Место ссылки — Кольчугино

Мы как-то привыкли думать, что политических заключённых и преступников ссылали в Сибирь, Магадан или на Север. Но местом ссылки в советскую эпоху были и малые города центральной России, в том числе и наш город. Недавно я узнал, что у нас отбывал ссылку талантливый духовный писатель, богослов, профессор, известный ленинградский священник Николай Семенович Рудинский. Это публикаций хочется познакомить кольчугинских читателей, любителей истории России, православных верующих нашего района с поистине удивительным человеком.

Жизнь и деятельность

Протоиерей Николай Семенович Рудинский (иногда его фамилию пишут как Руденский) родился 22 августа 1871 года в семье священника в с. Заозерье Угличского уезда Ярославской губернии. В 1892 г. окончил Калужскую духовную семинарию по I разряду первым учеником и был направлен в академию, в 1896 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со званием кандидата богословия.
8 декабря 1896 г. рукоположен во диакона, 15 декабря 1896 г. — во священника к Троицкому храму при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви в Санкт-Петербурге. С июня 1897 г. отец Николай был настоятелем церкви преподобных Сергия и Германа Валаамских при Александровском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. С 1911 г. – до 1922 г. — священник храма благоверных князей Бориса и Глеба в Петербурге.
С мая 1911 г. председатель братства «Борисоглебская лепта милосердия». Указом от 6 мая 1913 г. возведен в сан протоиерея.

С 1896 года Николай Рудинский был преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии, получив звание профессора, а также женской гимназии. После революции был преподавателем литургики Богословского Института и пастырских курсов. (Литургика – богословская дисциплина, изучающая христианское церковное богослужение).
Отец Николай написал книгу «Жизнь и труды святаго Апостола Павла. Последовательный комментарий апостольских посланий, составленный по трудам епископа Феофана Затворника» (составитель священник Н. Рудинский. Спб., 1912). Опубликовано впервые как бесплатное приложение к журналу «Отдых христианина» за 1911-12 гг. Толкование текста Послания к Евреям было написано за отсутствием его у святителя Феофана самим священником Н. Рудинским.
С 1915 по 1916 год исполнял должность духовного следователя пятого Столичного округа. 19 января 1918 года находился в Александро-Невской Лавре у Петроградского митрополита Вениамина, когда красногвардейцами был ранен священник Петр Скипетров. Вместе с протоиереем Философом Орнатским протоиерей Николай Рудинский доставил раненого священника в лаврскую больницу, где он в тот же вечер скончался.
Батюшка был избран Председателем правления Братства приходских советов Петрограда и епархии, которое было создано в январе 1918 года, ездил за благословением к Святейшему Патриарху Тихону. После закрытия духовных учебных заведений в 1920-х годах окончил  Петроградскую Педагогическую академию и преподавал в единой трудовой школе г. Петрограда.

Начало крестного пути

12 июля 1922 г. отец Николай арестован Петроградским губотделом ГПУ по делу православных братств по обвинению в антисоветской деятельности, находился в заключении в доме предварительного заключения на Шпалерной улице. 3 августа переведен для дальнейшего содержания во 2-й Исправдом с зачислением за Петрогубревтрибуналом. По постановлению от 18.08.1922 г. следователя Петрогубревтрибунала Лютера из-под стражи освобожден под подписку о невыезде. 14 сентября 1922 г. вынесен приговор: дело прекратить, подписку о невыезде аннулировать.
12 октября 1922 года приговорен к 2 годам высылки в Архангельскую губернию.
В судьбе ссыльного священника Рудинского большую роль сыграла  Екатерина Павловна Пешкова (Волжина) —  официальная жена писателя Максима Горького. Она являлась одним из создателей организации, известной как Политический Красный Крест, которая с 1918 по 1937 год занималась оказанием помощи заключенным в тюрьмах Советской России и СССР.  С 12 июня 1922 г. организация называлась «Помощь политическим заключенным» («Помполит»).

В октябре 1924 г. отец Николай обратился за помощью в Московский Политический Красный Крест. И, видимо, Е. П. Пешковой удалось ему помочь. Весной 1925 г. Николай Семенович Рудинский был освобожден и вернулся в Ленинград, продолжил работу в Педагогической академии. До 1931 года он служил в Рождественской церкви на Советском проспекте.
В 1930 г. снова арестован по групповому делу, приговорен по ст. 58 п. 10 и 11 УК РСФСР к 5 годам ИТЛ и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (Кемь). В июле 1931 г. из Кеми привезен в Архангельск для направления на остров Вайгач в составе культурно-просветительной комиссии. Оттуда после медицинского освидетельствования отправлен обратно в Кемь.
С ходатайствами за репрессированного протоиерея Николая вновь к Е. П. Пешковой обращались в июле 1931 г. литературовед В. А. Десницкий и жена священника О. Д. Рудинская. Они просили ввиду его возраста и болезней о замене лагерной жизни вольным поселением в более подходящих климатических условиях, где он мог бы жить с женой и обратиться к врачу. Не получив ответа, в октябре 1931 г. жена вновь обратилась за помощью к Пешковой. Это ходатайство было успешным, и в 1933 году его освободили с ограничением на 3 года в проживании в крупных городах.
В 1933 году поселился в г. Юрьеве-Польском (получил справку в Юрьев-Польском РО НКВД 9.11.1935 г.).

