С началом великих трудов!


Традиционная августовская конференция педагогов в этом году состоялась в школе №1 – в красивом, отремонтированном не так давно актовом зале. Да, планомерно наши учреждения образования приводятся в порядок: вокруг них появляются ограждения, устанавливаются посты охраны, облагораживается прилегающая территория, проводится ремонт помещений, закупается новое оборудование. Но все же главным остаются качество образования, взаимоотношения в цепочке педагог-ученик-родитель, воспитание подрастающего поколения. Увы, но зачастую воспитанием одна школа и занимается, большинство родителей с головой уходят в решение бытовых и материальных проблем, стараясь только накормить, одеть, снабдить свое чадо телефонами и компьютерами. И вопрос «А где же душа?» приходит на ум только педагогам. Прозвучал он и на этом мероприятии. Мы обязательно к нему еще вернемся, а пока расскажем о том, какими словами приветствовали участников мероприятия руководители нашей территории.

Заместитель главы администрации района по социальным вопроса Е.А. Семенова, которая была ведущей этого мероприятия, пожелала участникам и дальше оставаться большой, сплоченной командой, которая уже не первый год показывает стабильный, один из самых лучших результатов во Владимирской области. Глава района В.В. Харитонов тоже поблагодарил всех за высокие результаты, достигнутые в работе, за подготовку образовательных учреждений к началу нового учебного года. Глава города Е.Н. Савинова напомнила ту ответственную миссию, которая лежит на педагогах, ведь именно они формируют будущее города и района и участвуют в становлении личности юных кольчугинцев.

Доклад начальника управления

В своем докладе Владимир Николаевич Дергунов и коснулся итогов прошедшего учебного года, и поставил задачи для будущего. Он отметил, что сегодня особый акцент делается на создание условий для получения общедоступного качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. На 1 сентября 2019 года статус ребенка с ОВЗ имеют 144 воспитанника МБДОУ. Работа с ними ведется в профильных коррекционных группах. Особое внимание уделяется и здоровью дошкольников, благодаря ряду мероприятий в 2018 году удалось снизить средний показатель пропущенных дней на 1 ребенка в МБДОУ. Самые низкие показатели в этом плане у МБДОУ №№ 1,5,6,8,12,14. Начальник управления рассказал о том, что приобретается и что делается в детских садиках для обучения и развития детей, познакомил с успехами педагогов и их воспитанников. Отдельно остановился он и на работе с родителями, учитывая, что количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, постоянно растет.

Подробно рассказал В.Н. Дергунов о мероприятиях по улучшению материальной базы дошкольных учреждений, на эти цели было выделено более 8 миллионов рублей.

Что касается школьного образования, то здесь Владимир Николаевич традиционно остановился на результатах Государственной Итоговой Аттестации. Средний балл ЕГЭ по Кольчугинскому району в этом году составил 63, 35 баллов, что выше среднеобластного показателя на 1,1 балл, но ниже показателя по 2018 году на 2, 33 балла и 2017 года – на 4 балла. Если говорить о среднем балле по отдельным школам, то он колеблется от 55 баллов (школа №5) до 68 баллов (школа №7). Если говорить о среднем балле по отдельным предметам, то впервые за многие годы он достиг наивысшего значения за все время сдачи ЕГЭ по профильной математике 56,3, по физике – 60,9, по английскому языку – 79,57. Отрицательная динамика в последние три года наблюдается по информатике и биологии. Значительно снизился средний балл по обществознанию, ниже 60 баллов остается средний балл по истории. Увеличилось количество учащихся, которые не смогли преодолеть минимальный порог, с 12 человек в 2918 году до 22 человек в 2019 году, из них наибольшее количество – 10 человек – не справились с экзаменом по обществознанию. Наибольшее количество учащихся, не преодолевших порог, в школах №№ 1,4, а также это школы 5, 6, Бавленская школа. В школах №№2 и 7 не было выпускников, не справившихся с экзаменом. Самое высокое количество высокобалльных работ у школы №7, самое низкое – у школы №5. В прошлом году было 28 медалистов, в этом – только 18. Что касается итоговой аттестации в 9-х классах, то средний балл по 8 предметам из 11 превышает среднеобластной. В 2019 году 39 учащихся не справились с экзаменом.

Немаловажное направление – работа с одаренными детьми. И здесь Владимир Николаевич познакомил коллег с итогами участия кольчугинских ребят в олимпиадах разного уровня. Лидерами в этой работе остаются школы №№ 7,4 и 1. Разработан План мероприятий по поддержке одаренных детей Кольчугинского района. Нехватка педагогических кадров вынуждает реализовывать часть пунктов этого плана через дистанционное образование. «Создание системы дистанционного образования – дело ближайшего будущего», — подчеркнул Владимир Николаевич.

На укрепление материально-технической базы, обеспечение антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в 2019 году было из муниципального и регионального бюджетов было выделено порядка 23 миллионов рублей. Начальник управления перечислил основные работы, которые были выполнены на эти средства.

Докладчик уделил внимание и дополнительному образованию, рассказав, в том числе, и о новых направлениях в работе с детьми. Также Владимир Николаевич рассказал об организации отдыха и досуга детей в каникулярное время.

Безусловно, не мог не прозвучать и кадровый вопрос – один из самых болезненных для сферы образования, ведь сохраняется тенденция старения педагогических кадров. Доля педагогов пенсионного возраста в школах района составляет 35%, лишь 10% имеет стаж менее 5 лет. Существует физическая нехватка кадров по таким предметам, как английский язык, математика, физика, технология, химия, биология. Если не решить эту проблему в ближайшее время, в школе просто некому будет преподавать эти предметы. Для привлечения молодых специалистов заключено двухстороннее соглашение о сотрудничестве между управлением образования и ВлГУ. В прошедшем учебном году по целевому направлению в ВлГУ обучалось 18 выпускников наших школ, по итогам этого года лишь один выпускник заключил целевой договор на обучение по направлению «история и обществознание». Из этого Владимир Николаевич заключил, что школы недостаточно активно проводят профориентационную работу. Он напомнил о льготах, которые имеют молодые специалисты, а также студенты, обучающие по целевым договорам. Вместе с тем начальник управления не отрицал, что для привлечения в школы молодых кадров работа должна вестись на всех уровнях.

Что касается задач на ближайшее время, то это, безусловно, скорейшее открытие школы в первом микрорайоне, создание и организация работы трех Центров образования цифрового и гуманитарного профилей на базе Бавленской школы, школы №5 и №6, обустройство спортивных площадок в Новобусинской и Большекузьминской школах, активизация работы по профориентации и др.

В заключение Владимир Николаевич пожелал своим коллегам дальнейших успехов в их нелегком, но так необходимом труде.

Выступления педагогов

Выходившие на трибуну докладчики поднимали самые разные темы, какие-то вопросы больше касались внутренней работы системы образования, какие-то поднимали более общие проблемы, а какие-то звали к открытому диалогу. Так, например, заместитель начальника управления образования Е.Ю. Прокофьева рассказала коллегам о промежуточной аттестации учащихся и некоторых внутренних вопросах. Руководитель методического кабинета управления образования Е.Е. Савелова затронула тему работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что в последнее время количество таких детей выросло, также растет число детей с расстройствами аутистического спектра. Очень скоро, в соответствии с поправками к закону «Об образовании» формулировка «дети с ограниченными возможностями здоровья» будет заменена на «обучающиеся с особой образовательной потребностью». Она особо остановилась на работе территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, которая выявляет детей-подростков с отклонениями в развитии и разрабатывает рекомендации для работы с ними. Она особо подчеркнула, как важно выявить такие отклонения на раннем этапе обучения учащегося. Елена Евгеньевна озвучила и насущные проблемы при работе с такими детьми. Среди них — отсутствие специалистов, например, сурдопедагогов: поскольку кадры со стороны не приходят, придется искать их в своих учреждениях за счет переподготовки кадров.

Представители Бавленской средней школы рассказали, как на базе их учреждения открывался Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» — благодаря национальному проекту «Современная школа» в рамках национального проекта «Образование». Для того, чтобы иметь возможность всевозможных линий роста, была проведена большая подготовительная работа. Например, необходимо было подготовить, согласовать и утвердить дизайн-проект помещений для этого центра, соблюсти очень жесткие требования при проведении ремонтных работ, выдержать определенное зонирование этих помещений и многое другое. В работе Центра будут использоваться новейшие технологии, их уже начали осваивать педагоги и учащиеся школы.

Заместитель директора СЮТур С.Б. Буклеревич рассказала о мероприятиях, направленных на обеспечение безопасности детей в природных условиях – прежде всего, это касается ситуаций, когда дети теряются в лесах. Старший воспитатель ДОУ №15 Н.В. Сибиричева порассуждала о том, каким должно быть дошкольное образование: так ли необходимо сегодня требовать от дошкольников, чтобы они умели считать и читать, ведь, по сути, всему этому они должны учиться в первом классе. А вот умение творить и мыслить – этому как раз и надо учить в детском садике.

Как всегда, криком души стало выступление директора школы №1 Е.А. Родионовой, которая подняла кадровый вопрос, учитывая призыв начальника управления образования активизировать профориентационную работу между выпускниками – чтобы те шли учиться в педвузы. «Профессия стала непрестижной из-за низкой заработной платы», — отметила она и привела примеры заработной платы молодых специалистов. Учитель начальных классов после колледжа, с доплатой 3000 от муниципалитета и доплатой за классное руководство получит 15777 рублей, учитель с высшим образованием с классным руководством 17389 рублей, без классного руководства 12389 рублей. «Кто пойдет работать на такие заработные платы?» — спросила она. А между тем, в школе больше 50% педагогов – старше 50 лет. По ее словам, о каком творчестве может идти речь, если 7% учителей работают на 36-40 часов в неделю! Решение проблемы, по мнению докладчика, в повышении минимальной ставки педагога до уровня минимального размера оплаты труда. Кроме того, надо вернуть систему отработки выпускников вузов, ведь государство учит их за свои средства! Надо решить вопрос об оплате съемного жилья молодым специалистам. «Если этого не сделать – через пять лет наступит катастрофа, — сказала Елена Анатольевна. – И если мы будем сложа руки сидеть, ничего не добьемся!» И все-таки свое выступление она закончила на оптимистической ноте и поздравила коллег с началом великих трудов.

Завершила выступления председатель окружной профсоюзной организации И.А. Бакулина. Она поддержала Е.А. Родионову и познакомила педагогов с имеющимися формами поддержки со стороны профсоюзной организации.

Вопросы и проблемы

После докладов педагоги могли задать свои вопросы. Директор школы №5 Е.В. Дергунов поднял проблему увеличивающегося год от года количества представителей некоренных национальностей в наших школах – в его школе их уже более 120 человек. По его словам, за последние 7 дней в школу прибыло 8 детей из Ближнего Зарубежья, из них 4 не только не говорят по-русски, но и не понимают русский язык. И это дети с 6-го по 9-й классы, которым в этом году сдавать Государственную Итоговую Аттестацию. Коллеги поддержали Евгения Владимировича: эта ситуация, почему-то, присутствует только в Кольчугинском районе – в других школах Владимирской области такого не наблюдается. А самое удивительное, что поступающие в эти дни в школы дети даже не имеют гражданства Российской Федерации – все, что у них есть, это временное разрешение на пребывание на территории Российской Федерации, и, как правило, с августа по сентябрь. Этих детей принимают в школу, и даже после окончания срока разрешения на пребывание, из школы их уже исключить нельзя. «Как нам работать с этими детьми?» — прозвучал вполне справедливый вопрос. Кроме того, по этим гражданам школы вынуждены регулярно отчитываться перед органами УФМС. «Не этим должны заниматься учителя, этим должны заниматься службы, которые за это отвечают!» — говорили директора школ. Глава района В.В. Харитонов заверил педагогов, что район в этом плане находится на особом контроле, и в этом вопросе появились определенные подвижки.

Директор школы №7 Т.В. Кузнецова обратила внимание на жизненный запас сил людей, которые есть сегодня в образовании. Вообще-то, по нормативам, количество детей в классах должно быть гораздо меньшее, чем оно есть сейчас. Если бы нормативы соблюдались, учителя давали бы в три-пять раз лучшие результаты. А сейчас в уже сформированных, очень плотных классах, еще и требуют выделить места приезжающие представители некоренных национальностей. Да еще и стучат кулаком, мол, мы добьемся своих прав не здесь, так в области. И школы принимают, потому что мы толерантны, мы научили детей дружить, потому что все мы родом – из многонационального государства.

Директор школы №2 Е.В. Новикова подняла вопрос необходимости, в соответствии с законом «Об образовании», обеспечивать детей с ОВЗ двухразовым бесплатным питанием. У нас эта норма не выполняется, а родители таких детей задают об этом вопросы. В.Н. Дергунов ответил, что это – компетенция региона, но, к сожалению, регион свои обязательства не выполняет. «Соответствующие письма в департамент были направлены, этот вопрос будем решать», — заверил Владимир Николаевич.

Также был поднят вопрос о выделении транспорта для доставки детей из села Большекузьминское для учебы в Бавленскую школу, об асфальтировании территорий детских садов.

Резюме

Вопрос «А где душа?» прозвучал из уст директора школы №7 Т.В. Кузнецовой, которая напомнила о том, как важно не потерять в современных цифровых центрах с зонированием человеческую душу. Думаю, это касалось и теряющих жизнестойкость учителей, и теряющихся в интернет-пространстве учеников.

И все же именно душа учителя – тонкая, ранимая, болеющая за детей, — способна сегодня противостоять жестокости, непониманию, попыткам приравнять образование к сфере услуг. А самое главное – она не изменит себе, даже если сидящие наверху заевшиеся чиновники так и не соблаговолят поднять базовую ставку учителя до уровня МРОТ.

Здравия вам на долгие годы, дорогие наши учителя!

Понравился материал? Поделись с друзьями!