Грех — причина болезней

AP_50

В православной христианской нравственности особо отмечается, что наши болезни имеют, как правило, духовные причины. Таковыми являются:  наказание (возмездие) за грехи,  вразумление, испытание терпения, веры и многое другое, но все они имеют в своем основании наши грехи, начиная с первородного. В Евангелии повествуется об исцелении Спасителем Иисусом Христом двух расслабленных. Исцеляя одного из них, 38-летнего расслабленного, Господь сказал: «Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин 5, 14), а другому при том же сказал: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф 9, 2). Господь исцеляет от болезни, действуя на её причину — греховная жизнь.

Д.м.н., профессор, иеромонах Анатолий (Берестов) справедливо отмечает: к сожалению, духовное развитие человека может пойти (и часто идет) не в сторону нравственного совершенства, а уклоняться в сторону греха. И как безграничным может быть нравственное совершенствование человека и даже достижение им святости, так безграничным может быть и его духовное падение в бездну греха. Так грех незаметно переходит в болезни. Как это совершается? А таким образом, что именно дух управляет душой и телом и, как плохой музыкант с нарушенным слухом, играя на хорошем музыкальном инструменте, издает плохие звуки и, в конце концов, расстраивает, и сам инструмент, приводя его к порче (в нашем случае — портит организм, приводя к болезням). Будучи священником и высококвалифицированным доктором, отец  Анатолий в своём труде «Грех, болезнь, исцеление» со знанием дела говорит о причинах болезни и тех возможностях, которые мы имеем  для излечения и исцеления.

Бог часто наказывает тело за грехи души. А множество грехов иногда производит безвременную (преждевременную) смерть. Невоздержание, чревоугодие, пьянство, разврат, раздражительность, гнев, злоба — это те страсти, которые, как видно невооружённым глазом, приводят к различным заболеваниям.  Преподобный Варсонофий Великий: «Живущие нерадиво и нечисто впадают в болезни, пока не исправятся».  Не менее уверенно и однозначно говорил и преподобный Серафим Саровский: «Отними грех и не будет болезней, потому что они бывают в нас от греха».

Болезни случатся и по другим причинам: для совершенствования в добродетели, для большей награды духовными дарованиями или же от беспечности о здоровье и по многим другим естественным (физиологическим)  причинам. Господь попускает христианину быть больным обычно через естественные причины (травмы, инфекции и др.).

Разумеется, что исцелением от болезней, имеющих духовные корни может стать только бегство от греха, развитие добродетели. Молитва, особенно церковная и пост — это щит и меч в борьбе с грехами. Исчерпывающе отметил протоиерей Александр Шмеман: «Наши скорби и болезни в Церкви не просто врачуются, а всецело снимаются, исцелятся».

Станислав Михайлов

Понравился материал? Поделись с друзьями!