К Дню учителя

Дорогие друзья. Сегодня, в канун Дня учителя, мы публикуем материалы наших молодых внештатных авторов. Трое молодых людей – студент Никита Шаров и учащиеся школ Тимур Абиддинов и Алексей Шаров – получили редакционное задание: написать о том, каким должен быть идеальный учитель и встречались ли таковые на их жизненном пути. Вот что получилось у наших ребят.

Учитель – твой третий родитель

«Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование»
Марк Твен

Задали мне давеча вопрос — «а каков, по-твоему, идеальный учитель?»
Не сразу найдясь, что ответить, я решил расписать это все в паре листов, чтобы максимально доступно и грамотно донести мысль.
Так уж вышло — хорошо ли, плохо ли, — но человек половину своей бессознательной жизни проводит в школе, и, справедливо оно или нет, но на учителя возлагаются исключительные по своей значимости задачи по воспитанию в этих маленьких, но уже людях, разумного, доброго, вечного.
Справляются они с переменным успехом. Но справляются. Или одному мне так повезло?
Учитель должен понимать, что всякий их подопечный — это пластилин, это глина. И как ты ее вылепишь — так она и обожжется, а как обожжешь, так она и останется на всю ее жизнь. На них, в некотором смысле, возлагается куда большая ответственность, нежели, иной раз, на родителей. И за эту ответственность, по большому-то счету, было бы здорово доплачивать.
И опять же — вместе со всем вышеозначенным, учитель должен понимать, как работает школа и структура образования в общем и целом, и стараться дать ребёнку то, что ему никогда не покажут по телевизору и никогда не войдёт в школьную программу.
И тут мне снова несказанно повезло, ибо только такие учителя мне и попадались, и чуть не за уши затаскивали меня на факультативы, где мы небольшим кружком иллюминатов обсуждали текущие дела и говорили об том, что едва ли скажут на уроках.
Идеальный учитель, каким я его вижу — метафизическое сочетание в одном человеке признаков отца, старшей сестры и лучшего друга, ведь идеальный учитель строг, как первый, добр, как второй, и ироничен, но понимающ, как третий.
Мне в моей жизни посчастливилось повстречать многих изумительных учителей, которые были примером многим, надёжей и опорой для учащихся, к которым, за неимением поддержки и человека, который бы приобнял и выслушал, тянулись совсем еще незрелые умы. Но, чтобы не обижать тех, кто меня обучал и наставлял, и чтобы быть исторически справедливым, я выделю одного своего учителя в прямом и переносном смысле — Наталью Александровну Чулкову, преподавательницу по русскому языку и литературе в Юрьев-Польском Финансово-Экономическом Колледже (сокращенно — ЮПФЭК, в ту пору он звался именно так). Это был (и остается, и останется, уверен, впредь) пример совершенно пассионарного и гуманистского отношения к своим ученикам, пример справедливой строгости, умения оставаться человеком в любой ситуации, приверженности идеи, что с детьми надобно общаться, как с равными себе, и ни в коем разе не указывать на пропасть между вами в социальном/возрастном/половом аспектах. Наталья Александровна и была тем дороже и милее моему сердцу, что докончила мое формирование как апологета слога русского и поборника идеалов русской литературы, и, как знать — и меня как человека. Молод и горяч, я многое пропускал в те годы мимо ушей (сдается мне, такой недуг в бытность «дитёй» поражал всех без разбору), и ее советы относительно учебы, разумеется, тоже греблись под одну гребенку с прочими, ведь, когда ты молод, ты слушаешь не голову, а ноги, но именно благодаря Наталье Александровне я (как бы совершенно вдруг) начал что-то понимать.
Это — тот самый пример идеального учителя. Мне она была и наставником, и другом, и старшей сестрой, которая будет тебя ругать (ну, а то как же), и, может, даже маме скажет, и будет, сложив руки на груди, стоять и кивать, когда тебя отчитывают — но упаси Господь хоть кого-нибудь отнестись к тебе не как к человеку, или обвинить в чем-то несправедливо, или обидеть тебя (потому что только ей дано право обижать тебя, и ни разу она этим правом не воспользовалась, от бесконечной ли любви сердца женского, от жалости или оттого, что ты все равно ничего не поймешь, так что ж понапрасну силушки переводить) — береги глаза. Наталья Александровна никогда не путала границ своей юрисдикции, свято чтила личное пространство человека, его выбор и путь, и каждому, даже самому заблудшему и пропащему, искала дорогу. Пусть не в сердце, но в душу, пусть не в душу, но в мысль.
И стоит ли говорить, что я и по сей день имею честь поддерживать изящные знакомства с большею частью четы Чулковых, в том числе и с Александрой, старшей дочерью Натальи Александровны, унаследовавшей и преумножившей лучшие черты своей матери.
Слышал давеча выражение, мол, «Учитель — твой третий родитель».
Пожалуй, так оно и есть. Скажу больше — в этом случае у меня были лучшие родители, каких я только мог себе пожелать.
И хорошо, что в этом плане я сиротой не остался.

Никита Шаров

Недооцененный подвиг

Огромное место в юности каждого человека занимает учитель. В день этого праздника мы вспоминаем человека, который становится частью нашей семьи. У большинства из нас эти воспоминания связаны с лучшим периодом жизни, в котором есть человек, что укажет на верный путь. Учитель помогает нам в первых шагах навстречу взрослой жизни, поддерживает наше стремление к познанию, делясь опытом, мотивирует к новым открытиям.
Эту профессию можно сравнить с хождением по краю, ведь излишняя строгость к ученикам губит желание учиться не меньше, чем излишняя доброта и мягкость. Одним из важнейших факторов заинтересованности в предмете является умение правильно и интересно преподносить свою дисциплину. Сдержанность и требовательность наряду со своевременной мягкостью и пониманием располагают к себе большинство детей так, что им не нужно страдать зубрежкой ради понимания предмета. В жизни многих из нас был педагог, который к всеобщему удивлению своим легким подходом порой мог донести то, что не было под силу тем, кто отличался строгостью подхода к учебному процессу. Порой эти методы отталкивают учеников, но иногда требовательность является единственным верным методом в стремлении к дисциплине.
Из нашего опроса и наблюдения за многими ребятами также можно сделать вывод, что учителя порой сами не осознают того, как дети нуждаются в их внимании. Ученики хотят видеть в своём наставнике близкого друга и человека, которому можно довериться. Поддержка и забота этого педагога являются одним из решающих факторов в становлении маленькой личности.
Мы все чаще говорим, что «учитель должен». На этой ноте нельзя не напомнить о том, что многое в этих отношениях зависит и от учеников. Уважение, понимание, своевременное исполнение заданий и внимательность отношению к учителям являются решающим фактором во взаимодействии с педагогом. Учитель — такой же живой человек, который нуждается в поддержке и понимании со стороны тех, кому он посвящает свои труды.
Учащимся МБОУ СОШ №7 им. Н. К. Крупской очень повезло с педагогами. Мы не можем не сказать «Спасибо» всем тем, кто с таким старанием и заботой вкладывает в нас частицу себя изо дня в день, ступая по этому сложному пути. Профессия учителя – один из тех подвигов, которые мы недооцениваем.

Тимур Абиддинов

Идеальные учителя — они бывают?

Школа. Как много в этом слове! Сколько воспоминаний о ней есть у каждого из нас, у кого-то – тёплых, а у других – скажем так, не очень. У некоторых школа ассоциируется с весельем и друзьями, у некоторых – со скукой и рутиной. Наверное, это самый насыщенный этап нашей жизни, не так ли? И какая разница, чем вы занимались, чем вы жили после ухода из школьных стен, пусть даже они служили вам скорее пленом, чем нечто противоположным.
Но остановимся на выше сказанном слове «воспоминания». Что мы помним о школе? По большей части – учителя и одноклассники. Учителя, быть может, одни из важнейших людей в нашей жизни. Например, не будь их, вы не читали бы эту статью. И «Кольчугинские вести» тоже. Велика потеря, знаете ли.
А бывали ли в вашей жизни учителя, которых вы могли бы назвать идеальными? Предлагаю сегодня поразмышлять на эту тему.
Что вообще такое «идеальный»? В нашем, обывательском  понимании – безупречный. Может ли учитель быть безупречен? Ответ предсказуем: для каждого – по-своему, ведь у каждого свои к учителям требования. У учеников – одни, у родителей, соответственно – другие. Моё понимание идеального учителя я приведу позже, для начала обратимся к сторонним мнениям.

Владислав, 19 лет, 2 курс университета:

«Идеальный учитель, во-первых, должен знать соседние со своим предметы. Во-вторых, он должен понимать ненужность своего предмета для некоторых. В-третьих, идеальный учитель должен понимать эмоциональное состояние как учащихся, так и всего класса, и на основании оных должен периодически делать классу поблажки. И, наконец, в-четвёртых, он должен любить преподавать больше, чем свой предмет».

Справедливые заявления. Однако обратимся и к другим свидетельствам.

Егор, 17 лет, 11 класс:

«Для меня идеальный учитель – человек, увлечённый своей работой и способный разглядеть талант в каждом ученике. Он относится к ученикам как к своим детям (в разумных пределах) и может замотивировать на работу каждого. Он задаёт много лишь тем, кто сдаёт его предмет на экзаменах, остальных же он держит в строгости, но не перегружает. И при этом идеальный учитель всегда остаётся весёлым и отзывчивым».

Евгений, 17 лет, 11 класс (одноклассник Егора):

«Идеальный учитель – тот, кто может влюбить любого ученика в свой предмет.»

Перед вами некоторые ответы учеников. Какие к вам более близки, решать вам.
Родители также периодически говорят об идеальном учителе, но суть высказываний почти всех из них в одном: идеальный учитель должен уметь преподавать, а остальное – его личное дело. Не будем приводить мнения некоторых родителей, от степени гиперопеки которых над своими детьми у иных читателей волосы встанут дыбом.
Я же, как всякий обыкновенный автор, не нахожусь, что ответить. Идеалов в этом мире почти нет, и это не учитывая то, что идеалы для всех, опять же, свои. Лично для меня (а я сам ученик) идеальный учитель – тот, кто способен зарядить учеников своей внутренней энергией. Это харизматичный, не имеющий себе аналогов человек, как минимум потому, что идеальное и не должно иметь аналогов. Такого рода учителей можно разделить на несколько типов: цитатник, дирижёр и актёр. Кто же они такие, чем они отличаются?
Цитатник – это учитель, представляющий в себе целую кладезь крылатых выражений. Его знают в школе все, а если не его, так его цитаты. У нас в школе такой есть, его зовут Андрей Алексеевич, он ведёт обществознание. Никто из учеников не может выразиться о нём негативно, и каждая третья шутка, произносимая учеником нашей школы, содержит в себе его афоризмы. Без Андрея Алексеевича школа – не школа.
Дирижёр – учитель, способный управлять классом, как дирижёр оркестром. У нас это Ирина Александровна, учитель истории. Она относится к тому типу людей, которые сочетают в себе строгость и юмор, знание своего предмета и свои личные мнения. На её уроках никогда не услышишь разговаривающих учеников или нечто подобное. Учитывая предмет, который она ведёт, на её уроках ученики часто узнают и её собственную биографию, которая перемешивается с реальными историческими фактами. Чего стоит одна история о том, как она в 1980 году два дня стояла в очереди за джинсами. На уроках Ирины Александровны можно часто услышать: «…Вот так я и вышла замуж. Ах, да, на чём остановились? Точно, отставка Хрущёва». Наиболее остроумные относят её к особому виду человека – Homo Ginniyatullinus (по её фамилии – Гинниятуллина).
И, наконец, третий вид идеального учителя – актёр. На уроках этого учителя постоянно слышан весёлый смех учеников и его самого. Даже заядлые прогульщики приходят на уроки этого преподавателя. У нас это – учитель ОБЖ, Владимир Алексеевич. Он отслужил в армии, и пойти бы ему после этого куда угодно, но только не на учителя, где он свои социальные таланты не может применить в полной мере. Если ученики устраивают дискотеку, тусовку и прочие сборища, то он – всегда в центре внимания, за школьными воротами он с нами на равных, что он подробно объясняет каждому классу на первом уроке.
Вот основные типы учителей, встречавшихся мне и моим сверстникам на жизненном пути.
Итак, какой же учитель идеален? Если попробовать найти компромисс между всеми приведёнными теориями, то, после долгих попыток, формируется образ, представляющий из себя человека, как я уже говорил, харизматичного, а также профессионального и совершенно не высокомерного, какие иногда учителя бывают по отношению к своим ученикам, а скорее снисходительного, понимающего и в чём-то даже не вышедшего из подросткового возраста. Этот человек полностью солидарен во многих вопросах со своими подопечными, он всегда поддержит и поможет советом, а иногда и поступком в трудную минуту. С ним можно и повеселиться, и научиться чему-то новому и необходимому. Однако он никогда не забывает свою главную функцию – направлять учеников на пути истинные. Побольше бы таких…

С Днём учителя, дорогие учителя!

Алексей Шаров (г. Киржач)

Понравился материал? Поделись с друзьями!