Святость в кредит

В преддверии Великого четвертка Страстной седмицы, когда боголюбивые дальневосточники, как и все христиане, вновь переживают воспоминаемые евангельские события, предлагаем размышление на тему фигуры Иуды-предателя. Об опасных попытках оправдания того, что никак нельзя оправдать, читайте подробно в нашей новой публикации.
Фигура Иуды-предателя вызывает немало внимания среди прочего сонма апостолов — учеников Христовых. Выделяет её то, что только его можно назвать «временным апостолом». Эту уникальность мы встречаем единожды за весь новозаветный период, за всю историю человечества.
Бытует странная мысль, что он решает предать Спасителя только для того, чтобы как можно быстрее явилось Его Царство на земле, как царя земного. Здесь и сейчас. Такое мнение — не более чем неуместный романтический ореол вокруг мутного (не того) персонажа. Эти досужие домыслы не имеют под собой никаких евангельских оснований. Они несут в себе коварную попытку некоего оправдания или «выбеливания» Иуды-предателя.

Из всей библейской истории, пожалуй, не найти такой фигуры, которую меньше всего хотелось бы выбеливать. Отчасти такие попытки можно было бы понять, учитывая, что Иуда был апостолом, был близок ко Христу, в силу такого высокого служения. Но ключевое здесь слово – «был». Ибо апостольское святое служение должно вдохновлять ко спасению. Но тогда отказ от него – ведёт однозначно к погибели. Нельзя сначала быть святым, потом стать грешным, но тем не менее «хорошим» парнем.
Без сомнения, земная жизнь Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа — уникальный период во всей истории человечества. И если принято считать, что история циклично повторяется, то земная жизнь Господа неповторима. Равно как и человеческие судьбы, которые мы видим здесь. Если попытаемся посмотреть на пример Иуды-предателя именно с утраченных им самим позиций, то сможем увидеть всю ту бездну, которую показывает его предательство, всю бездну его духовной гибели и падения.
Нам не известно, каким образом Иуда был призван в число первых учеников Спасителя. Видимо, ничего особенного это призвание собой не представляло. Евангелие не акцентирует пристального внимания на Иуде, уделяя внимание лишь отчасти, и подробнее останавливаясь на деталях предательства. В потрясающем святоотеческом труде «Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого» мы находим как раз то, чего так не хватало. Именно эти вещания дополняют недостающие детали в мозаике нашего понимания личности Иуды-предателя.

Итак, прп. Нил сообщает, что Иуда сам нашёл Иисуса и присоединился к нему. «Увидав сего Иуду, Иисус Христос понял, что он — человек доброненавистный, злоумышленный и злообразный, но принял его с великою радостью, дабы уврачевать душу Иуды. И возвёл Иуду Христос в распорядители над всеми апостолами, чтобы он распоряжался всем; и приказал апостолам Христос: всё потребное для плоти, в чём нуждаетесь, спрашивайте у Иуды. Услыхав это повеление Христово, апостолы исполняли его с готовностью, не роптали по поводу того, что творил Иуда, и никогда не жаловались на него Христу, хотя и видели многие его ослушания или бесчиния, ибо всякое слово Христа принимали от Него с решимостью исполнить его на деле» — сообщают Вещания.
Иуда слышал слова, проповеди Учителя, видел творимые Им чудеса, был послан проповедовать и совершать чудеса. Христос умыл ноги Иуде, как и прочим апостолам. «…После же предательства сделался он братом диавола, учеником Денницы… Тогда он был апостол, ныне же диавол… Это (случилось с ним) потому, что апостолы, исполняя на деле (слова Христовы), сделались столбами райскими, Иуда же, хотя и внимал словам Христовым, но не слушал их с готовностью, безропотно и не имел решимости к делу, т. е., чтобы исполнять их на деле, (слушался) с ропотом и повиновался неохотно… Не ограничился он тем, что имел власть внешнего распоряжения над всем мирским,  — но возжелал захватить в свое распоряжение и внутренний обмен; говорим: желал Иуда возбранить людям приносить Христу веру, миро и Божественную славу, т. е. не хотел давать людям чтить Христа как Бога, славить Его как Бога, и возливать на Него драгоценное миро, на что люди того времени расходовались, как тратятся и ныне, чтобы приносить дары в церковь… Это (т. е. эти жертвы Христу как Богу) и хотел воспретить Иуда, вознамерившись воспрепятствовать (приношению их, т. е. излиянию мира на Христа) — но сам был возбранен и низвергся с безграничным своим сребролюбием, коварный, которым прельстил его Денница, во ад. Одна душа принесла Христу миро многоценное; Христос повелел сохранить его на время погребения Его, Сына Человеческого; Иуда же искал продать его, ибо стоимость его была чрезмерна…» — однозначно заявляет преподобный Нил.

Здесь и далее, Вещания подробно останавливаются на факте предательства Иуды, не столько ради подробностей, сколько ради их толкования и раскрытия смысла. Но уже понятно, что преподобный Нил явно указывает на главнейший порок этой мрачной личности – сребролюбие. Даже предательство – лишь следствие того порока. Вещания ясно дают понять, что сребролюбие – есть начало падения всего мира, это некий глобальный порок. Да и вообще, в этом удивительном труде много чего можно почерпнуть, вплоть до страшных пророчеств. Об Иуде-предателе там сказано немало, тяжёлым шлейфом за ним тянулись факты совершённых грехов. Это были такие беззакония, которые наводят на мысль, что он явно не хотел ограничивать себя, свои поступки и страсти. Но даже для такого человека не закрыта была дверь ко спасению, как очевидное проявление несказанного долготерпения Божьего. Господь, не желающий смерти грешника, щедр на милости. Через призвание к апостольству, Спаситель даёт ему святость, как некий кредит доверия. Однако, даже это не исправило сына погибели: «Потом, после трапезы, удалился Иуда от союза апостольского, скажем лучше, от братии своих, стал союзником Денницы и братом диаволу… И сказал коварный в своем коварном и нечистом помысле: возьму дары от ищущих Его, попрошу (ещё) и, что попрошу, мне дадут… Иуда, со сребрениками в руке, обнял хищно нечистый Чистого, сказал: «Радуйся, Равви», — коварно приложил сквернейшие свои губы к нескверному Лику и, оказав Ему сию честь пред воинами, предоставил Его им, удалившись сам во тьму сребролюбия…» — продолжают Вещания.

Что за странное поветрие, сеющее порочную мысль в почву человеческого сознания о попытках Иуды поспешить с воцарением земного царства Христа!? Святому Нилу и в голову не приходит подобная мысль. Мы и других аргументов, хоть как-то оправдывающих Иуду и его предательство, не видим. Он не искал благ кому-либо, кроме себя, вполне отдавая отчёт в своих действиях. Его сребролюбие, вплоть до зашкалившей мелочности, продала за бесценок святость апостольства и Самого Господа! Евангелист Иоанн Богослов тоже однозначно говорит об Иуде: «…Сказал же он это не потому, что заботился о нищих, но потому что был вор (Иоан.12:6)». Даже Апостол любви старается выправлять мысль читателя в правильное русло. Сам же их Учитель, Господь наш Иисус Христос, напрямую сравнивает Иуду с тем, кого не хочется лишний раз упоминать. Ему дают очень нетолерантные определения, так можно было бы назвать далеко не каждого грешника. И Иуда того заслуживает. В мировой истории есть личности, о которых не принято выражаться в положительном ключе – Гитлер, Александр Борджиа, например… Любая романтизация таких персонажей отражается пятном на совести тех, кто предпринимает подобное.
Конечный итог, как некий суд над катастрофой грешной души, подводит Судья душ человеческих, произнося страшное об Иуде: «…лучше было бы этому человеку не родиться». Эти слова страшны сами по себе, но ещё больше настораживает то, Кто их произнёс.

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии