Не торопитесь расстаться с деньгами

Мошенничество по телефонуКриминальная статистика показывает, что количество зарегистрированных в 2015 году на территории Кольчугинского района  мошенничеств возросло с 17  до 62,  или на 265 %. Уголовная ответственность за мошенничества предусмотрена ст.ст.159, 159.1- 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Из указанного количества мошенничеств 22- так называемые «телефонные» мошенничества,  большинство из которых (19) совершено в отношении женщин. Примечательно, что ни одно из указанных преступлений до сих пор не раскрыто. Причина этому – хорошая подготовка преступников, использующих мобильную связь и находящихся очень далеко от места жительства потерпевшего (обычно в других  регионах России). Мошенники, как правило, применяют  несколько незатейливых «формул». Первая и наиболее распространенная: сообщение по телефону гражданину о том, что  его близкий родственник (сын, внук) совершил убийство или дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом, а звонящий является добрым следователем и за определенное денежное вознаграждение может  «урегулировать» данную «неприятность», после чего называет номер телефона или банковской карты, на которые следует переводить денежные средства. Для придания наибольшей достоверности своим действиям человек начинает торопить с переводом денег, объясняя, что в его распоряжении мало времени для совершения незаконных действий, так как уголовное дело ему придется передавать либо другому следователю, либо своему руководству. То есть он дает понять, что именно он-то и есть единственная «соломинка», за которую немедленно нужно хвататься обескураженному сообщенной новостью родственнику, а не то будет поздно. Не прерывая разговора,  мошенник «ведет» потерпевшего до ближайшего банкомата, постоянно держа его в напряжении, и не позволяя тем самым осуществить телефонный звонок родственнику, который якобы попал в беду. Бывали случаи, когда за деньгами  к гражданам преступники присылали «курьеров», которые приходили либо в квартиру, либо забирали у потерпевшего деньги в заранее оговоренном по телефону месте. Ни один из этих  «курьеров» также не установлен и не опознан, так как  передача денег происходит, как правило, в течение нескольких секунд в условиях, существенно затрудняющих запоминание.

Другой вариант хищения денежных средств. Гражданину на телефон поступают СМС или звонок с сообщением о том, что его банковская карта заблокирована, так как службой безопасности банка выявлена попытка незаконного снятия с нее денежных средств  мошенниками. Для  разрешения ситуации предлагается  либо набрать появившийся на экране телефона номер, по которому  будут даны подробные «инструкции» о дальнейших действиях либо  срочно перевести со свей банковской карты все деньги на другой номер для  «спасения» этих средств от злодеев, с обязательным обещанием  в кратчайший срок возвратить эти деньги обратно на банковскую карту потерпевшего.

Третий вариант заключается в сообщении  потерпевшему по телефону о намерении перевести на его банковскую карту определенную сумму денежных средств (якобы выигрыша или предоплаты за какие-то услуги). Далее предлагается пройти к ближайшему банкомату и проверить, что обозначенная сумма денежных средств действительно переведена. После того как гражданин убедился в правдивости намерений звонящего, тот просит на клавиатуре банкомата сделать ряд манипуляций, которые неосознанно исполняются. В действительности, в это время может производиться операция по переводу денежных средств со счета потерпевшего, хранящихся на его сберегательной книжке, на его же банковскую карту. Затем  гражданину сообщается об ошибочном переводе денежных средств звонящего и  нервно излагается просьба возвратить их на названный номер счета, банковской карты. Ничего не подозревая, потерпевший переводит все свои денежные средства на счет  мошенника, телефонный номер которого впоследствии не отвечает и оказывается  отключенным либо заблокированным. Этим способом  в апреле 2015 года у жительницы г. Кольчугино  были похищены 96 404 рубля.

Конечно, это лишь некоторые примеры хищения денег путем «телефонного» мошенничества. Как правило, при совершении преступлений преступники используют  страх людей за своих близких, желание скорее помочь им в трудной ситуации, опасение за сохранность собственных денежных средств на банковских счетах. Первая «задача» звонящих мошенников — быстро  организовать панику у потерпевшего, убедить его в реальности  того или иного происшествия, повысить уровень тревожности, не позволяя тем самым здраво и разумно рассуждать о реальности сообщаемых сведений и попытаться проверить их.  Печально осознавать, что обманывая людей, преступники делают «ставку» на их странную убежденность в тотальной коррумпированности сотрудников правоохранительных органов, способности немедленно освободить за определенное денежное вознаграждение любого совершившего преступление независимо от его тяжести. Между тем, уголовно-процессуальным законом  предусмотрена весьма сложная и «многоступенчатая» процедура лишения гражданина свободы. В соответствии со ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, заключить гражданина под стражу в связи с подозрением или обвинением в совершении преступления,  продлить срок нахождения под арестом, а также признать виновным с назначением наказания в виде лишения свободы может только суд. Должностные лица правоохранительных органов  такими полномочиями не обладают, а вправе лишь задержать гражданина на срок не более 48 часов. Кроме того, заключение под стражу в качестве меры пресечения может применяться только при наличии совокупности определенных обстоятельств.

Таким образом, телефонные разговоры о совершении вашими близкими преступлений и возможности освобождения их за определенную плату — не более чем розыгрыш. Поэтому при возникновении ситуаций, подобных перечисленным, никогда не следует поддаваться панике и спешить расстаться  с  имеющимися у вас  денежными  средствами.

 

Старший помощник
Кольчугинского межрайонного прокурора
П.Е. Афанасьев

Понравился материал? Поделись с друзьями!