Любо, товарищ!

«Все запомните эти слова:
Жив казак – и Россия жива!»

Из гимна ВКО «Центральное казачье войско»

Мы не раз рассказывали нашим читателям о том, как зарождалось, развивалось и прирастало новыми силами кольчугинское казачество. Кто-то, читая эти строки, скептически поднимал бровь, мол, какое казачество в XXI веке, кто-то, напротив, ощущал гордость за то, что живы все-таки на Руси славные традиции казачьего товарищества. Теперь же, в продолжение этой темы, мы хотим показать читателю, каким может быть жизненный путь человека, ощутившего себя однажды настоящим казаком – и по духу, и по образу жизни.

Он пришел к нам в редакцию ненастным осенним днем, который, тем не менее, был особенным для наших культур – армянской и русской. 21 сентября – День независимости Армении  и Успения Пресвятой Богородицы. Знакомимся – войсковой старшина (подполковник) Феликс Фирдусович Багратян. Детство провел в Ленинграде, служил в Сибири и Армении, не понаслышке знает о землетрясении в Спитаке и вооруженном конфликте в Нагорном Карабахе. Но сегодня он здесь, в Кольчугине, и пришел к нам в качестве заместителя атамана нашего хуторского казачьего общества. Заместителя? Нет, поправляет нас Феликс Фирдусович, товарища атамана!

  • image-2
  • image2
  • izobrazhenie_1968
  • image4
  • image3
  • image_1

Итак, он родился в Ленинграде, где его отец служил по контракту в военизированной автоколонне, и в его детских воспоминаниях мелькают ленинградские мосты, широкие проспекты и тесные коммуналки. Окончив в Ленинграде четвертый класс, в пятый он пошел уже в Ереване, где со временем окончил русскую школу. Затем – вновь Советский Союз, на этот раз, город Камышин и высшее военно-строительное командное училище: «У меня была мечта – стать офицером», — поясняет Феликс Фирдусович. Здесь, кстати, в 1982 году он зарегистрировал отношения со своей супругой. Свадьбу же сыграли несколькими месяцами позже – в Армении. В дальнейшем семья всегда была рядом с ним, и оба сына его по месту рождения сибиряки, дочь же родилась позже — в Ереване. Затем по распределению был направлен в Енисейск-15, военный объект, которого нет на карте, отстоящий на несколько сотен километров к северу от Красноярска, на строительство Красноярской радиолокационной станции дальнего обнаружения межконтинентальных баллистических ракет. Однако в 1986 году на почти достроенную станцию был объявлен мораторий, и лейтенант Багратян был направлен в Амурскую область в полк аэродромного строительства — в поселок Серышево-2. Оттуда спустя два года он вынужден был уволиться – прогремело землетрясение в Армении, за считанные минуты разрушившее почти всю северную часть республики, охватив территорию с населением около 1 миллиона человек. Опасаясь за здоровье родителей, Феликс Фирдусович с семьей выехал в Ереван. Три последующих года проработал в Спитаке преподавателем начальной военной подготовки. Затем вновь – Министерство обороны Армении, инженерные войска, Академия инженерных войск имени Куйбышева в Москве, пять лет в качестве начальника инженерной службы армейского корпуса. Был заместителем командира части по вооружению, начальником техчасти в саперном полку. В 1992 году принимал участие в войне в Нагорном Карабахе, где получил тяжелое ранение: «Неудачно поцеловался с миной», — с улыбкой поясняет Феликс Фирдусович,ведь инженеры и в мирное, и в военное время выполняют боевые задачи. Нашел мину, а они не один год после войны могут скрываться неразорвавшимися в районах ведения боевых действий и представлять серьезную угрозу, — ее необходимо обезвредить… За период с 1992 по 2009 год всю территорию Армении и Нагорного Карабаха он буквально обошел пешком. Строил дороги, блиндажи, укрепрайоны, мосты – словом, занимался тем, чем положено заниматься военному инженеру. На его кителе много наград и памятных знаков, среди которых медаль «За боевую службу», памятные знаки «За службу на Кавказе» и «За верность присяге», полученную от товарищей по казачеству. За заслуги досрочно получил звание майора и квартиру в Ереване.

Выйдя на пенсию, он занимался бизнесом, а затем его вновь потянуло в Россию. На этот раз к детям. Старший сын, профессиональный повар, работавший в Подмосковье, впоследствии обосновался в Кольчугине, к нему перебрался младший сын, а за ним и родители. В Ереване осталась со своей семьей только дочь Феликса Фирдусовича.

Пока стать настоящим россиянином у него не получается, но он не теряет оптимизма. Вот уже два года как он хлопочет о получении российского гражданства и пенсии, не получая ее ни в России, ни в Армении.

В ответ на просьбу рассказать о роли казачества в его судьбе он поясняет, что в его ряды  вступил еще в Армении. «Наверное, вся моя служба вела меня к этому», — задумчиво говорит он. Здесь он тоже оказался у истоков местной казачьей организации, быстро обретя любовь и уважение сослуживцев, и решением круга был назначен товарищем атамана.

Чем это движение оказалось так ему близко? «Иногда так надоедает окружающий нас в жизни беспорядок, бардак, — говорит он. – А познакомившись с казачеством, я увидел, что это одна из немногих организаций, где веками царит порядок. Все вопросы решает только один орган – казачий Круг. Кроме того, мне нравился в школе Шолохов, я его с удовольствием читал, и, думаю, что с пользой. Я получил целиком русское воспитание. Очень уважаю нашего атамана Михаила Львовича Марьяновского и его сыновей, они тоже казаки и, по-моему, им удалось очень точно воплотить в жизнь нашего пока небольшого общества исконные идеи и традиции русского казачества».

Как истинный казак, Феликс Фирдусович не только патриот и защитник обеих своих Родин – России и Армении, не только прекрасный семьянин и любящий дедушка маленького Артема, но и изобретательный знающий повар. Едва войдя в редакцию, он сразу принял живейшее участие в общем разговоре на кулинарную тему и даже поделился рецептом блюда, столь же простого, сколь и аппетитного, которым мы, конечно же, делимся с читателями (рецепт здесь или во врезке).

У кольчугинских казаков много планов. Они уже вступили в ряды ЦКВО – центрального казачьего военного округа. Теперь дело за тем, чтобы войти в казачий реестр. Для этого нужно иметь в своем обществе минимум 21 человек. «Мы постарались, — с удовлетворением говорит Феликс Фирдусович, — теперь в наших рядах уже 22 казака, среди которых целые казачьи семьи. В перспективах у нас открытие в Кольчугине кадетского класса. Тем более, что опыт работы с детьми у нас есть».

 

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии