Люди, ставшие крыльями…

Белые рубашки, синие галстучки, аккуратные прически… Эти очаровательные, улыбчивые женщины, с которыми мы беседуем в одном из кабинетов Комплексного центра социального обслуживания населения, словно стюардессы, только что прилетевшие с рейса. А скоро к ним присоединяется и «пилот» – высокий, подтянутый, открытый для общения… Каждый из них пришел сюда, чтобы рассказать свою маленькую историю попадания …нет, не в гражданскую авиацию, а в социальную сферу. Мои собеседники – социальные работники КЦСОН, люди, ставшие крыльями для больных, беспомощных и неподвижных…
Идиятуллина Рашида Раисовна работает в социальной сфере три года. Ее специальность – педагог, три года назад она как раз искала работу, близкую к ее специальности. Ей порекомендовали профессию социального работника, и скоро она поняла, что ее подопечные – совсем как дети, которых тоже порой надо подучить, которым нужна доброта и забота… «Мне очень нравится моя работа, — говорит Рашида Раисовна, — ведь я не только отдаю свои тепло и заботу, но и многому учусь у своих бабушек и дедушек. Они делятся своим жизненным опытом. Мои подопечные стали частью моей жизни, звонят мне в любое время, даже ночью – делятся своими проблемами и радостями, просто любят пообщаться. Многим из них за семьдесят пять, так они меня называют по имени и «дочка». Мне и самой приятно, такое близкое отношение… А в отпуск когда уходишь – они переживают, ведь привыкли к нам. Даже во время отпуска порой звонят и спрашивают: «Когда ты уже придешь?».
Татьяна Николаевна Поцелеева работает здесь уже пять лет. До этого она трудилась мастером маникюра в парикмахерской. И в эту парикмахерскую ходила обслуживаться соцработник. Как-то они разговорились, Татьяна Николаевна призналась, что даже не подозревала о существовании такой профессии. Во время разговора выяснилось, что в социальную службу требуются работники. А Татьяна Николаевна как раз столкнулась с трудностями в своей работе, с которыми ей, индивидуальному предпринимателю, справляться было все сложнее. Повышение налогов, растущие цены на расходные материалы – все это подвигло ее задуматься над словами клиентки. Девушка пришла в КЦСОН, ее взяли. «Первое время мне было, конечно, тяжеловато, — рассказывает Татьяна Николаевна. – У меня не было своего участка, и я полгода заменяла тех, кто был в отпусках. А клиенты, как известно, разные бывают… Но все мы люди, все мы разные, приходилось находить общий язык, искать индивидуальный подход к каждому… Со временем у меня появился свой участок, все наладилось. И теперь я привыкла к своим клиентам, как к родным! У меня уже нет своих бабушек и дедушек, и это отсутствие восполняет мне моя работа. И очень жалко, конечно, когда они уходят… особенно, когда впервые с таким сталкиваешься. Это просто шок…»
Артем Александрович Ермалюк работает в социальной сфере шестой год. Он рассказывает, что его целью было найти работу, которая бы и нравилась, и приносила реальную видимую пользу. Кроме этого была еще одна цель – жениться. Достижение второй цели напрямую зависело от достижения первой. Его хорошие знакомые посоветовали прийти в КЦСОН. Он пришел, был принят. Это было в начале декабря 2012 года, а уже в конце декабря он сделал предложение своей девушке. Сейчас в семье уже подрастает трое детей, супруги счастливы, а работа та самая, о которой мечтал – и нравится, и приносит пользу. Он так рассказывает о ней: «Моя должность звучит как «специалист по социальной работе». Так как я хорошо знаю компьютер, стал обучать бабушек и дедушек. К тому же организовываю их досуг. Вот недавно пошел бум на скандинавскую ходьбу, и я стал тренером по этой ходьбе. У нас есть группа, в которую постоянно приходят все новые и новые желающие, думаю, скоро придется делать уже две группы. Ходим мы в парке ДК – по тому же кругу, по которому в учебное время бегают школьники. Минут за сорок-сорок пять мы проходим девять кругов, очень довольны. Нам поступили палки, которые мы предоставляем нашим клиентам. Да, своей работой я доволен. Чувствую, что приношу пользу. Появилось много новых знакомых, с которыми интересно общаться и обмениваться опытом, а порой знания, которые я получаю от наших клиентов, не найдешь в Интернете».
Ирина Александровна Аношенко работает почти восемь лет. Она, как и ее коллеги, узнала об этой работе от своей знакомой, которая тоже здесь работала. Пришла, заполнила анкету и была принята. На участке у Ирины Александровны девять человек, есть бабушки, которые стоят на обслуживании все восемь лет, прямо с того момента, как Ирина Александровна начала здесь трудиться. «Я стараюсь найти с бабушками общий язык, но и не перехожу на «ты», чтобы не быть подружками, переходить какие-то границы. Работа бывает всякая: ходим в магазин, делаем уборку, порой приносим воду с колодца – у кого нет водопровода, чистим снег. Приходится общаться и с родственниками, а они бывают разные, порой и не идут на контакт. Но без участия родственников оформить субсидию, например, не получится, поэтому приходится находить подходы, договариваться».
«В коллективе социальных работников принято обсуждать какие-то проблемы, спрашивать совета, или все варятся в своем соку?» — спрашиваю моих собеседников. «Да, конечно, — говорит Т.Н. Поцелеева, — мы всегда поддерживаем друг друга, помогаем, чем можем. Коллектив соцработников у нас большой, три отделения, всего больше сорока человек. И в этом плане хочется сказать большое спасибо нашим заведующим отделениями и директору, которые сразу откликаются на все наши просьбы о помощи, дают нужные советы». А наверняка, такие ситуации возникают, ведь пожилые люди в силу своего менталитета могут быть слишком обидчивыми или недоверчивыми… «Это и понятно, — говорит Р.Р. Идиятуллина, — ведь когда мы приходим к ним впервые, мы для них – новые люди, поэтому может возникнуть какое-то недоверие. Но со временем оно проходит, испаряется…» «А если ваши клиенты просят вас оказать услуги, которые не входят в перечень установленных законом?» — интересуюсь я. «Если просят что-то подобное, то мы привлекаем волонтеров, обычно это студенты колледжа. Мы подаем им заявку, и в летние каникулы ребята помогают нашим бабушкам и дедушкам», — отвечают женщины.
Не могу не спросить о том, повлияла ли на общую атмосферу в Комплексном центре смена руководителей – так получилось, что за последнее время это произошло уже в третий раз. Но выясняется, что все «как шло, так и идет». Руководители уходили только на повышение, что и не удивительно – здесь всегда работали настоящие профессионалы. «Как и везде бывает, к нам тоже попадают случайные люди, — рассказывает Татьяна Николаевна, — но они в соцработниках не задерживаются». «На нашей работе формально, без души сделать ничего не получится, — вторит ей Рашида Раисовна. – Здесь надо вкладывать себя полностью – только в этом случае будет результат». «А посоветовали бы, в свою очередь, сегодня своим знакомыми прийти сюда работать?» — спрашиваю я. Отвечают почти в один голос: «Не всем. Не каждый сможет здесь работать. Вспыльчивый, с тяжелым характером — не сможет. Человек должен быть терпеливым. И мягким, и жестким одновременно – а это сложно…»
На вопрос «Изменила ли вас эта работа?» мои собеседники отвечают: «Мы стали терпимее, сдержаннее… Научились свое настроение и свои проблемы оставлять дома, чтобы идти к нашим клиентам с улыбкой, как на праздник…». — «Получается?» — «Стараемся… Если дома нет проблем, это не сложно. А бывает, придешь к бабушке, а у нее плохое настроение: все плохо, чуть ли не умирать собралась. Приходится настроение ей повышать, о чем-то говорить, потихоньку отвлекается, смеяться начинает…» «Даже и у нас, в дневном отделении такое встречается, — говорит Артем Александрович. – У нас хоть клиенты и сами себе продукты покупают, сами себя обслуживают, но общения им тоже не хватает. Дома стены давят. И они приходят к нам, чтобы восполнить этот недостаток. Причем, общаются не только с нами, но и друг с другом. Как показывает практика, они продолжают это общение и вне стен этого здания, а это очень важно. Начинают ходить вместе в бассейн, находят другие совместные занятия и таким образом борются со своим одиночеством».
Спрашиваю, поддерживают ли соцработников члены их семей. «Конечно, поддерживают, бывает, даже помогают чем-то, — говорит Ирина Александровна. — Например, далеко идти с тяжелыми сумками – так муж довезет. Бывает, у бабушки надо что-то прибить – тоже просишь мужей».
«Бывает, в выходной бабушка позвонит – хлеб кончился, думала – хватит, а аппетит проснулся – все съела. И если недалеко идти – дочку свою прошу: отнеси бабушке хлеба, — делится Татьяна Николаевна. – Или когда летом ягоды пойдут или яблоки – принесем, поделимся с ними, а они так рады! Свойское – не покупное…»
Конечно, хочется узнать и о материальной стороне этой работы. Когда-то, увы, социальные работники получали не очень много, и работать сюда приходили, в основном, молодые пенсионеры – люди с каким-то доходом. Сейчас все изменилось. Мои собеседники говорят, что с недавнего времени зарплата у соцработников стала достойной. «Лично я вижу, что Россия меняется к лучшему», — говорит Артем Александрович. И мы соглашаемся, что достойная оценка труда тех, кому государство доверило помогать пожилым и одиноким людям, говорит о хороших переменах. Вот и сам праздник – День социального работника – празднуется в нашей стране все шире и ярче. Кольчугинских соцработников, например, в этом году будут чествовать на сцене Детской школы искусств. Будет сказано много добрых слов и вручены награды лучшим. «А что бы вы сами себе пожелали?» — спрашиваю у виновников торжества и слышу ответ: «В первую очередь, здоровья, терпения и еще больше человечности…»

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии