Один час в машине ДПС

Провел наш корреспондент, отправившись вместе с нарядом сотрудников ОГИБДД на патрулирование улиц города Кольчугино. Сегодня, в День сотрудника ГИБДД, этот материал расскажет, каким видят наш город из окна патрульной машины люди, в чьи обязанность входит обеспечение безопасности дорожного движения.

Автовокзал

Патрулирование улиц города и района с целью выявления и пресечения административных правонарушений в области Правил дорожного движения — обычная работа наряда ДПС ОГИБДД. «Будем проверять все, что попадает в поле зрения, что является объектом правонарушения. Все будет пресечено и зафиксировано на бумажном носителе, в протоколе», — говорят мне инспекторы ДПС группы ДПС ГИБДД ОМВД по Кольчугинскому району капитан полиции Лев Борисович СОКОЛОВ и старший лейтенант полиции Михаил Вахтангович ЧОХОНЕЛИДЗЕ. Патрульная машина объезжает за свой рабочий день и город, и район, причем, конечно, делает это не один раз. Безусловно, акценты делаются на объекты жизнеобеспечения. В городе это, например, вокзал, куда мы направляемся в первую очередь. Здесь установлены дорожные знаки «Остановка запрещена», исполнение требований которых проверяют инспектора. Кроме того, проверяется и ситуация около автовокзала – на предмет посторонних предметов и присутствия лиц, максимально подходящих под описание преступных элементов. Сегодня у вокзала спокойно, требования знаков не нарушены. Я интересуюсь, известно ли сотрудникам ОГИБДД, что владимирские проходящие автобусы теперь не сажают пассажиров на вокзале, а делают это поодаль. Не нарушает ли это требование дорожных знаков? Ситуация доведена, говорят мне инспектора, нарушения по нашей линии нет. Вместе мы рассуждаем о том, что автовокзал должен работать в надлежащем режиме, и надеемся, что ситуация изменится в лучшую сторону.

Пешеходный переход

А тем временем мы двигаемся в сторону улицы 50 лет Октября, чтобы посмотреть, как себя ведут пешеходы, которые также являются участниками дорожного движения. Для них установлены пешеходные переходы, обозначенные требованиями дорожных знаков с двух сторон. Но бывает, что пешеходы игнорируют эти требования и переходят улицы в неустановленных местах. Причем, как выясняется, погодные условия не влияют на частоту таких нарушений. Все зависит исключительно от сознательности пешехода. Что греха таить, меня саму наказывали за подобное, и с тех пор я стараюсь переходить правильно. А соблазн, действительно, велик. Особенно, у магазина «Шарм», к которому практически протоптана «козья тропа» через разделительную полосу, или ниже, после перекрестка, к магазину «Дикси». Зимой, когда улицы чистят от снега, эти козьи тропы на разделительной полосе, натоптанные сотнями людей, являются доказательством того, что пешеходным переходом пользуются далеко не все кольчугинцы, старясь сэкономить время. Но зато те, кто разок попался инспекторам, стараются больше этого не делать. Кстати, когда мы проезжаем вниз по улице 50 лет Октября, я спрашиваю по поводу припаркованных по четной стороне улицы машин – некоторые из них стоят практически перпендикулярно к дороге. Законно ли это? «В Правилах дорожного движения четко сказано, что транспортные средства необходимо ставить параллельно проезжей части дороги. Но на данной улице ширина однополосной проезжей части все же позволяет ставить транспортные средства под углом, аварийной ситуации не возникает, поэтому нарушения нет», — отвечает Михаил Вахтангович. Интересуюсь и по поводу машин, припаркованных у обочин дорог и мешающих в зимний период уборке улиц – об этой проблеме на одной из планерок зимой говорил глава администрации района М.Ю. Барашенков. Он тогда говорил о необходимости выхода на сотрудников ОГИБДД с просьбой оказать содействие в решении проблемы. «И выходил, — подтверждает Михаил Вахтангович, — и оказывали содействие: по госномеру проверяли собственника данных транспортных средств, выходили на контакт с ними, объясняли ситуацию, и люди шли навстречу». «Все меры всегда максимально принимаются, стараемся взаимодействовать, контактировать», — дополняет Лев Борисович. Нарушитель попадается нам как раз напротив магазина «Дикси»: женщина не спеша переходит дорогу. Инспекторы останавливают ее и объясняют, что она нарушила Правила дорожного движения. «Я знаю, — не отрицает женщина. – Ноги больные, далеко до пешеходного перехода, вот и решила здесь перейти». Но нарушение есть нарушение. И за него надо отвечать. На первый раз женщине выносится предупреждение, которое тоже оформляется протоколом, штрафа не будет, но профилактическую беседу Лев Борисович проводит.

В центре внимания – дети

А следом за женщиной улицу в неположенном месте переходят и два подростка. И попадают прямо в руки Михаилу Вахтанговичу. Учитывая, что мальчишкам нет еще 16 лет, административному воздействию они не подлежат, но Михаил Вахтангович должен по таким нарушителям составить рапорт и направить его в отдел по пропаганде ГИБДД, а сотрудник этого отдела выйдет на представителей школы, в которой они учатся, где с подростками будет проведена профилактическая беседа. Все бы ничего, но юные нарушители при своей несознательности оказались очень грамотными. «Вы не имеете права нас фотографировать», — сразу сказал мне один из мальчишек и тут же без зазрения совести начал диктовать инспектору вымышленные данные на себя. Второй все это время хихикал, чем, собственно, друга и «запалил». Кстати, наличие фотографий, которые я все-таки сделала, тоже подтолкнуло ребят в конечном итоге назвать реальные фамилии – не ровен час, именно по фоткам возьмут инспекторы и идентифицируют нарушителей. «Вот они – сегодняшние дети. Отлично разбираются в своих правах. А про обязанности и слышать не хотят!» — говорит Михаил Вахтангович, а Лев Борисович рассказывает, что и такое было: обратился в дежурную часть несовершеннолетний, мол, его избил дедушка. Естественно, наряд вместе с участковым, сотрудником ПДН выехали на место, и выяснилось, что неуправляемому подростку дед в воспитательных целях дал подзатыльник. И тот сразу позвонил в дежурную часть. «Как дальше жить-то, если молодежь так себя ведет?» -спрашивает Лев Борисович и приводит еще один пример: на днях обедал в кафе, а за соседним столиком кушали ребята лет по шестнадцать. У обоих – наушники в ушах, телефоны, в которых они и общались во время еды. Это, конечно, страшно. И взрослым надо задуматься о том, как вытаскивать детей из гаджетов. «У нас нет цели наказать, и плана по протоколам у нас нет, — говорит Михаил Вахтангович. – Самый главный оценочный критерий при работе сотрудника ДПС это как можно меньше аварий, исключение детского травматизма, проведение профилактики». И здесь мне, представителю СМИ, хотелось бы рассказать о сотруднике, которые сегодня остался за кадром. Есть человек, которого хорошо знают в дошкольных и учебных учреждениях города и который многие годы общается непосредственно с кольчугинской прессой. Это инспектор по ИАЗ группы ДПС ОГИБДД ОМВД старший лейтенант полиции Ирина Кузнецова. Лично привозит материалы для публикации в газете, стучится во все двери. Да и в наши сердца тоже. Убеждает нас, родителей, в необходимости соблюдения ПДД и пытается уберечь наших детей от неприятностей на дороге. Пытается – потому что ей одной справиться с детской беспечностью не по силам. А нам, родителям, так некогда говорить об этом с нашими детьми… И идут они в наушниках, уткнувшись в телефоны, по пешеходному переходу и даже не удосужатся посмотреть по сторонам. А по сторонам – реальный мир, движущиеся автомобили. И не всегда водитель может вовремя среагировать на вышедшего на дорогу ребенка.

