Два учителя. Две истории.

Сегодня в рубрике «Двойной портрет» два интервью с учителями истории. Одна из них – Любовь Николаевна Филаретова — уже много лет на пенсии, она проработала в школе №1 38 лет, а вторая – Мария Александровна Белова пришла в школу №1 в этом году. Обеим мы задали одни и те же вопросы. Для обеих сегодняшнее соседство на странице – сюрприз. А для меня, автора этого материала, настоящим сюрпризом стали поразительные совпадения, которые вы найдете в этих интервью.

Любовь Николаевна Филаретова
Наша встреча с Любовью Николаевной состоялась в день ее именин, 30 сентября. Я пришла к ней домой, где бывала не раз – мы много лет дружим, и я каждый раз не перестаю удивляться, что на этой женщине время остановилось: она такая же, какой была в те годы, когда преподавала мне историю: красивая, обаятельная, подтянутая, стильная… И все с тем же взглядом из-под очков – строгим и мягким одновременно.

И даже сейчас, сидящая на мягком диване, в теплой домашней кофте, с толстым сборником «Судоку» под боком, Любовь Николаевна остается для меня любимым учителем, чье учительство распространяется далеко за курс школьной программы.

— Расскажите о себе для наших читателей.

— Родилась в Кольчугине, училась в школе №7, а затем в Костромском педагогическом институте имени Некрасова на историко-филологическом факультете. Получила профессию учителя русского языка, литературы и истории. По окончании института, в 1962 году вернулась в город работать по специальности.

— Почему был выбран именно этот предмет?

— Я просто очень любила читать и выбрала именно этот факультет, в котором совмещалось все.

— Любили ли Вы историю, когда сами учились в школе?

— Да! Историю мне преподавала Зоя Александровна Трошина. Мы, ее выпускники, до сих пор ходим к ней в гости. В прошлом году у нас был юбилей – 60 лет, как окончили школу. Мы отметили этот праздник вместе с Зоей Александровной.

— Думаю, ответ на вопрос «Кто был для вас примером в педагогике?» понятен.

— Конечно, это она. Я помню, когда она стала вести у нас уроки, у нее было единственное черное платье, и она без конца меняла манишки, воротнички. А я сидела на первой парте, и все время на эти воротнички любовалась. И по истории у меня всегда была пятерка.

— Вы не зря любовались – наверное, учились быть стильной и элегантной. Во всяком случае, Вы всегда были именно такой!

— Неделю назад я шла по городу, и около площади мне вдруг перегородил дорогу мужчина в оранжевом жилете – в таких ходят работники коммунальных служб. «Извините, — говорит, — а вы учительница? – Да. — Вы в первой школе работали? – Да. – Я эту школу закончил в 1976 году, и вы знаете, я был в вас так влюблен! Здоровья вам! Живите долго!» У меня после этой встречи даже настроение повысилось!

— Любовь Николаевна, а почему вами была выбрана именно первая школа?

— Я начинала работать в третьей школе, правда, еще успела поработать воспитателем в интернате во Флорищах и заведующей детским сектором во Дворце культуры, а после того, как сломали третью школу, нас перевели в первую, которую только-только построили.

— Запомнился ли Вам первый урок, который Вы провели в качестве учителя?

— Когда я пришла работать в третью школу, мне дали вести еще и несколько часов в седьмой школе. Это были пятые классы. И я хорошо помню один из первых своих уроков в этой школе, на который ко мне пришла директор школы, и ей, кстати, мой урок очень понравился.

— Помните ли Вы тему этого урока?

— Это была история древнего мира, мы изучали Индию, реки Инд и Ганг. Урок я построила в форме путешествия по этим рекам, детям очень понравилось.

— Вот как раз вопрос о детях: какими качествами должен был обладать ученик, чтобы заслужить вашу любовь?

— Он должен быть доброжелательным, веселым, остроумным… И при этом не обязательно досконально знать мой предмет. Кстати, у меня всегда были с детьми хорошие отношения. Но никогда я с учениками не панибратствовала – всегда соблюдала дистанцию.

— Скажите, какое событие своей жизни вы можете назвать историческим?

— События, которые связаны опять-таки со школой – празднование 25-летия первой школы и 60-летия пятой школы. Мне настолько понравилось, как были организованы эти юбилеи! Запоминался и каждый выпускной, когда мы детей от своего сердца отрывали… В общем, школа – это была вся моя жизнь, и родные дети были в этой школе со мной, пока учились.

