«Метелица» — танцуем с душой!

У любого города, пусть даже самого небольшого и не особенно знаменитого, непременно есть своя визитная карточка, свой яркий штрих, по которому этот город знают. Например, наше Кольчугино трудно представить себе без знаменитой башни-самовара, уже прочно вошла в культурную жизнь кольчугинцев и Картинная галерея. Возможно, очень скоро одним из таких ярких брендов города станет и ансамбль «Метелица» хореографического отделения Детской школы искусств. Не так давно мы уже поздравляли этот коллектив с внушительными победами, и у нас есть основания полагать, что это только начало.

«Маленькие трудяжки, — говорит о юных артистах ансамбля директор ДШИ И.Д. Куренкова, — их в любой толпе сразу отличишь – по осанке! Выучишь одних – им на смену приходят новые таланты. А про руководителей коллектива могу сказать одно – ребята на правильной дороге! У нас с ними столько планов, задумок, ведь мы даем детям начальное профессиональное образование, воспитываем в них любовь к народной культуре. Все делаем в тесном сотрудничестве с родителями – единой командой, поэтому всю нашу «кухню» они прекрасно знают изнутри…»

  • BRZ_5595
  • BRZ_5603
  • BRZ_5594
  • BRZ_5596
  • BRZ_6006
  • BRZ_5618
  • BRZ_5992
  • BRZ_5999
  • BRZ_6004
  • BRZ_6690
  • BRZ_6161
  • BRZ_6182
  • BRZ_5616
  • BRZ_6155
  • BRZ_6935

Что ж, давайте и мы заглянем на творческую «кухню» образцового хореографического ансамбля «Метелица» и расспросим его руководителя А.П. Замахаева и хореографа О.А. Покровскую о репертуаре, творческих планах, о трудовых буднях и последних минутах перед выходом на сцену.

Ольга Александровна и Алексей Павлович земляки – оба они родом из села Большое Кузьминское, вместе учились там в школе искусств, а затем поступили во Владимирский колледж культуры и искусства – на один курс и в одну группу.

Оба они по специальности педагоги-хореографы. «С детства любила танцевать, — признается Ольга Александровна, — даже дома танцы да пляски каждую свободную минуту!» После окончания колледжа семь лет она проработала в Большекузьминском Доме культуры – руководила ансамблем «Малиновка». Однако люди быстро покидали совхоз, отправляясь кто куда в поисках работы и лучшей жизни. Работать стало почти не с кем, поэтому, когда Ольге Александровне предложили заняться хореографией «Метелицы», она согласилась. И вот уже третий год она работает здесь и, по ее словам, обрела в ДШИ свой второй дом, вторую семью и обширнейшее поле для творческой и педагогической деятельности.

«Почему я выбрал танец? – размышляет Алексей Павлович. — В 90-е, а именно тогда мне пришлось определяться с профессией, это было востребовано. Кроме того, в школе искусств мне повезло с педагогом — он привил культуру танца, любовь к нему». Сегодня они представляют собой творческий тандем хорошо сработавшихся, понимающих друг друга буквально без слов людей.

«Метелица» появилась в конце 90-х, а в 2000 году ей уже было присвоено звание образцового ансамбля. Ее создали замечательные педагоги ДШИ Н.В. Ситникова и С.А. Поздняк. Но теперь, вот уже третий год, ею руководят молодые педагоги. Они принесли свою технику, свою энергию и трудолюбие. И уже ощутим результат – первые места и Гран-при на всероссийском и международном уровнях. Свой коллектив они определяют как находящийся на стадии развития. Нет, Развития – именно так, с большой буквы, ведь вместе с ансамблем развиваются и его воспитанники – более 70 ребят.

— Алексей Павлович, Ольга Александровна, расскажите немного о репертуаре ансамбля. Как Вы его подбираете, что в приоритете?

— В приоритете у нас народное направление, ведь эта тематика в чистом виде сейчас, как ни странно, не слишком богато представлена. Много разной стилизации, но дух народного танца ощутим далеко не всегда. Поэтому стремимся приобщать детей к народной культуре. Постепенно, с повышением мастерства у детей, будем поворачивать репертуар к своеобразному сплаву современных и народных элементов. Есть у нас и авторские номера. Например, номер «Девичий перепляс» 1962 года. Автор – Надежда Надеждина. Но главное, мы учим детей танцевать изнутри, из своего внутреннего состояния, танцевать, прежде всего, душой. И душой улыбаться зрителю. Чтобы не просто «ходили» по заученной схеме, а любили эту музыку, эти движения, это настроение танца. И они уже подошли к тому моменту, когда все первоначальные трудности позади, ощутили вкус к танцу. Маленькие впитывают все как губка, многие из них уже в состоянии здраво оценивать качество своей работы, видят свои ошибки, а этого подчас не хватает даже взрослым исполнителям. Воспитываем трудяг, ведь чтобы стоять в лучах рампы, получать награды и аплодисменты, надо пахать и пахать!

