Услышать музыку

Эта встреча унесла меня в старинный фильм «Весна на Заречной улице» 1956 года, в тот его эпизод, когда молодая учительница Татьяна Сергеевна Левченко с нетерпением дожидается трансляции по радио концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром. Она забывает обо всем и растворяется в этой музыке, позволяя ей наполнить всю себя…
Время не властно над настоящей музыкой, она всегда выше звезд, сильнее урагана и глубже самой бездонной морской пучины…

Путь к вершинам

Встреча, о которой я хочу рассказать, состоялась в одном из кабинетов Детской школы искусств, где мне посчастливилось пообщаться с тремя потрясающими музыкантами: преподавателем Ольгой Викторовной Уставщикой и двумя ее воспитанниками – Аленой Макаровой и Дмитрием Кожиным. Все трое, несмотря на разный возраст, были для меня абсолютно равны в своем отношении к музыке – трепетном и священном. А музыка, в свою очередь, позволила произойти в этих людях удивительным метаморфозам: Ольга Викторовна – строгий и опытный преподаватель, рассказывая о своих воспитанниках, улыбалась, сверкала глазами и морщила нос как озорная девчонка, а в глазах семилетней Аленки и двенадцатилетнего Димы вдруг появлялась такая глубина и мудрость, что к этим детям хотелось обратиться на «вы».
Собственно, из-за них, из-за этих детей я и пришла на эту встречу: нынешний год принес им большие победы на самых престижных музыкальных конкурсах. Познакомьтесь с хронологией этих достижений.
20 февраля – 19-й Открытый конкурс юных пианистов им. В.В. Зубова, 4 возрастные категории, всего 48 участников, I категория, в которой выступала А. Макарова, – 24 участника, города – Владимир, Ростов Ярославской области, Александров, Струнино, Судогда, Собинка, Балакирево, Киржач, Карабаново, Хотьково, Ковров, Кольчугино. В жюри – преподаватели Московского областного музыкального колледжа Н.А. Удалова, И.Г. Бурцева, член Союза композиторов Т.А. Астафьева. Итог: Алена Макарова — Гран-при.
22 февраля – Международный конкурс-фестиваль «Колыбель России» (Владимир), в жюри: Э.Т. Чалбаш – доктор искусствоведения, профессор, лауреат международных конкурсов, член международной ученой академии Сан-Марино (Италия), г. Москва, П.З. Турсунов – член Союза композиторов России, заслуженный работник культуры РФ, доцент кафедры оркестрового дирижирования МГИК Академии МАИ при ООН, г. Москва. Итог: Алена Макарова – лауреат II степени.

26 февраля – 11-й городской открытый конкурс юных пианистов им. П.А. Ставровского (Владимир), организатор – Управление культуры и туризма администрации г. Владимир. Участники: Кольчугино, Судогда, Собинка, Гусь-Хрустальный, школа №1 г. Владимир, школа №2 г. Владимир, Юрьев-Польский, п. Вольгинский, всего 23 участника, 3 возрастные категории. В категория, в которой выступала А. Макарова, — 15 человек. В жюри: зав. фортепианного отдела ВОМК Е.П. Мельникова, ст. преподаватель кафедры муз. искусства Владимирского Государственного Университета И.Л. Михайлова, зав. спецклассом ДМШ №1 им. Танеева О.А. Гладилова. Итог: Алена Макарова – лауреат II степени
24 марта – Областной конкурс юных пианистов им. С. Танеева (Владимир), проводится 1 раз в 3 года на базе школы №1 г. Владимир, 4 возрастные категории, I категория – 19 человек. Города-учатники: Ковров, Муром, Вязники, Кольчугино, Собинка, Александров, Киржач, Гусь-Хрустальный, Владимир, Рязань и др. Очень высокий уровень подготовки. 44 музыканта из 23 Детских школ искусств г. Владимир, Владимирской области, Рязани. Председатель жюри А.Н. Богданович — зав. фортепианным отделением Нижегородского музыкального училища им. М.А. Балакирева. Всего в жюри присутствовало 6 человек. Итог: Алена Макарова – лауреат III степени.
6 апреля в Покрове проходил Открытый зональный конкурс юных пианистов «Покров — детям России». В жюри: Э.Г. Мартьянов — заслуженный работник культуры РФ, преподаватель ВОМК им. Бородина, И.В. Манушина — преподаватель ВОМК, О.М. Гроздецкий — заслуженный работник культуры РФ, эксперт научно-методического центра Московской области, преподаватель ДШИ №1 им. Г.Л. Свиридова, г. Балашиха Всего было 59 участников из 22 городов Владимирской и Московской областей. Д. Кожин выступал во II возрастной категории. Итог: Дмитрий Кожин — лауреат II степени.