— А теперь о более масштабном: назовите наиболее важные, на ваш взгляд, исторические события двадцатого века.

— Конечно, прежде всего, это Великая Отечественная война. Я даже кое-что помню. Например, в 1941 году, когда немцы наступали на Москву, наши женщины копали окопы за Белой Речкой. У нас, на улице Толстого, возле каждого дома тоже был вырыт окоп, и когда начинало греметь, а небо со стороны Москвы полыхало, мама хватала нас с сестрой, вещи, увязанные в узлы, и мы бежали в эти окопы. А еще я помню, как после войны дома в нашем городе на улице Ленина строили пленные немцы. И через нашу улицу Толстого они ходили за Белую Речку в лес хоронить своих умерших. А когда они шли обратно, наши женщины, у многих из которых погибли мужья на фронте, совали этим немцам яйца, помидоры, хлеб… И многие немцы плакали и говорили: «Данке, данке…» Если называть еще какие-то яркие события, то это двадцатый съезд партии, выход на экраны программы «Взгляд», появление на политической арене такого яркого лидера, как Анатолий Собчак.

— В этом году мы отмечаем столетие Октябрьской революции, которую сегодня часто называют вооруженным переворотом. Как Вы относитесь к такому переименованию?

— Я настолько этим возмущена! Парижская коммуна тоже была пролетарской революцией, она просуществовала 72 дня. Но про нее до сих пор говорят: «Парижская коммуна». А у нас появилось выражение «вооруженный переворот». Как же так?! У нас все признаки революции! Да, такое событие произошло, и вы дайте ему свою оценку, но зачем переименовывать?

— Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу сегодняшней ситуации в образовании. Резонансно звучат вопросы оплаты труда педагогов, большой нагрузки, дефицита молодых кадров. Говорят о том, что необходимо поднять социальный статус учителя, престиж профессии педагога. На Ваш взгляд, это зависит только от уровня заработной платы?

— Ну, а как прожить без зарплаты? Четырнадцать тысяч – разве зарплата, когда учитель должен быть красиво одет, являться примером для учеников. Учитель должен заниматься самообразованием – а для этого нужно свободное время, которого не будет, если работать на нескольких ставках и чуть живой приходить домой, где еще ждут домашние дела и куча тетрадей!

— И время для хобби тоже надо выкроить – без этого тоже нельзя. Кстати, какое увлечение Вам лично помогало отдыхать от школьных нагрузок?

— Я всю жизнь выращивала цветы. У меня на даче всегда их было видимо-невидимо, особенно, роз. Были и редкие – форзеция, миндальный орех… Знакомые удивлялись: как в настоящем питомнике! На моем участке на улице Комарова и сейчас много цветов, некоторые до сих пор цветут… Времени на цветоводство теперь много, а вот здоровья стало меньше…

— Значит, переходим к пожеланиям. В канун Дня учителя и в день Ваших именин главное пожелание – здоровья. Пусть Ваши близкие дарят Вам любовь и заботу, а цветы радуют долгим цветением. А что бы Вы пожелали своим коллегам-педагогам в канун профессионального праздника?

— Ветеранам я желаю здоровья и оптимизма, а молодым – детей любить. Если детей не любить – зачем в школу идти?..

Мария Александровна Белова

Этому учителю истории всего 22 года, Мария Александровна только-только начинает свой путь в коллективе школы №1. Она выглядит едва ли не сверстницей старшеклассницам, но строгий учительский взгляд уже выдает в ней причастность к большой армии педагогических работников. На столе в учительской – стопки школьных тетрадей, за окном – город, раскрашенный в цвета осени, а за дверью шумит веселый школьный улей. Все это – новые составляющие сегодняшней жизни молодого учителя истории.

— Расскажите о себе.

— Я родилась в Кольчугине, но так получилось, что в конце 90-х моего отца по перераспределению пригласили работать на Псковскую ГРЭС, и родители переехали жить в Псковскую область – мне тогда было три с половиной года. Каждый год приезжала в Кольчугино – здесь осталось много родственников, так что с городом была хорошо знакома. По окончании школы поступила в Псковский педагогический университет, имею высшее образование со степенью бакалавра по специальности «история, обществознание» и сейчас продолжаю образование на степень магистра. Отработав год в Псковской области по специальности, я переехала в Кольчугино.

— Почему выбрали именно историю?