Дорожные знаки

Еще одно направление работы наряда ДПС – проверка на улицах городах системы улично-дорожной сети. Это и состояние дорожных знаков, и состояние дорожного покрытия. Нарушения оформляются актами, доводятся до Управления благоустройства и дорожного хозяйства, которое их устраняет. В ОГИБДД есть специалист – инспектор дорнадзора, который курирует это направление. От инспекторов ДПС поступают акты выявленных недостатков улично-дорожной сети, он обрабатывает эти акты, и далее начинается работа по замене того или иного объекта. Как раз проезжаем по улице Добровольского и инспекторы показывают положительный пример такой работы – ремонт тротуара, проходящего параллельно проезжей части. Предложение по поводу ремонта этого тротуара поступало от ГИБДД давно: тротуар является одной из главных пешеходных артерий города, люди из нескольких микрорайонов ходят по нему на работу на градообразующее предприятие –завод «Электрокабель». Отсутствие нормального тротуара вынуждало их порой выходить на проезжую часть, создавая тем самым угрозу для жизни. Отремонтированный тротуар снимет эту проблему. Когда мы проезжаем мимо городского храма, я задаю вопрос по поводу ограждений около тротуара, идущего вдоль дороги. Наша газета как-то рассказывала о дискуссии, поднятой на одном из заседаний городского Совета народных депутатов: часть депутатов раскритиковала сделанное ограждение, да и сам тротуар. Интересуюсь мнением инспекторов. Михаил Вахтангович, подчеркнув, что озвучивает личное мнение – как жителя города, говорит: «Данное ограждение будет положительно влиять на организацию движения на этом участке. Давайте разберем ситуацию: рядом две школы, и зачастую при патрулировании улиц города мы могли наблюдать здесь картину, когда ребятишки в хаотичном порядке перебегали дорогу. Сейчас у них такой возможности нет. Для них есть специальный коридор, который обозначен знаками «Пешеходный переход». И они централизованно переходят дорогу в установленном для этого месте. Единственный минус – ограждение выглядит ненадежным, вроде бы красиво, но хотелось бы, чтобы было покрепче. Хотя положительный эффект от этого ограждения есть. И для меня, как жителя города, это важно, потому что мой ребенок тоже учится в школе № 4». А вот на улице Мира мы воочию наблюдаем нарушение состояния дорожного знака — хулиганы согнули его пополам. Повод выйти из машины дает и припаркованная фура с белорусскими номерами: по правилам, инспекторы должны проверить документы у водителя, и по возможности, соответствие груза товарно-транспортной накладной. Водитель охотно показывает документы, дает посмотреть груз, Лев Борисович проверят маркировку груза на соответствие, а Михаил Вахтангович спрашивает, знает ли водитель, как проехать в пункт назначения. «Кончено, знаю, три года на «Электрокабель» как домой езжу!» -улыбается водитель. Ну, а инспекторы, пользуясь случаем, подходят к согнутому дорожному знаку. Пока я спрашиваю, каков порядок устранения этого нарушения, Михаил Вахтангович берет и своими руками выправляет знак. «Если есть возможность, вот так и исправляем», — улыбается он.

Много разных по стране дорог,
Не объехать ДПС, как ни крути…

А вот следующему водителю, которому пришлось познакомиться с инспекторами ДПС, сначала было не до улыбок. Инспекторы остановили его машину, увидев тонировку на передних стеклах. Такая тонировка на территории Российской Федерации запрещена, светопропускаемость передних стекол должна быть не менее 70%. Для точного определения светопропускаемости используется специальное оборудование, которое в данном случае фиксирует всего 0,3%. Водитель машины в споры не вступает, нарушение не отрицает и даже делится со мной: по роду деятельности бывает во многих городах, есть с чем сравнить, так вот наши сотрудники ГИБДД самые вежливые, общаются всегда нормально. «Уж если я нарушил – так нарушил», — говорит он. Когда протокол уже составлен и нарушителю объяснен порядок уплаты штрафа, Михаил Вахтангович поясняет мне, что водитель в таких случаях получает предписание о необходимости снять тонировку. В случае повторного нарушения ему грозят более серьезные санкции – по крайней мере, штраф уже минимальным не будет. Кстати, о штрафах. Раньше машины ДПС были оборудованы специальным терминалом, и штраф можно было оплатить банковской картой прямо в машине. Учитывая, что в случае оплаты штрафа в первые 20 дней сумма его делилась пополам, это было удобно. К сожалению, данное оборудование со временем вышло из строя, и теперь этой услуги нет. А это, безусловно, влияет на собираемость штрафов. Еще одна тема для обсуждения: номера машин. Жители Владимирского региона, покупая автомобиль в Москве и Подмосковье, оставляют номера данного региона – благо законодательство это разрешает. В последнее время все чаще говорят о том, что будут внесены требования по поводу переоформления номеров и приведения их в соответствие с тем регионом, в котором живет владелец автомобиля. «Я тоже так считаю. Когда инспектор работает на линии как должностное лицо, у него автоматически срабатывает принцип «свой – чужой». Мы защищаем свой город от преступных посягательств других граждан. И инспектор должен запоминать своих граждан в лицо, а на приезжих обращать особое внимание», — говорит Михаил Вахтангович. Еще мне интересно мнение инспекторов по поводу так называемой допустимой погрешности в 20 километров при нарушении скоростного режима. Сейчас эта тема тоже активно обсуждается, находятся те, кто выступает за отмену этой погрешности. «Я считаю, что 20 километров – это нормально. До десяти спускать нельзя, потому что сейчас век больших скоростей, разогнать автомобиль больше10 километров от положенных – это очень просто, поэтому я бы не стал прибегать к такому драконовскому методу, и оставил все так, как есть», — говорит Михаил Вахтангович.

О грамотных и несознательных

В это время мы выезжаем на площадь купца Кольчугина и направляемся на улицу Карла Маркса – место, прямо скажем, знаковое. И дело не только в том, что здесь самая большая в городе парковка машин: на улице Карла Маркса установлено требование дорожного знака: «Остановка запрещена. 200 метров». Но информационной таблички «Работает эвакуатор» нет, так что эвакуировать транспортные средства, которые нарушают требования знака, нельзя. Когда-то такой знак здесь точно был установлен. Во всяком случае, во время моего такого же репортажа несколько лет назад подобная эвакуация проводилась. Но сегодня знак убрали (видимо, так посчитала администрация района), а водители стали более внимательны и ставят автомобили так, чтобы не нарушать требования, то есть не походу движения. «Проявляют смекалку», — резюмирует Михаил Вахтангович, но при этом инспекторы не отрицают, что такой ситуации не было бы, если бы были нормальные парковочные места: люди приезжают на работу и не знают, куда поставить свои транспортные средства, поэтому приходится как-то обходить требования дорожного знака. «Мы все это учитываем, и к каждому случаю стараемся подходить индивидуально. Человеческий фактор должен был принят во внимание в любом случае. А наша задача – вести диалог, причем, без нравоучений, а только опираясь на нормы действующего законодательства и Правила дорожного движения. Только тогда мы придем к общему знаменателю, и у нас будет любовь и понимание», — говорит инспектор Чохонелидзе. А я, продолжая тему, спрашиваю, становятся ли водители более грамотными. «Ну да, — отвечает Лев Борисович, — хотя хотелось бы, чтобы более сознательными становились. Потому что грамотность свою они порой проявляют в ненужное русло. И получается не грамотность, а безграмотность». «Услышал водитель звон, и старается сразу обыграть ситуацию, ссылаясь на пробелы в законодательстве. С такими приходится проводить профилактические беседы», — дополняет Михаил Вахтангович. Сразу привожу пример: говорят, что, например, оштрафовать за неиспользование ремня безопасности сотрудник ГИБДД может, только если это нарушение зафиксировано его видеорегистратором. Так ли это? «Это поверхностное убеждение. У инспектора есть глаза, и в административном регламенте четко прописано, что инспектор составляет административный протокол при визуальном установлении факта административного правонарушения», — говорит Михаил Вахтангович, а я развиваю ситуацию: «А водитель скажет, что был пристегнут, и только-только отстегнул, мол, докажите мне». «Мы сейчас говорим о том, можно ли составить такой протокол. Можно. Это будет правомерно. И если нарушитель захочет его оспорить, то у него ничего не получится», — говорят мои собеседники. А вообще, это уже мое мнение, жизнь многократно подтвердила необходимость пристегиваться. Сколько близких мне людей оставались живы, попадая в аварии, только благодаря ремню. И на мой взгляд, привычка пристегиваться должна быть до автоматизма выработана у каждого, кто садится в машину. Вот еще одно место скопления машин: у «Три в одном» — так по старинке называют магазины «Колос», «Куриный дом» и аптеку на улице III Интернационала. К ним традиционно многие подъезжали на машинах, и сточки зрения пешеходов у магазинов всегда создавалась толкучка. Многие водители норовили подъехать практически к входу в магазин. К тому же здесь установили лотки для сезонной торговли фруктами и овощами. С недавних пор это место закрыли для парковки, и теперь водители ставят машины и вдоль дороги, и вдоль тротуаров. Один такой водитель поставил свою машину практически на пешеходный переход около магазина «Бристоль», но, завидев машину ДПС, быстро сориентировался и отъехал. Вот вам и наглядный пример присутствия грамотности (знает закон) и отсутствия сознательности.

