель» в небольшом «зале» на малой сцене группа мальчишек-старшеклассников начала чуть ли не в голос комментировать слова и действия актеров во время спектакля. Пошлые шуточки, от которых прыскали сидящие рядом девчонки и даже взрослые женщины, выводили из себя и мешали многим зрителям и при этом – непостижимо! — абсолютно не влияли на игру актеров. Героиня Лизы все так же трогательно рассуждала о непонимании взрослых, а ее партнер Павел Шуйский все так же пылко звал свою юную возлюбленную выйти на улицу. После спектакля Александр Рыжов подозвал шутников к себе и вместо того, чтобы разрезать их на мелкие куски, спокойно сказал: «Ребята! Актерам в этом спектакле вы, конечно же, не мешали – они вас просто не слышали. Но вы подумайте о зрителях, которые сидели рядом с вами…»
    «Мы действительно не слышим, — говорит Лиза. – Самая большая школа «делать то, что тебе надо и не обращать внимания на других» — это Новый год, когда на елки приходят маленькие дети, когда они лезут в хоровод, а порой и плачут… А тебе надо работать по сценарию, преодолевать эти трудности. И тогда нам говорят о том, что между зрителями и нами существует четвертая стена. Иногда, конечно, она рушится – когда нужно взаимодействие со зрителем…»

    Странные люди

    В спектакле «Странные люди» по произведениям А. Аверченко, А. Бухова и А. Чехова Лиза сыграла актрису Марыськину, которой надоели эпизодические роли, и она решилась на смелый шаг: во время спектакля никому доселе неизвестная Марыськина благодаря своей импровизации стала гвоздем постановки, при этом, правда, доведя до полуобморочного состояния партнеров-актеров и режиссера и лишившись места в театральной труппе.
Несомненно, Марыськина сделала этот шаг не на пустом месте – она накопила в себе и мысли, и желание, и возможности. Она рискнула, и ее звездный час состоялся. Если вдруг когда-нибудь Лиза захочет стать актрисой, чтобы попасть в театральный мир, ей придется стать именно такой Марыськиной. И при этом, конечно, не вылететь из труппы).

ЗОЛУШКА по имени ЛИЗА

    — Ты настырная?
    — Я не знаю. Самое главное – поставить перед собой цель, которую ты хочешь достичь. И идти к ней. Со стороны, может, и кажется, что сложно. А тебе самому хочется этого добиться, поэтому это не так сложно.
    — Скажи, а твои родители не против того, что ты ходишь в ТЮЗ?
    — Поначалу у многих из нас родители были недовольны – мы часто ходим на репетиции, которые порой длятся допоздна… Но потом, когда побывали на наших спектаклях, когда узнали о наших успехах, отношение изменилось.
    — Из испытания огнем, водой и медными трубами последнее, наверное, самое тяжелое, потому что медные трубы – это испытание славой. На тебя периодически сваливается слава – вспомнить хотя бы твой недавний успех в конкурсе «Наше слово-2014». Как ты справляешься с этим?
    — Александр Вячеславович нас держит в узде, боится – вдруг у нас появится звездная болезнь……
    — То есть ты пока нормально воспринимаешь свои успехи?
    — Да, я пока не чувствую, что я достигла какой-то вершины.
    — Лиза, а есть актеры любимые, на которых хочется равняться?
    — Так как очень редко удается видеть какие-то московские спектакли, я не могу сейчас точно сказать, кто мой любимый актер. И телевизор я особо не смотрю. Но вот в последний раз мы были на спектакле московского режиссера Камы Гинкаса, на постановке «Леди Макбет нашего уезда». Мне очень понравилось. Там играла Лизавета Боярская – ни к чему не придерешься.
    — Жаль, что Лизавета Боярская вряд ли прочитает это интервью, а то ей было бы приятно…

    Оригинальный человек

    В спектакле «Оригинальный человек» по произведению Л. Андреева Лиза сыграла негритянку мисс Коррайт, сосватанную главному герою, который в угоду обществу сознался в экзотическом пристрастии к «черным» женщинам. Своей оригинальностью, правда, герой нажил себе кучу проблем, потеряв свою истинную возлюбленную. Впрочем, трудно назвать оригинальностью весьма банальное и распространенное (особенно, сейчас) желание эпатировать окружающих. А вот мисс Коррайт, оригинальная уже по одной расе своей, оказалась обычной женщиной с обычными представлениями о женском счастье.
Вот и наша Лиза, несмотря на оригинальное увлечение театром, остается простой девчонкой, пусть и с сильным характером.
Она готовится к ЕГЭ, выбирает платье для первого выпускного бала и обязательно будет плакать на Последнем звонке.

            ЗОЛУШКА по имени ЛИЗА

    — Лиза, ты любишь книжки читать?
    — Да. В детстве, когда оставалась одна, много читала. У моего дедушки была большая библиотека. Потом, когда был переходный возраст и когда обычно забиваешь на всю учебу, я все равно читала – Гарри Потера. До сих пор люблю эти книги. А классе в девятом я полюбила классику. Читала всю школьную программу… Мне это нравилось и нравится по сей день.
    — А как у тебя с учебой?
    — Нормально. Не отличница, но и не двоечница.
    — Какой ЕГЭ, кроме обязательных, будешь сдавать?
    — Литературу. Мой учитель – Лариса Викторовна Лазарева, она, кстати, тоже в ТЮЗ ходила. И благодаря ей я хорошо знаю литературу.
    — Из школы жалко уходить?
    — Пока я до конца не поняла, что ухожу.
    — Лиз, ты когда-нибудь думала о том, что можешь стать великой актрисой?
    — Конечно же, думала, но когда я подумала, что мне для этого надо будет пройти… Ой… Мне даже не верится……
    …Ей тоже не верилось – юной Золушке-замарашке — в то, что она когда-нибудь будет первой красавицей бала и Принц подарит ей свою любовь. Она просто работала, работала, работала. И лишь иногда могла позволить себе помечтать.
Как хочется, чтобы сбылись мечты и у Золушки по имени Лиза.

Е. Фролова

Понравился материал? Поделись с друзьями!