— Зачастую в хореографических коллективах народного направления ощущается недостаток мужского элемента. У вас тоже дефицит мальчишек?

— Да, удержать, вырастить парней непросто. Это объясняется и их психологией, и их физиологическими особенностями развития. В некоторых коллективах девочки и мальчики занимаются отдельно – из-за особенностей развития. У нас их всего три – но зато какие! Мы ими гордимся, — улыбается Алексей Павлович.

Заглядываем в костюмерную. За окнами бело, снежно, а здесь словно все времена года подарили свои яркие сочные краски юбочкам, рубашкам, платьям, венкам и даже лентам на бубнах.

— Как рождаются на свет костюмы для номеров?
— Они разрабатываются на основе эскизов костюмов других исполнителей этого или аналогичного номера. Несколько костюмов дают идеи, которые перерабатываются, редактируются под концепцию номера и только тогда шьются. У нас, кстати, швея из тех, про которых говорят, «золотые руки», исключительно талантливый мастер своего дела, у нее безупречно все – от первого до последнего шва, нам с ней очень повезло.

— А как выглядят будни вашего ансамбля? Как готовятся эти красочные зрелищные танцы? Из зрительного зала кажется, что они исполняются сами собой, легко…

— Будни состоят из занятий классическим и народным танцем, различных комплексов вспомогательных упражнений, вроде растяжки, партерной гимнастики, по субботам – постановка танцевальных номеров. Работаем на уроках очень интенсивно, — говорит Ольга Александровна. — Все полтора часа, пока длится занятие, я не покидаю кабинета, поэтому к выносливости и волевым качествам своих воспитанников предъявляю серьезные требования, о чем на родительских собраниях не устаю повторять взрослым. Только так приходит результат, знаю по опыту.

— Как удается привить ребятам вкус к столь тяжелой работе, особенно на первых порах?

— Дети, которые идут на хореографическое отделение, уступая уговорам родителей, либо полагающие, что, надев костюм и услышав музыку, сразу пустишься в пляс, быстро уходят. А те, кто ориентирован на труд, в ком чувствуется внутренняя мотивация, желание, которым не кажется непосильным буквально ни разу не присесть за занятие, остаются. Впрочем, работать нужно даже с самым талантливым ребенком, и здесь, наверное, пришло время сказать о роли родителей в нашем деле. Они поддерживают нас по всем фронтам: настраивают детей продолжать учебу, мотивируют для нелегкого хореографического и артистического труда. И они же – наши спонсоры, наш Алмазный фонд, ведь костюмы, обувь, участие в конкурсах, транспорт весьма недешевы. Ведь мы стараемся заказывать детям самые комфортабельные автобусы, чтобы они не чувствовали себя усталыми, разбитыми перед выступлением. Станки в танцклассе – тоже вклад родителей. С особой благодарностью хочется упомянуть Романа Марфичева. Это папа одного из наших детей, бизнесмен, тот, кого мы называем нашим благотворителем. Помогал нам и завод «Кольчугцветмет».

— А поддержку со стороны администрации школы ощущаете?

— Ощущаем! Директор школы Ирина Дмитриевна Куренкова создала нам все условия для работы, у нас нет ни одной проблемы, которую она не помогла бы разрешить, она очень внимательна к нашей работе. Надеемся, что с ее помощью в самом близком будущем у нас появится еще один зал, будут расширены другие помещения ансамбля. Здесь же поблагодарим и администрацию Кольчугинского района, которая не раз оказывала нам необходимую помощь.

— Каким вы видите будущее своего ансамбля?

— Мы изначально поставили для себя цель сделать из «Метелицы» не кружок, а школу с уровнем колледжа. Попытаемся превратить ее в полупрофессиональный или профессиональный коллектив. Мы заинтересованы в том, чтобы вывозить детей на различные конкурсы, фестивали, то есть за пределы того узкого мирка, в котором они находятся, чтобы они могли сравнивать свой уровень с уровнем других исполнителей, чтобы привить им вкус к победе, к успеху. Еще немного, и мы сможем представлять на суд зрителей 10 номеров, поставленных, хорошо отрепетированных, каждый со своими костюмами.

— Как настраиваете маленьких артистов на выступление? Как боретесь с предстартовым волнением?

— Еще как настраиваем, — смеются педагоги, — пока танцуют на сцене, из одной кулисы Алексей Павлович строго глядит, из другой Ольга Александровна хмурится, ну как тут схалтуришь? Только в газете про это не пишите! Но если говорить серьезно, то да, первое время с раскрепощением проблема, но это постепенно проходит.

— С другой стороны,- говорит Ольга Александровна, — а зачем бороться с волнением? Нет, с ним надо не бороться, а направить его в нужное русло, чтобы на острие этого волнения выдать все эмоции, весь свой артистизм, все настроение танца. Спокойный артист на сцене – не артист. И я говорю девчонкам – волнуйтесь, но волнуйтесь правильно, созидательно, дарите свое волнение публике!

Понравился материал? Поделись с друзьями!