Алена

Алена Макарова учится в первом классе – и в общеобразовательной школе, и в Детской школе искусств. С шести лет она пришла к Ольге Викторовне на подготовительное отделение. Выбор Алены вполне объясним: ее мама когда-то сама окончила музыкальную школу по классу фортепиано у Галины Николаевны Софьиной, тоже в свое время ездила на всевозможные конкурсы, ну, а сестру Алены – Софью – и представлять не надо, она уже вошла в историю Детской школы искусств как титулованная выпускница. «Соня играла на глазах у Алены, которая с самого рождения слушала музыку, и музыка проникла в нее», — говорит Ольга Викторовна. «Я когда слушала сестру, говорила ей: как ты так играешь? Я тоже так хочу!» — рассказывает Алена. При этом проблемы, как поделить инструмент, в этой семье нет, потому что у Макаровых было два инструмента, а еще и караоке – в семье очень любят петь. Алена сообщает, что скоро начнет заниматься еще и вокалом. «А какая твоя любимая песня? — спрашивает Ольга Викторовна, — ты еще в машине нам исполняла песню какой-то группы…» «Время и стекло» — отвечает Алена, а мы с Ольгой Викторовной переглядываемся – это что такое? А крохотная Аленка, которая, сидя на стуле, не достает ногами до пола, снисходительно поясняет нам: «Ну это как будто рэп..» А потом добавляет: «Когда я была маленькая, моя самая любимая песня была «Кузнечик». Тут уж мы с Ольгой Викторовной выдыхаем: «Кузнечика»-то мы знаем… Конечно, задаю Алене вопрос, как она успевает совмещать обе школы, да еще и вокалом собирается заниматься… «Вообще-то у меня еще английский язык, гимнастика и математический кружок, — озорно отвечает Алена, — и я все успеваю». Ольга Викторовна добавляет, что, несмотря ни на что, Алена, как и Соня, практически ежедневно занимается на фортепиано. И здесь тоже прослеживается позиция родителей, которые не заставляют детей заниматься из-под палки, но делают так, что им хочется учиться и получать удовольствие от разностороннего развития. «Мой самый любимый урок – чтение, я очень люблю читать», — признается Алена, которая читает с четырех лет.

Свой первый большой конкурс 20 февраля 2019 года Алена и ее преподаватель запомнили навсегда, ведь они завоевали на нем Гран-при. Причем, этот конкурс очень серьезный, в категории Алены соревновалось 24 человека, а в жюри – московские музыканты, не очень-то жалующие владимирскую фортепианную школу. Когда перечислили всех дипломантов и лауреатов, Алена чуть не расплакалась – ее фамилию не назвали. И вдруг оказалось, что она завоевала самую высокую награду! Причем, на самом деле это не просто успех отдельно взятой талантливой девочки – на подобных конкурсах и кольчугинской школе искусств приходится утверждать свое право на победу. Традиционно жюри обращает внимание на школы-тысячники из крупных городов, преимущественно, Владимира и Мурома. А тут – совсем небольшая кольчугинская школа… У Ольги Викторовны Уставщиковой первой такое право заслужила Соня Макарова, завоевавшая большое количество самых высоких наград на очень серьезных конкурсах. У ее сестры Алены еще все впереди. Стоит отметить, что сейчас ей приходится соревноваться в категории 7-9 лет, а это значит, что соперниками девочки, которая только-только пришла из детского садика, становятся дети, три года занимающиеся музыкой. Согласитесь, что силы не равны. Но только не в случае с Аленой, потому что в свои 7 лет она мечтает сыграть девятую сонату Бетховена.