Велосипеды, скутеры, мопеды

Летом на улицах города в немалом количестве появляются велосипеды, мотоциклы и скутеры. Все они являются участниками дорожного движения и, конечно, порой создают на дорогах аварийные ситуации. Если говорить о велосипедах, то это еще и частые кражи этих транспортных средств, оставленных без присмотра. «Во всех городах области проходят оперативно-профилактические мероприятия под названием «Велотранспорт», направленные на беседу с собственниками данных транспортных средств, чтобы не оставляли их без присмотра. В дежурную часть поступает очень много заявлений по таким кражам, – рассказывает Лев Борисович. – Поэтому на маршруте патрулирования порой проверяем и велосипеды, записываем номера с рамы, тем самым выявляем велотранспорт, находящийся в розыске. Что касается скутеров, то ситуация сейчас наладилась, так как для них ввели наличие у водителя водительского удостоверения определенной категории». «Если водительское удостоверение отсутствует, то водитель устраняется от управления, его транспортное средство в виде скутера или мопеда задерживается до устранения факта административного правонарушения. Составляется административный протокол и направляется в ОГИБДД для рассмотрения. Сумма административного штрафа за управление транспортным средством, не имея права управления, составляет от 5 до 15 тысяч рублей», -дополняет Михаил Вахтангович. Правда, в законодательстве до сих пор не восполнен пробел, касающийся мототехники, являющейся спортивным инвентарем. Эта техника порой участвует в процессе движения в городе, хотя должна это делать в «полях и лесах» — как предназначенная для спорта. Эта техника не оборудована ни указателями основных поворотов, ни стоповыми сигналами, у нее отсутствуют даже фары. Но несознательные граждане выезжает на этом спортинвентаре на дороги общего пользования. «А как же с ними сейчас быть? Можно ли наказать?» — спрашиваю инспекторов. «Единственное – с ними можно провести профилактическую беседу, а если водитель еще и является ребенком (а зачастую так и бывает), то он отстраняется от управления транспортным средством, и оно доставляется в отдел полиции. Вызываются родители ребенка, и все дальнейшие вопросы разбираются в отделе по делам несовершеннолетних», — поясняет Михаил Вахтангович.

Я бы успел!

Я уже сбилась со счета, сколько раз мы объехали город за этот час – четыре, пять? Одни и те же улицы за окном машины ДПС мне, честно говоря, примелькались, и совершенно не хочется всматриваться в поток машин и пешеходов. Но работа инспектора требует предельной внимательности на дороге, и, несмотря на то, что оба отвечают на мои вопросы, это не мешает им отслеживать нарушения. Одно из них – прямо скажем, вопиющее — демонстрирует водитель автомобиля с московскими номерами и, как потом выяснилось, с московской пропиской: не уступает дорогу машине ДПС, следующей по главной дороге на улице Гагарина. Москвич подныривает перед нами прямо перед пешеходным переходом, столкновения не происходит – благо вблизи пешеходника скорости небольшие, но ситуация создается на дороге неприятная. Звуковой сигнал сирены заставляет нарушителя остановиться. Водителя приглашают в машину ДПС для составления протокола. «Садитесь тоже, послушайте!» — предлагают мне. Конечно, сразу спрашиваю водителя, будет ли он обжаловать протокол или согласен с фактом нарушения? «Не согласен, но обжаловать не буду, потому что далеко мне ездить сюда. А они этим и пользуются – видят, что номера московские…» — отвечает нарушитель. И наотрез отказывается признавать, что могло произойти столкновение: «Я смотрю – вы еще далеко, я бы успел». «Я бы успел» — это, наверное, девиз водителей-москвичей. Да, понятно, что в мегаполисе все всегда спешат, там надо везде успевать. Но в нашем городе такие водители никак не хотят перестроиться на другой стиль вождения. После того, как все документы оформлены, Михаил Вахтангович желает нарушителю счастья, здоровья и успехов в личной жизни. А тот, выйдя из машины, бросает: «Бог в шельму метит». Интересно, о чем это он?.. Инспекторы на это только улыбаются, мол, чего только мы порой не слышим, и свечки за нас упокойные обещают ставить. «Все говорят, когда происходит ДТП – я бы успел. Но, всегда получается, что один успел, другой не успел, — говорит инспектор Чохонелидзе. — Более трех административных протоколов за час работы – это же говорит о том, что есть над чем работать! И эта работа проводится!». Поскольку наш материал приурочен как раз к Дню сотрудника ГИБДД, мои собеседники передают поздравления всем своим коллегам. «Желаем в первую очередь здоровья, крепких нервов, благополучия в семье», — говорит Лев Борисович, а Михаил Вахтангович добавляет: «Берегите себя, взаимно страхуйте друг друга на работе, учитывая, какое сегодня неспокойное время. А ведь у нас у всех есть семьи и дети!» Остается добавить, что сегодня штат отдела ГИБДД полностью укомплектован, в настоящее время набраны молодые ребята, которые проходят стажировку и скоро придут сюда — на дорогу, на патрулирование, на сложную, но такую необходимую всем работу…

  • GIBDD1
  • GIBDD2
  • GIBDD3
  • GIBDD4
Понравился материал? Поделись с друзьями!