Искусство. Молодость. Талант.

В свои 60 лет она молодая, активная, целеустремленная и полна планов и идей! Детская школа искусств отмечает свой юбилей и продолжает двигаться только вперед. А динамику и активное развитие ДШИ придают молодые педагоги, которые опираются на опыт и мудрость старших коллег и делятся своей энергией молодости, таланта, вдохновения. Несмотря на то, что их ученики называют своих преподавателей по имени и отчеству, возраст молодых учителей позволяет обращение на «ты». Открытые, доброжелательные, творческие – и у каждого свой взгляд на жизнь, на работу, на будущее. Им слово.

Анастасия Владимировна Антипова – преподаватель эстрадного вокала ДШИ. Ее дети – это ее лицо. И сейчас их 14. Они уже лауреаты всевозможных конкурсов – и областных, и всероссийских, побывали и в Москве, и в Питере, и в Казани. К слову, воспитанники Насти пели на ее выпускных экзаменах из двух институтов. Педагоги высших учебных заведений ценят не только умение петь, но и умение воспитывать новых вокалистов. В этом году Настя заканчивает магистратуру Московского городского педагогического университета. Она сама думает, что на этом ее обучение не закончится. А с чего все начиналось?

— Я пришла в ДШИ три с половиной года назад, окончив два курса Владимирского института культуры и художественного образования и один курс Государственного института театрального искусства. На тот момент поняла, что мне очень нужна практика, потому что все техники, которым меня обучают, не имеют смысла без физиологического момента, потому что я считаю, что эстрадный вокал – это ощущения. Физиология, строение голосового аппарата у разных людей отличаются. Я уже понимала, как обучить приемам себя, но еще не понимала, как можно научить других людей, как исправлять проблемы с голосовым аппаратом. Мне очень нужна была практика. С просьбой дать мне возможность сделать свой набор по эстрадному вокалу я обратилась к директору Детской школы искусств Ирине Дмитриевне Куренковой. Ирина Дмитриевна ответила: «Набирай!» Дальше были прослушивания, формирование коллектива… Сейчас ребята из первого набора учатся уже в четвертом классе ДШИ. Я их называю «мои первые дети». Жутко ими горжусь! Через три года они станут моими первыми выпускниками.

Настя, что для тебя работа в ДШИ?

— Работа в ДШИ – это возможность абсолютно свободного творчества. Нет рамок и ограничений. Возможность с самого первого класса устранять недостатки, чистить интонацию, учитывая способности каждого ребенка. За семь лет обучения дети преодолевают мутацию голоса, так что выпускаться ребята будут с поставленными взрослыми голосами. Их голосовые возможности расширятся. Современным детям интересны различные техники вокала, разные музыкальные стили. Очень здорово, что в Школе искусств есть возможность воспитывать разносторонне развитых вокалистов, которые осознанно подходят к обучению.

Трудно было решиться совмещать учебу и преподавательскую работу?

— За все время работы я ни разу не пожалела о том, что начала этот путь. Я обучаю детей «с нуля», уже во время отбора у них должны быть готовность работать, желание концертировать, желание совершенствовать себя во всех сферах. В работе с детьми мне очень помогают коллеги. Педагоги по фортепиано Наталья Юрьевна Ковтун, Нина Пантелеймоновна Кузнецова, Елена Викторовна Бухина делают огромную работу. Я благодарна Ларисе Геннадьевне Коровкиной, педагогу по сольфеджио – для вокалистов это один из самых важных предметов, без чистых интонаций невозможно работать над вокалом. За уроки хореографии спасибо Инне Андреевне Семеновой. Хореографическими постановками занимается Татьяна Николаевна Охонько – ее дочь учится у меня. Татьяна Николаевна готова помочь всегда и во всем, а ее постановки всегда уникальны и неповторимы. Большое спасибо хочу сказать не только педагогам, но и родителям учеников. Родители просто золотые! Каждый из них – это клад, они потрясающие. Когда я набираю детей в класс, я смотрю в том числе и на родителей. Родители, которые понимают, что детям предстоит много работать, — это 50% успеха.


История отделения русских народных инструментов начинается со дня основания ДШИ в 1959 году. Школа гордится своими талантливыми выпускниками, которые связали свою жизнь с искусством. На сегодняшний день в отделе русских народных инструментов работает 7 преподавателей, Среди них — молодой специалист, выпускник ДШИ, преподаватель по классу духовых инструментов Алексей Александрович Ермалюк. Он окончил Владимирский Областной музыкальный колледж им. А.П. Бородина и в будущем году заканчивает обучение во Владимирском государственном университете имени Столетовых.

— Мысль о работе в школе возникла у меня еще тогда, когда я в ней учился. Примерно в 7-8 классе мне так понравилась музыка, что с ней я захотел связать свою жизнь. А работать в школе меня вдохновили мои преподаватели по специальности Галина Борисовна Андрианова (аккордеон) и Марина Владимировна Меркулова (фортепиано). Их любовь к детям и музыке поразила до глубины души.

Алексей, почему ты решил обучать детей именно игре на духовых инструментах?

— Связать жизнь конкретно с духовыми инструментами я решил после недолгой учебы в ДШИ поселка Бавлены и знакомства с духовым оркестром под руководством Павла Вячеславовича Мурашова. Его энергия и самоотдача, преданность любимому делу и творческая атмосфера игры в оркестре сыграли ключевую роль в моем решение связать жизнь с музыкой и работать в ДШИ.

Работа в Детской школе искусств — это самая чудесная работа, которая есть в нашем мире. Видеть счастливых детей, когда после нелегкой работы у них начинает получаться извлекать звуки, превращающиеся в прекрасную мелодию, – что может быть прекраснее! В родной школе я работаю третий год. Класс духовых инструментов насчитывает 18 человек, обучающихся на шести специальностях: флейта, труба, тромбон, тенор, баритон, альт.
Удивительно! Тебе удается обучать игре сразу на шести музыкальных инструментах?

— Да, приходится не стоять на месте и познавать новые грани музыки и инструменты. Пока мы только начинаем забираться на вершины музыкального Олимпа и совершенствовать свое мастерство игры на инструментах. Думаю, в скором времени будут и победы в конкурсах, но наш час еще не настал. Для меня это не просто работа, это возможность показать детям и напоминать себе и окружающим, как прекрасен наш мир, возможность прикасаться к неувядающему искусству музыки, дарить окружающим добро и положительные эмоции.


Юлия Александровна Гудникова, преподаватель академического вокала, начала свою работу в этом учебном году. Вот как она сама рассказывает о своей творческой профессии.

— Работать в школу Ирина Дмитриевна Куренкова звала меня давно и неоднократно. И сейчас очень многие удивляются, что я не пришла туда раньше. Но я считаю, что всё должно происходить вовремя. У меня был опыт работы в одной из подмосковных музыкальных школ сразу после окончания ВУЗа. Туда я пошла скорее потому, что надо было где-то работать, а не потому, что душа стремилась к такому виду деятельности. Прошли года, я приобрела достаточно большой исполнительский опыт, долгое время после окончания академии продолжала заниматься со своим педагогом. В какой-то момент я почувствовала, что готова передать свои знания и умения подрастающему поколению. Ирина Дмитриевна с радостью восприняла моё желание работать в ДШИ и только воскликнула: «Ну, наконец-то!» Мы не думали, что придёт такое количество народа на прослушивание. Приходилось детишек тщательнейшим образом отбирать, кому-то отказывать. Сформировался класс из 12 человек. Вот сейчас закончилась первая четверть, у нас есть результаты — абсолютно у всех есть прогресс. Я открыла для себя новое, ни с чем несравнимое ощущение – момент, когда у ученика получается то, что ты до него пытаешься донести. Все дети очень разные, я считаю, что учитель должен сохранить индивидуальность. Они органичны и в большинстве своём очень эмоциональны, это надо культивировать. Я им всё время говорю, что академическое пение – элитное вокальное искусство. Для того, чтобы зритель понял нас, нам не нужны спецэффекты: световое шоу, немыслимое количество аппаратуры, дым на сцене и прочее. Нам нужен голос, умение владеть им, нужна душа. Внушаю им, что артист не должен работать в угоду публике. Артист должен любить то, что он делает и предложить своё искусство зрителям. Если зрителю понравилось, значит, получилось поделиться частичкой своей души. Именно на эмоции сейчас делаю акцент. При этом запрещаю им что-то изображать, пританцовывать. Задача воспитать их настоящими музыкантами. В первую очередь, конечно, правильно петь и петь по нотам, а не со слуха. Но музыкант — это не только ноты. Это гармонично развитая личность. Мы ходим на спектакли, выставки, посещаем библиотеку.

Сейчас дети лишены того, что было у нас и более старших поколений. У нас были прекрасные фильмы: «Золушка», «Гостья и будущего», «Буратино»… А какая там была музыка! И мы знали все песни из этих фильмов, пели их. А что поют сейчас современные дети? Сейчас отсутствует понятие «детская песня». Вы слышали, что они поют? Нет, такого лучше не слышать! Меня многие упрекают в старомодности и неактуальности каких-то понятий. Но истина — она вне времени. Современные дети испорчены примитивизмом. Но от взрослых они отличаются тем, что ещё могут воспринимать настоящее. Они просто не знали, что существует музыка с красивой мелодией, что можно петь не под минусовку, а под одно лишь фортепиано, что в стихотворных строках есть всегда скрытый смысл. Когда они с этим знакомятся, они сначала очень удивляются, а потом входят во вкус. Им нравится, они начинают этим жить. 9 ноября у нас состоялся дебют. Трое моих учеников – Вера Старунова, Денис Савельев и Кристина Бурцева приняли участие в открытии выставки художественно-графического отделения нашей ДШИ, посвящённой её юбилею. Я очень волновалась. Они же впервые вышли на сцену в таком качестве. Но ребята справились с поставленными задачами и вдохновили меня на новые свершения. Публика им рукоплескала и кричала «браво». Значит, донесли до зрителя своё самое сокровенное. Но почивать на лаврах мы не намерены. Впереди много работы, много задумано. Будем воплощать!