Дмитрий

Дмитрий Кожин – пятиклассник, он тоже, как и Алена, учится параллельно в двух школах. Но, в отличие от Алены, он не из семьи музыкантов. Он сам принял это решение – в садике ему очень нравилось, как играла на фортепиано преподаватель по музыке. Родители поддержали желание сына, причем, мама Димы была настроена категорически: мальчик должен учиться только у Ольги Викторовны Уставщиковой. «Видимо, сразу был настрой на результат, потому что я требую много и не признаю компромиссов», — объясняет Ольга Викторовна. К конкурсному успеху Дима шел 4 года. Все эти годы он очень старался, был отличником, выступал во всех школьных концертах и конкурсах. И в сентябре 2018 года Ольга Викторовна поняла: Дима готов к большому конкурсу. С этого момента они стали готовить программу, причем, надо заметить, что для достижения высоких результатов дети, как правило, готовят программу более старших классов. Дима, будучи пятиклассником, играл произведения за шестой-седьмой класс, первоклассница Алена — за второй-четвертый. Так в Димином репертуаре оказались сложное произведение Баха и пьеса Гейста. К апрелю программа была готова. «Он зазвучал, — рассказывает Ольга Викторовна. – На вид Дима вроде бы мальчик небольшой, а играет такие сложные произведения! Эмоции у него очень развиты, он очень музыкальный, очень чувствительный!»
При этом Дима успевает отлично учиться и в общеобразовательной школе, вопреки расхожему мнению, что из-за занятий в Детской школе искусств ребенок может съехать по успеваемости в основной школе. Оказывается, наоборот: именно музыка учит добиваться результата, ставить цель и к ней идти. Да еще и формирует характер.

Судите сами: во время жеребьевки на своем первом большом конкурсе Дима вытянул первый номер. Ольга Викторовна постаралась успокоить: зато сможем других конкурсантов послушать. Но это не сняло напряжения. «Волнение – это, конечно, хорошо. Трепет нужен. Но там я его не узнавала, — вспоминает Ольга Викторовна. – Мы и разыгрались с ним, и рояль на сцене прочувствовали, но стресс не снимался». В этот первый ответственный момент жизни на помощь ребенку пришел папа (Диму на конкурсе сопровождала вся семья), который сказал ему важные слова, поддержал по-мужски, и Дима смог собраться. Конечно, очень волновалась за воспитанника Ольга Викторовна, которая прекрасно знала, каким строгим и придирчивым бывает жюри… И можно себе представить, какие эмоции захлестнули кольчугинцев, когда они услышали, что Дима стал лауреатом II степени.
«А дома родители слушают, как ты играешь?» — задаю Диме провокационный вопрос, потому что зачастую разучивание произведений родителями воспринимается в лучшем случае, как фон, а в худшем — как раздражающий фактор. «Они приходят в комнату, садятся, слушают, а потом говорят, как я сыграл…» — рассказывает Дима. И Ольга Викторовна подтверждает: родители относятся к сыну трепетно, с большим вниманием. От себя добавлю, что такое отношение очень поможет Диме в жизни, даже если он и не выберет профессию музыканта. Сам он пока не определился, кем хочет стать. Но целеустремленность, трудолюбие, умение заглянуть внутрь себя и главное – умение слышать и понимать музыку — помогут Диме, какое бы будущее он для себя ни выбрал.

Секрет успеха

Всегда интересно понять историю такого успеха, как у Димы или Алены. Понятно, что без элементарной техники и знания материала ничего не получится. Но, оказывается, техника – дело второе. «Что ты говорил себе, когда настраивался на выступление?» — спрашиваю я у Димы. «Я старался сосредоточиться, собраться с мыслями», – отвечает он. «Именно с мысли, с внутреннего состояния и начинается успех, — считает Ольга Викторовна. – У нас принято, прежде всего, думать о том, что ты делаешь. И когда музыка идет внутри тебя, она обязательно воплощается на клавишах. Стоит только зациклиться на тексте – голова «улетает», и произведение теряет содержание». Именно умение услышать музыку внутри себя и помогает стать настоящим музыкантом.
…Наша встреча не могла завершиться иначе: Алена и Дима по просьбе Ольги Викторовны сыграли для меня по одному произведению. И знаете, этой музыкой они передали все – свои мысли, свои чувства и даже свое уважение к любимому преподавателю… И я услышала, как за окнами музыкальной школы, пусть не на Заречной, а на улице Ленина, бушует красивая, вечная весна…

Понравился материал? Поделись с друзьями!