В Кольчугине

В 1936 году протоиерей Николай Рудинский переехал в г. Кольчугино, где жил в доме № 10 по улице Нефедовской, затем с августа в доме Гусевой № 35 по улице Больничной. Нигде не служил, жил на средства своей племянницы — учительницы школы № 2 г. Кольчугино Т. Н. Киселевой.
13 сентября 1937 года на основании доноса была выдана справка на его арест по обвинению в проведении антисоветской и контрреволюционной агитации.
25 сентября утверждено постановление на арест, в котором говорилось, что он, «будучи высланным за к/р деятельность из г. Ленинграда, продолжает вести борьбу против советской власти, критикует в к/р духе политику ВКП(б), восхваляет фашистский строй Германии и Италии, предсказывает фашистский переворот, распространяет к/р клевету на вождей партии и Советской власти».
14 октября 1937 г. арестован сотрудником Кольчугинского РО НКВД, заключен под стражу в КПЗ Кольчугинского РО НКВД с последующим направлением в Юрьев-Польскую тюрьму. При обыске у него были изъяты паспорт (выдан Кольчугинском РОМ НКВД 11.02.1936 г.), справка НКВД 1935 года, справка Единой трудовой школы СПб, удостоверение об окончании б. Петроградской Академии (педагогической) и разная переписка. В анкете арестованного отец Николай указал, что он священник сергиевской (тихоновской) ориентации. Виновным себя не признал.
По показаниям свидетельниц, хозяйки дома и ее дочери, Рудинский с племянницей «занавешивали окна, не пускали никого в комнату, кроме попа и врача; ежедневно получали по 5 писем (которые Гусевы старались перехватить); Рудинский рыдал, когда передавали по радио о расстреле врагов народа; он был в 7 странах, в том числе в Германии, и Киселева училась в Германии».
3 декабря 1937 г. тройкой УНКВД СССР по ИПО приговорен к расстрелу. 16 декабря 1937 г. протоиерей Николай Рудинский расстрелян.

21 марта 1989 г. был реабилитирован Прокуратурой  Владимирской области.
Место захоронения выяснить не удалось (прим. автора). К сожалению, не удалось найти также ни одной фотографии расстрелянного священника.
В документах имеются кое-какие сведения о родственниках Н.С. Рудинского: отец Симеон Рудинский – диакон церкви с. Заозерья Угличского уезда Яросл. губ, 1.08.1860 г. рукоположен во священника к той же церкви, скончался в сане протоиерея. Брат Сергей (ок.1868 г.р., учитель церк-прих. школы в с. Заозерье, 21.05.1893 г. студент Ник. Сем. Рудинский был поручителем на его венчании в Толгской церкви г. Ростова). Жена Ольга Дмитриевна (к 1937 г. скончалась), свояченица (ее сестра) Беляева Мария Дмитриевна (к 1937 г. вдова). Сын жил к 1937 г. в Москве. Племянница Т.Н. Киселева (учительница иностр. языков школы № 2 г. Кольчугино).

 Послесловие

Вот такая трагическая судьба учёного священника, который занимался просвещением юношества, заботился о нравственном воспитании общества, творил добрые дела, помогал бедным и обездоленным, возглавив братство милосердия. И единственной его виной было то, что он являлся православным священником, пострадавшим за то, что не отрекся от веры во Христа. Чем был опасен для большевистского режима 66-летний старик, мне до сих пор непонятно.
…И вот я держу в руках и читаю книгу протоиерея Николая Рудинского «Жизнь и труды святого Апостола Павла. Последовательный комментарий апостольских посланий, составленный по трудам епископа Феофана Затворника». Все православные верующие, кто любит читать и пытается понять Священное писание, знают это творение святителя Феофана, а протоиерей Николай  прокомментировал названный труд в своей книге, которая переиздана уже несколько раз в наше время. Автор этих строк специально разыскал и приобрёл репринтное петербургское издание 1912 года. Книга священника Н. Рудинского поистине уникальна, она большого формата, содержит более 500 станиц. В ней воедино собраны житие Апостола, его послания, толкование посланий, подробные исторические комментарии о жизни, нравах и обычаях тех мест, которые посещал Апостол Павел, проповедуя Евангелие.  Как-то особенно волнительно сознавать, что составитель такого капитального труда ходил по нашим улицам. Когда-нибудь, вероятно, он будет канонизирован и Кольчугинская земля обретёт святого мученика, который жил и был арестован в нашем городе, откуда он отправился на свою Голгофу. Я специально сходил к дому №10 по улице Нефёдовской, где проживал ссыльный священник. Это не так уж далеко от дома моего деда, который тоже приехал в 1936 году в Кольчугино. Может быть, они были знакомы, вероятно, даже общались или просто здоровались, как вежливые люди, почти соседи… Теперь этого мы уже никогда не узнаем…
И особенно меня поразило посвящение данного капитального труда, такого посвящения мне ещё не приходилось встречать. На обложке и титульном листе прописными буквами выведено: «Съ горячей любовiю посвящается православному русскому народу. Священникъ Н. Рудинскiй».

В. Дворников
При подготовке материала использован сайт Александровской епархии «Подвиг веры»

Понравился материал? Поделись с друзьями!