— История мне нравилась с пятого класса – благодаря моей учительнице Марине Борисовне Щенецковой, которая привила любовь к этому предмету. Она была достаточно строгой учительницей, мне нравилась ее интересная подача материала, нравилось, что у нее постоянно была дисциплина в классе, плюс она еще очень стильно одевалась, прекрасно выглядела… Мой дядя Владимир Владимирович Артемьев тоже учитель истории, и мы с ним тоже много общались по этому предмету. В общем, уже с восьмого класса я знала, что буду учителем.

— Можно ли сказать, что Ваша учительница стала для Вас примером в педагогике? Вы с нее списали образ учителя?

— Какого-то цельного образа у меня не было, я брала пример с многих своих учителей, с которыми, кстати, общаюсь до сих пор. Собирала этот образ с каждого – по чуть-чуть. При этом понимала главное: учитель должен уметь грамотно изложить материал, умел подать себя и выстроить отношения с учениками.

— Мария Александровна, почему в Вашей судьбе появилась первая школа?

— Опять благодаря моему дяде, потому что когда я в июле планировала переезжать в Кольчугино, обратилась к нему, потому что город и сферу образования он знает лучше. Он созвонился с Еленой Анатольевной Родионовой, а из школы как раз уходила Надежда Александровна Печалина, и появилась вакансия историка. Мы созвонились с Еленой Анатольевной и сразу обо всем договорились.

— Помните ли Вы свой первый урок?

— Это было 2 сентября 2016 года, у меня был первый урок в 9-А классе. Урок был вводный, мы повторяли курс пройденного материала. Этот класс был очень веселый, взбудораженный, как будто дети только-только входили в переходный возраст, хотя он у них должен был уже закончиться. Так что пришлось сначала работать над поведением этого класса, и первые уроки были очень волнительными. Но потом я осень быстро включилась, и мы начали осваивать новый материал.

— Мария Александровна, какими качествами должен обладать ученик, чтобы заслужить Вашу любовь, Ваше доброе отношение?

— Какого-то образа идеального ученика у меня нет – я понимаю, что в первую очередь передо мной сидят дети, а дети все разные, и они этим интересны. Если бы вы пришли в класс, где все дети сидели бы по струнке, идеально отвечали, то вам, как педагогу, было бы с ними скучно. Дети мне нравятся все, стараюсь найти подход к каждому, не выделяя никого. Ребенок прежде всего должен быть самим собой и выполнять требования учителя.

— Какое событие своей жизни Вы можете назвать историческим?

— Наверное, это как раз мой переезд в город Кольчугино. Я всю жизнь мечтала жить на своей родине. И наконец моя мечта осуществилась.

— А что, на Ваш взгляд, можно назвать самым ярким историческим событием двадцать первого века?

— Думаю, для нашей страны это избрание президентом Владимира Владимировича Путина в 2000 году. Тем более, как историк, я знаю о том, какой наша страна была в 90-х годах, какие происходили события, и какой наша страна стала потом благодаря президенту.

— В год столетия Октябрьской революции часто можно слышать о том, что это был просто вооруженный переворот, то есть событию дается некая негативная оценка. Что Вы думаете по этому поводу?

— Если мы говорим о каком-то историческом событии, то к нему нельзя подходить с однозначной оценкой – положительной или отрицательной. Мы должны проанализировать его с точки зрения исторического значения. У этого события есть и положительные, и отрицательные стороны. Что касается формулировки, то в современных учебниках события Февральской и Октябрьской революций объединили в единое понятие «Великая российская революция». Формулировки «вооруженный переворот» в учебниках нет.

— Мария Александровна, теперь вопрос, не относящийся к Вашей профессиональной деятельности. Есть ли у Вас хобби, какое-то занятие для души?

— Я увлекаюсь чтением книг, хотя в последнее время не всегда удается почитать то, что хочется. А еще люблю заниматься цветами. Я выращиваю дома цветы и люблю заниматься огородом!

— Вопрос о статусе учителя и престиже этой профессии является достаточно актуальным. Как Вы думаете, все ли здесь зависит от высоты оплаты труда?

— Социальный статус учителя зависит от политики нашего государства, от того, как оно относится к работникам образования. Учителя выполняют государственный заказ, и они должны получать достойную заработную плату. В то же время есть понятие личного статуса, авторитета – их учитель должен заработать личными заслугами.

— А теперь – ближе к празднику. Этот материал выйдет накануне Дня учителя, так что у Вас есть возможность поздравить своих коллег со страниц нашей газеты.

— Поздравляю всех с Международным Днем учителя, желаю всем успехов, терпения, хороших учеников – чтобы они радовали и мотивировали к дальнейшей работе!

Понравился материал? Поделись с друзьями!