Чудо звучания

Сегодня в череде историй к юбилею ДК рассказ еще об одном профессионале своего дела, работающем в этом учреждении. На вопросы корреспондента «Кольчугинских вестей» отвечает заведующий музыкальным отделом Сергей Михайлович Лебедев.
-Сергей Михайлович, как давно вы работаете в ДК и как давно сфера ваших профессиональных обязанностей связана со звуком?
— О, мой интерес к этой сфере проявился очень рано, еще в школе. Я учился в средней школе № 7 и у нас проходили замечательные вечера и дискотеки. Быть ведущим, диджеем было круто, престижно. О такой важной миссии мечтали многие мальчишки, но не у всех это получалось. Нужно было быть в курсе музыкальных новинок, разбираться в технике, иметь шарм и умение общаться с людьми, создавая у них праздничное настроение. Именно на школьных вечеринках обнаружилось, что все это у меня есть. Я с таким удовольствием проводил школьные мероприятия, что меня заметили и пригласили работать помощником звукорежиссера в ДК. Я тогда еще учился в 11-м классе, но уже был в профессии, которая навсегда стала моей.
-И вам никогда не хотелось заняться чем-нибудь другим?  
— У меня были перерывы, я, например, уезжал на работу в Подмосковье и работал там некоторое время в сферах не относящихся к культуре. Но я всегда возвращался. С течением времени я понял, что изначально сделал правильный выбор и это мое место, мое призвание.  И теперь я не распыляюсь, а иду вглубь профессии.
-В чем это выражается?
-Я получил специальное образование, закончив Владимирский областной колледж культуры и искусства по специальности звукотехник. Стараюсь быть в курсе технических новинок, общаюсь с другими профессионалами в этой области, обмениваюсь опытом. Мне всегда интересны творческие решения на концертах, когда я прихожу на них в качестве зрителя. Звук – бесконечная область для познания. Он связан с творчеством, с восприятием человека, с архитектурой и пространством. Разные поверхности, например, плитка, камень, дерево, ткань, по-разному отражают звук, и в залах с разными стенами разная акустика, которую надо учитывать при проведении концерта.
-А в зале ДК хорошая акустика?
-Я уже очень давно работаю в ДК и научился учитывать особенности нашего зала. Например, в пустом зале на репетициях одна акустика, а зале, полном зрителей, звук распространяется по-другому. В пустом зале большая реверберация отраженных звуков. Качественно настраивать звук помогает опыт. Многих кольчугинских исполнителей я знаю настолько хорошо, что могу осуществлять подстройку аппаратуры под тембр их голоса почти на автомате. Кстати, я очень высоко ценю профессионалов, певцов и артистов, прекрасно владеющих своим голосом, работа с ними очень многому меня учит.
-Скажите,  Сергей Михайлович, а возможны у нас в Кольчугино такие голографические шоу как в Санкт-Петербурге?
-Они требуют очень больших финансовых затрат, в ближайшее время, я думаю, у нас они маловероятны. Я предпочитаю мечтать о чем-то более реальном. Например, о цифровом пульте, который значительно облегчил бы работу звукооператоров и обеспечил бы более качественный звук. Звезды, которых мы приглашаем на День города, работают именно с такими пультами. Ну, а из тех возможностей, которыми мы располагаем, три конденсаторных микрофона, которые недавно приобрел Дворец культуры, позволили улучшить качество звучания хорового исполнения. Они более чувствительны и при правильной настройке лучше передают глубину звука.
-А были какие-нибудь смешные случаи на концертах?
-Не то, чтобы смешной, но неординарный случай был. Давно, еще на заре моей юности, когда шел спектакль, артист так вошел в роль, что перерубил топориком на сцене шнур от микрофона. Спектакль пришлось остановить на технический перерыв. После этого я понял, что сцена требует повышенного внимания и ответственности. И важно, входя в роль, не забывать об окружающем мире.
— А что самое сложное в вашей работе?
-Множество репетиций, часто без выходных, в праздники до поздней ночи. Бывают разногласия среди творческих людей, которые по-своему видят, например, подбор музыкального сопровождения концерта. Надо быть готовым к работе с поездками в сельскую местность, в областной центр, в соседнюю область. Надо  быть готовым к любому мероприятию, где есть звук и микрофон – свадьбам, концертам, театральным постановкам, дням города со сценой на площади… Нужно иметь широкий музыкальный кругозор и быть в курсе предпочтений совершенно разных групп людей – молодежи, пенсионеров, артистов, певцов, танцоров, детей… И ко всему еще оставаться человеком, с которым можно работать коллегам…
-И как вы это выдерживаете?
-У меня есть близкие люди, которые меня понимают, семья. Я люблю рыбачить, и в тишине, на природе отдыхаю и привожу в порядок нервы и мысли.
-А что самое лучшее в вашей работе?
-Когда зрители, уходя с концерта, говорят: «Спасибо, все было великолепно!»

  • 1
  • 2
Понравился материал? Поделись с друзьями!