Накануне юбилея хочется пожелать своей alma mater процветания. Очень хочется, чтобы открывались новые отделения, чтобы зазвучала в её стенах скрипка, виолончель или даже арфа. Хочу поблагодарить директора школы Ирину Дмитриевну Куренкову и заместителя директора по административно-хозяйственной части Александра Викторовича Кожевникова за то, что они помогают работать не просто какой-то словесной поддержкой, а настоящими делами. Нам для занятий оборудовали отличный класс. В кратчайшие сроки заменили окна, полы, потолок, освещение. Сейчас мы обживаемся в нём. Хочется сделать класс таким, чтобы детям было там уютно, чтобы им хотелось прийти туда не только на урок, а и для общения друг с другом. Ведь только в таких условиях можно творить и вытворять!


Руководитель театра моды «Эстель» в этом году отмечает не только юбилей Детской школы искусств, но и юбилей своей работы в ДШИ – вот уже 10 лет он дарит школе и своим воспитанникам творческую энергию, неиссякаемый энтузиазм, талант и новые идеи. В 2009 году в театральном коллективе ДШИ появился художник Роман Сергеевич Шпенев, благодаря которому постановки театра-студии «Синяя птица» обрели зрелищность.

— Десять лет назад я пришел на работу в Детскую школу искусств по приглашению заведующей театральным отделением Виктории Владимировны Щегловой. Первый год работал художником-оформителем. Директору ДШИ Ирине Дмитриевне Куренковой понравилось оформление спектаклей, так я остался в школе. Параллельно с работой поступил и окончил областной колледж культуры и искусства. Мои специальности —  режиссер-постановщик театрализованных представлений, социально-культурная деятельность и народная художественная культура. До сих пор поддерживаю общение с моим куратором, преподавателем высшей квалификационной категории Евгенией Юрьевной Прозоровской. Она многому меня научила. После колледжа я получил высшее юридическое образование, но продолжаю жить в искусстве. Я и сейчас оформляю спектакли, концертные программы, занимаюсь сценографией и руковожу своим коллективом.

Откуда появилась идея создать в ДШИ театр моды?

— Театр моды появился в 2010 году. На одном из конкурсов в Санкт-Петербурге я увидел удивительный коллектив – подобного ему я еще не видел нигде. Театр моды «ИриС» из провинциального города Добрянка вдохновил меня, и я решил создать театр моды в Кольчугине. Очень понравились невероятные костюмы – это не просто подиумное мастерство, а именно театральные костюмы. Уже в 2011 году мы вновь встретились в Санкт-Петербурге, я привез на конкурс свой коллектив, мы заняли первое место. Руководитель театра моды «ИриС» была в жюри. До сих пор продолжаю общаться с руководителем, учусь у нее. Повышать уровень знаний и мастерства помогает Валентина Тарасова — главный художник по костюмам Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Благодаря ей я разбираюсь в структурах тканей, подбираю материалы по цветовой гамме.

Это здорово, когда есть такие учителя и наставники! Но сейчас ты и сам учитель. Сколько участников в этом году в театре моды «Эстель»?

— В Образцовом театре моды «Эстель» на сегодняшний день занимается 48 человек. Звание Образцового коллектив получил в 2017 году. С каждым годом повышается сложность костюмов. Если раньше в качестве материалов использовали атласные ленты, бисер, стеклярус, пайетки, то сейчас мы работаем уже со стеклом, чтобы костюмы выглядели более достойно, богато. Конечно, огромную помощь оказывают родители. Не было такого, чтобы они в чем-то отказали. Хочу сказать, что у меня золотые родители. И мои, и моих воспитанников. Они живут в творчестве, всегда рядом, постоянно помогают. Они и шьют, и украшают, и сопровождают в поездках, и одевают моделей, и фотографируют – просто очень повезло с ними! Все наши победы – это заслуга всего коллектива.

Я очень благодарен заведующей театральным отделом Виктории Владимировне Щегловой, которая поддержала меня и помогла создать театр моды «Эстель». Хореографом-постановщиком был Олег Геннадьевич Петрачук – бывший артист балета Ивановского театра оперетты. Его замечательные постановки – «Покров День», «Золотое кольцо России». Ему на смену пришла Инна Андреевна Семенова – прекрасный хореограф, который меня понимает, точно улавливает идею номера. Хочется также поблагодарить Наталью Синельникову – она помогает в конструировании костюмов. После того, как эскиз нарисован, нужно придумать, как сохранить нарисованные формы в готовом костюме. А модели становятся с каждым годом все сложнее. Особая благодарность директору ДШИ Ирине Дмитриевне Куренковой. Это лучший руководитель из всех, с кем мне доводилось работать. И это не пустые слова.

В этот юбилейный год хочу пожелать всем самого главного – здоровья. Пусть это пожелание не кажется банальным, ведь если есть здоровье, то мы продолжим творить, работать. И, конечно, творческих успехов и новых побед на всевозможных фестивалях, конкурсах. Главное – ни на кого не оглядываться, оставаться собой и двигаться только вперед!

Понравился материал? Поделись с друзьями!