В культуре всегда есть место подвигу

Окно в кабинете директора Дома культуры поселка Металлист Татьяны Геннадьевны Бяковской уставлено цветочными горшками. Чего тут только нет: фуксии, бегонии, пеларгонии… За окном – снег с дождем, а на окне – кусочек лета, и хотя Татьяна Геннадьевна говорит, что пока полюбоваться нечем, меня, например, радуют даже несколько полураспустившихся бутончиков. «Посмотрите, какая здесь красота была», — супруг Татьяны Геннадьевны, Юрий Александрович, показывает мне на экране телефона буйное цветение этой оконной клумбы осенью прошлого года. «Это фотки, которые я тебе в больнице показывал», — говорит он жене.
В больнице она оказалась из-за ножевого ранения, полученного от перепившего односельчанина здесь, у входа в Дом культуры. Тогда она думала не о себе, а о детях, которые были в здании. Тогда все миллиметры и секунды сложились так, что она выжила – чтобы увидеть, как красиво цветут ее цветы…

Судьба

В поселок Татьяна приехала вместе со своими родителями в 1973 году. Вообще, по линии мамы ее семья из Москвы: во время войны (обороняя столицу, бабушка тушила фугаски!) их отправили жить в Юрьев-Польский, где мама Татьяны Геннадьевна получила педагогическое образование и по распределению, вместе со своим мужем, отправилась работать в Ташкентскую область, где и родилась Татьяна. Когда ей исполнилось 9 лет, семья перебралась во Владимирскую область, выбрав развивающийся в ту пору поселок Металлист Кольчугинского района. Это место показалось им очень уютным, где все под рукой – лес, речка, дома стоят, словно, прижавшись друг к другу. И люди, кстати сказать, здесь тоже научились жить, прижавшись друг к другу, доверяя и видя друг друга насквозь. И поэтому однажды тогдашний директор совхоза «Металлист» Алексей Михайлович Сидоренко вызвал к себе юную Татьяну, которая пошла после школы работать трактористом (!), и предложил ей пойти учиться во Владимирское культпросветучилище на режиссера клубных мероприятий. «Ну, я и пошла. Плясать-то все любили», — смеется Татьяна Геннадьевна. В годы учебы она вышла замуж, какое-то время молодая семья пожила в Собинке, у них родилась дочка, но потом все равно было решено переехать в «Металлист» — возвращение состоялось практически 30 лет назад. Столько же лет и их сыну – он родился уже здесь.
Как говорит Татьяна Геннадьевна, она сразу же пришла работать в Дом культуры. До нее здесь была страшная текучка кадров. «А почему у них не складывалось? Из-за зарплаты?» — спрашиваю я. «Да зарплата всегда была маленькая. Культура-то всегда была нищая», — говорит Татьяна Геннадьевна, но справедливости ради добавляет, что сейчас многое изменилось в лучшую сторону и «обижаться нечего»: все налажено, есть интернет, аппаратура, компьютеры. Мы так и не нашли с моей собеседницей ответа на вопрос, почему не складывалась работа у ее предшественников, но уже с первых минут общения с этой удивительной женщиной я поняла ее главный секрет: она пришла сюда как в свой родной дом. Растворилась в нем целиком и полностью, начала болеть за каждый уголок, за каждую досочку, начала украшать его и наполнять цветами – теми самыми, которые на экране телефона мужа порадовали ее в больнице.

Дом

Вообще, для поселка планировали построить большой двухэтажный Дом культуры, но жизнь распорядилась иначе – и поселковый клуб разместился в коттедже, предназначенном для жилья. Может быть, именно это повлияло на его ауру, и дело оставалось в малом – чтобы в этот дом пришла настоящая хозяйка. За эти годы Дом культуры под руководством Татьяны Геннадьевны как будто сконцентрировал в себе все лучшее, что было в здешних людях, и начал транслировать это лучшее направо и налево. Причем, в прямом смысле слова. Например, существовало в поселке радио (спасибо бывшей главе администрации Л.Н. Ждановой) – система вещания с несколькими точками в поселке. Татьяне Геннадьевне пришло в голову использовать это радио не только для официальных объявлений, но и, например, для поздравлений с Днем рождения односельчан, для рассказа о праздниках, для приглашения на разные мероприятия. «Происходит это все ненавязчиво, — рассказывает Татьяна Геннадьевна. – Когда праздники, когда солнечный день… Посмотришь – они гуляют. Дай, думаю, для настроения-то включу…»
Поднимая настроение односельчанам, она и сама настроена так, что люди к ней тянутся и любят беззаветной любовью. Особенно, дети, среди которых есть и таджичка, и цыгане. У нее на сцене они вместе играют в сказке, вместе участвуют в концертах, ходят колядовать. На мероприятиях у нее всегда полный зал. И зрители никогда не опаздывают.
Гордится Татьяна Геннадьевна своими работниками, которые ведут здесь свои направления: Анатолий Митрофанович Домнич – группу «Сувенир», Тамара Корнеевна Матвеева – группу «Иван да Марья».
Самое интересное – Татьяна Геннадьевна сама активно участвует в программах, зачастую экспромтом решая, с каким номером она будет выступать. Один ее номер навсегда вошел в историю. Это был номер с курицей на сцене Кольчугинского Дворца культуры.

Коронный номер

«Меня Марина Томасовна уговорила», — говорит Татьяна Геннадьевна. Вместе с ней в этом номере выступала голландская хохлатка. Животное в качестве сценического партнера в ее жизни появилось совсем не случайно. «Я животных очень люблю, и, вообще-то, хотела стать ветврачом, — признается моя собеседница. — Дома у меня много животных: рыбки, свинки морские, кролики, козы, куры, инкубатор с цыплятами. Каждый день я встаю в шесть-пол шестого, и заканчивается этот день неизвестно когда. Если я расстанусь с клубной работой, то с животными – никогда! Я стараюсь, чтобы они не боялись людей и света, чтобы сидели смирно. И у меня есть дрессированные ручные свинка, кролик и курица». Именно курице посчастливилось сорвать овации на сцене ДК, снести яйцо в гримерке, да еще и посидеть на голове главы администрации Максима Юрьевича Барашенкова. Татьяна Геннадьевна так вспоминает об этом: «Меня ослепили в этом номере прожекторами. Очень переживала за курицу, которая могла просто улететь, а у меня чуть не провалился номер с жонглированием. Ловила мячи наощупь. А потом так получилось, что посадила курицу на голову главе администрации. Меня за это потом критиковали. А я ничего не видела – видела только большую кудрявую голову…»

Надежда и опора

Были в этом доме и сложные периоды. Например, в 2009 году сельские Дома культуры стали отдельными юридическими лицами. «Для меня это была катастрофа, вплоть до увольнения, потому что бумаги – это не мое», — признается Татьяна Геннадьевна. В ту пору настоящей опорой на работе для нее стал муж Юрий Александрович, который взял на себя ведение всей этой документации.
Понятно, что и в домашних делах супруг всегда рядом. Между прочим, и пироги испечет, и пельменей налепит… «Если бы не он – даже солнце бы не вставало», — говорит Татьяна Геннадьевна.
«Часто ли семье удается отдыхать? На море бываете?» — спрашиваю я. «На море? Вон у нас десять минут – и море. Дети сейчас за нас путешествуют. А мне этого не надо – я съездила в Деревеньки на мотоцикле и как за рубежом побывала», — рассуждает Татьяна Геннадьевна.

Докричаться до небес

Мы обе понимаем, что обойти тему страшного происшествия 16 сентября не получится. «Прошло почти полгода, вас отпустил этот кошмар?» — спрашиваю я. «Ко многим ситуациям я отношусь философски, — говорит Татьяна Геннадьевна. – Да, это случилось. И, видимо, должно было случиться. Просто хорошо, что первыми не вышли дети – ситуация была бы еще страшнее. Хорошо, что я быстро среагировала и крикнула детям «Прячьтесь! Бегите! Зовите всех!»
В этот день перепивший односельчанин взял огромный нож и отправился в клуб, где как раз были дети. Татьяна Геннадьевна открыла дверь ему навстречу и сразу получила удар ножом в живот.
И даже упав на улице, она, понимая, что он все еще в клубе, лежала и кричала детям. И этот крик, наверное, долетел даже до небес. Сбежались люди (в погожий субботний день многие были на улице), сразу несколько человек позвонили в милицию, быстро приехала «скорая помощь», которая — к счастью! — была на вызове в поселке и уже собиралась уезжать в город. В этой ситуации все решали минуты. Чудом нож не задел жизненно важные органы – чуть-чуть до позвоночника, чуть-чуть до артерии, чуть-чуть до печени… Операция продолжалась три часа.
…Уже через 2 месяца Татьяна Геннадьевна вышла на работу. А вот психологические травмы не заживали долго. Дети долго не ходили в клуб, вплоть до новогодних праздников, а сама Татьяна Геннадьевна первое время не могла видеть ножи. Она признается, что первое время как будто в ступоре была, ей было все равно — что происходит, как цветы растут…
«Я считаю, что это случай глупый и нелепый. Ничего ему не предшествовало – ни скандала, ни ссор. Я не люблю ссоры, со всеми живу мирно и дружно…» — говорит она.  Впрочем, было два знака, которые ее насторожили: за 2 дня до трагедии погибла ее тайская кошка – нелепо, прямо у дома попала под колеса медленно ехавшей машины. А потом приснился Татьяне Геннадьевне очень странный сон: сидят они с мужем на диване, она его обнимает, а ее руки словно проходят сквозь него… Знающие люди сказали: кошка забрала на себя беду, которая зовется «смерть». Ведь на самом деле директор клуба была просто в маленьком шажке от вечной разлуки.

Чтобы цвели цветы…

Почему это должно было случиться? Ответить на этот вопрос действительно очень трудно. Сложно принимать и понимать подобные ситуации.
Татьяна Геннадьевна рассказывает мне о том, сколько людей приходило к ней в больницу, сколько помогали материально, сколько сочувствовали. Такую же помощь она получила, когда два года назад умерла ее мама Раиса Васильевна Кудряшова – педагог от Бога, всеми любимая в поселке. И я думаю, не было бы этого всего, если бы свою жизнь, свою энергию, душевные силы и героиня моего материала, и ее мама не растрачивали бы на людей. «Просто закрывать и открывать клуб я не могу. Жертвуешь на этой работе всем. С выходными не считаешься. Это большие артисты могут гнать одну и ту же программу по разным городам. А в деревне-то – н-е-ет! Ты на сцене один раз песню споешь, второй раз, а на третий раз тебе ткнут: ты что нам одну и ту же песню поешь? Здесь постоянно лопатишься, засыпаешь в поисках и просыпаешься в поисках…»
Наверное, именно такое отношение к людям привело к тому, что Дом культуры тесно сотрудничает с библиотекой, со школой, с администрацией, с отделом культуры…
«Столько мероприятий проводим интересных! И ко всем таким моментам у меня всегда пышно цветут цветы: ставлю их в зале на стол и подсветочку делаю… Красота!» — улыбается Татьяна Геннадьевна.
…Скоро эта красота вновь распустится к очередному мероприятию. Здесь же, на подоконнике, Татьяна Геннадьевна укореняет отростки своих цветов – чтобы раздать людям. Как частички своей любви, своей доброты и красоты. Как надежду… Ведь что бы ни случалось в нашей жизни, цветы все равно расцветают…

Е. Фролова

  • KUL1
  • KUL2
  • KUL3
  • KUL4
Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии