Открытый диалог о мусоре

В минувший четверг состоялась пресс-конференция руководителей Кольчугинского района и представителей ООО «Хартия» по вопросу реализации на территории нашего района мусорной реформы. Она началась с небольшого вступительного слова В.И. Доровских – руководителя владимирского филиала ООО «Хартия»:
— С начала нашей деятельности на территории района прошло достаточное количество времени, чтобы сделать первые выводы. Я считаю, что мы вошли на территорию достаточно ровно, большинство контейнерных площадок, которые были обозначены в реестре для начала обслуживания операторами, мы начали обслуживать. В настоящее время мы заключаем договора, связанные с обслуживанием юридических лиц, коммерческих лиц, промышленных предприятий. В настоящее время большое количество предприятий направило заявки на заключение с нами договоров, думаю, что в течение декабря – максимум января основное количество объектов будет принято нами на обслуживание, и этим процесс вхождения на территорию будет завершен. Первый этап показал, что Территориальная схема, которая была нам предложена для работы на территории, достаточно точная. Все площадки были снабжены нашим оборудованием – пластиковыми контейнерами емкостью 1,1 кубометр. Были небольшие задержки с установкой оборудования в отдаленных сельских поселениях, но даже эта задача была завершена в кратчайшие сроки – до 7-8 декабря. Городские территории мы обслуживаем ежедневно, не менее одного раза в день, а удаленные сельские поселения – 2-3 раза в неделю.

— Что происходит с корректировкой областной Территориальной схемы по работе с отходами? (Голос кольчугинца)

М.Ю. Барашенков:
— Работа еще идет. После публичных обсуждений родилось обращение, которое поддержано многими жителями, их тысячи человек. Пришел первый ответ, что у нас во время планирования закралась техническая ошибка, и никаких комплексов переборки и развития не будет. Пришло и второе письмо из департамента природопользования и охраны окружающей среды от 16 декабря, которым они тоже подтверждают, что реконструкция полигона на территории Кольчугинского района областью признана технической ошибкой, строительство мусоросортировочного комплекса, реконструкция объекта размещения отходов, а также создание площадки компостирования отходов на территории Кольчугинского района не предусмотрено».

В.И. Доровских:
— Только проработав здесь несколько месяцев, полгода, можно каким-то образом рекомендовать те или иные инвестиционные проекты, те или иные требования к изменению Территориальной схемы и так далее. Но для этого нужно понимать ту статистику, которая есть на территории. Пока у нас такой статистики нет. И какие-то рекомендации по изменению Территориальной схемы со стороны ООО «Хартия» невозможны.

— Сейчас вывоз твердо-коммунальных отходов из частного сектора происходит по той же схеме, что и работало «ТБО-Сервис». Ожидаются ли какие-то изменения в начале следующего года? (Голос кольчугинца)

В.И. Доровских:
— ТБО-Сервис осуществлял вывоз двумя способами: тарным и бестарным. 89-м федеральным законом бестарный сбор накопления мусора ограничен. Так как мы понимаем, что в сельских поселениях решить вопрос организации мест накопления и перейти в течение нескольких дней с бестарного вывоза на тарный невозможно, по согласованию с администрацией мы постарались сохранить действующую систему, действующие графики на некоторое время – я думаю, это первая половина года, до того момента, пока муниципальные сельские поселения не смогут принять решение о способе организации накопления мусора на своих территорий. Частному сектору города тоже необходимо принять решение о способе сбора и накопления. Их видится два: это либо организация централизованных площадок в определенной доступности для населения, либо индивидуальный вывоз – комплект оборудования при этом приобретается за счет жителей.

— Прежние организации, которые занимались у нас вывозом ТКО, вешали на контейнерных площадках таблички с графиком вывоза. У вас такие таблички планируются? (Голос кольчугинца)

В.И. Доровских:
— Безусловно, ведь это требование законодательства. Для того, чтобы табличку установить, требуется не время, а понимание того, что на ней написать. В настоящий момент времени мы понимаем объем вывоза только по жилому сектору. Если говорить обо всех мусорообразователях, то мы только приступаем к заключению договоров. Для того, чтобы сформировать график, нужно понимать, как идет машина, каков ее маршрут. Это можно сделать только после того, как мы заключим договора хотя бы с 70-80 процентами тех, кто работает на этой территории. Эта работа занимает полтора-два месяца, после этого мы сможем четко сформулировать график, он будет вывешен на площадках и должен выдерживаться. Если мы видим, что по какому-то объекту идет переполнение, то мы принимаем два последовательных решения. Первое — доставляем оборудование на эти адреса (в Кольчугино уже есть такие адреса, где мы уже дважды доставляли оборудование). И если даже после этого мы понимаем, что площадка находится в переполненном состоянии (размеры площадки не позволяют разместить все необходимое оборудование), то мы готовы перейти на двухразовый дневной вывоз.

— Насколько активно идет заключение договор с юрлицами, есть ли какие-то сложности? (Кольчугинские вести)

В.И. Доровских
— Точного понимания нигде нет — не только в этом районе и в этой области. Нет единой базы. Мы оцениваем от 3 до 4 тысяч возможных потребителей. На 5 декабря у нас было заявок всего около 400, на сегодняшний день уже около 1600. Где-то 40% компаний, куда входят муниципальные и бюджетные учреждения, заявки нам принесли. Это чуть меньше половины.

— Когда будет введен раздельный сбор мусора? (О. Крайнова)

— Раздельный сбор – один из элементов реформы. Но нужно понимать, что система раздельного сбора – это проблема не только оператора, но и муниципалитета, так как раздельный сбор подразумевает наличие двух типов оборудования и должна быть единой в трех зонах. Это еще и требование к самим площадкам: сетчатые контейнеры для мусора, который пойдет на переработку, должны стоять на площадках, имеющих крышу. Таких площадок в нашей зоне единицы: в Александровском и Киржачском районах. Надо понимать, что это логистика: невозможно осуществить раздельный сбор на разбросанных, одиночных площадках, которые находятся в десятках километров друг от друга. За предоставление оборудования несет ответственность оператор, а благоустройство площадки, приведение ее в соответствие с требованиями и нормативами – задача собственника, и не факт, что собственником является муниципалитет. Есть площадки, которые находятся на балансе управляющих компаний, ТСЖ…

— Мы сегодня говорим о площадках и контейнерах, но не говорим о том, что надо менять сознание людей. Раздельный сбор мусора – это, как минимум, два мусорных ведра дома. Не кажется ли вам, что нужно сегодня начинать пропаганду в СМИ и менять сознание людей, потому что 3-4-5 лет – это минимум, который нужно сегодня для того, чтобы люди созрели для раздельного сбора. (Кольчугинские вести)

— Год назад я бы с вами согласился. В эту ситуацию с раздельным сбором московская область входила год назад, и были такие же опасения. Но готовность площадок была достаточно высокая, и  в течение одного месяца операторы смогли обеспечить это раздельное оборудование и транспорт на местах. И как показала практика, это  оборудование моментально заполнилось. Люди четко поддержали эту ситуацию. И это не только в Московской области, но и по другим областям. Вопрос в том, чтобы эта ситуация не перегорела. Нужна последовательность всех шагов, всех действий. Нужен план, который мы не можем сами навязать, а должны совместно с муниципалитетами сделать. Это предложение 2020 года. Основную задачу, которая стояла перед нами сейчас, — войти без потери качества – мы исполнили. Начинаем двигаться дальше.

— А сколько у нас в районе площадок? (Голос кольчугинца)

— Я могу сказать, сколько контейнеров. В целом, во всех шести районах, по Территориальной схеме у нас должно быть установлено около 1700 контейнеров. В настоящее время они все находятся на местах. Около 550 – в Кольчугине, 820 – Юрьев-Польский, около 500 – Киржач, 670 – Петушинский район…

Был задан вопрос о перспективах ввоза на территорию области из Москвы отходов, которые не идут в переработку. В.И. Доровских в очередной раз подчеркнул, что функция оператора четко определена и не зависит ни от каких межрегиональных соглашений. Но в дальнейшем, для достижения целевых показателей по переработке мусора, регоператор должен будет предложить свое видение изменения территориальной схемы в части строительства перерабатывающих предприятий. И, возможно, такие предприятия появятся в наших районах, но это будут предприятия, которые будут заниматься тем мусором, который появился на территории того или иного района. Регоператор никакого отношения не имеет к Территориальной схеме Москвы. Что касается строительства мусороперерабатывающих предприятий, то без этого не обойтись – весь цивилизованный мир к этому перешел. «Те реформы, которые сегодня проходят у нас, как раз дают надежду на то, что этот процесс и у нас начнется. Но, действительно, нам придется жителям многое разъяснять», — отметил В.И. Доровских.

— Ваша база с транспортом находится в Кольчугине, и в ней большое количество мусоровозов. Кольчугинцы говорят: раньше мы обходились пятью мусоровозами, а сейчас их больше двадцати, значит, они везут мусор в Кольчугино. Мы понимаем, что это дилетантский подход, но вы все-таки объясните кольчугинцам, что эта база работает не только на Кольчугинский район. И, пожалуйста, развейте слухи о том, что в Кольчугино «Хартия» везет мусор из Юрьев-Польского. (Кольчугинские новости)

В.И. Доровских:
— До появления оператора в каждом районе существовало несколько перевозчиков. Такая схема имеет ряд недостатков — это много маленьких баз, которые требуют определенной логистики. Поэтому было принято решение, что баз будет две: одна в Кольчугинском районе, и вторая – в Покрове. Но это не значит, что машин стало больше. Машин стало меньше. Количество транспорта, которое использовалось здесь, на территории, всеми перевозчиками, было порядка 170 единиц. У нас сейчас около 70. Наш транспорт более высокоэффективный. Почему Кольчугино? Потому что Кольчугино находится в центре трех районов, которые равно удалены друг от друга. Что касается перетекания некоторых объемов мусора, который может попадать на полигоны этих трех районов, то этот слух ходит сейчас во всех трех районах. Происхождение его очень понятно. Возможно, были какие-то единичные случаи, когда мы формировали маршруты, при которых у нас могла сложиться неплановая ситуация, когда машина, заполнившись частично в одном из районов, была срочно вызвана в другой район. И в этом случае она могла там разгрузиться. Но есть еще и плановые ситуации. Вы должны понимать: за счет того, что районы большие, и много населенных пунктов находится на границах районов, посылать на периферию машину, которая будет в небольших населенных пунктах захватывать по одному-два-четыре контейнера, а потом ехать обратно 30 километров, чтобы эти границы не пересекать, – такого, скорее всего, не будет. Машина, которая пойдет с базы в Юрьев-Польский, может загрузиться в небольших населенных пунктах единичными контейнерами по дороге в Юрьев-Польский. Это логистика, которая позволит нам не вырастить тариф. Но процент такого мусора – очень маленький.

М.Ю. Барашенков:
— При работе ТБО-Сервис с 18 ноября по 30 ноября принято на полигоне ТБО 600 тонн твердо-коммунальных отходов, и с 1 по 15 декабря (когда работала «Хартия») – 400 тонн.

В.И. Доровских:
— Разница сложилась из-за того, что большое количество предприятий еще не заключило договора. Но какие-то изменения вы можете замечать. Например, сетевые магазины. С нашим приходом из 80 магазинов «Пятерочка» 75 заказали себе оборудование. Такая же ситуация с «Магнитами». То есть не будет вброса на городские площадки. И уже заметна более цивилизованная система контроля за крупными и некрупными магазинами с нашим участием. Вы можете по улицам пройти и все увидеть.

— Вопрос об уборке контейнерных площадок. Разъясните, как все будет происходить. Люди обеспокоены, что им придется за это дополнительно платить. (Кольчугинские вести)

Е.Н. Савинова, глава города:
— На сегодняшний день у нас уборкой занимается ООО «Хартия», как была договоренность. Начиная со следующего года, эта функция перетекает к собственникам площадок. Поэтому, начиная со следующего года, всем нам придется учиться осваивать этот новый вид деятельности. Будем надеяться, что данный опыт будет успешен.

В.И. Доровских:
— Раньше все это делать предлагалось перевозчику, в результате на многих площадках было перенакопление, туда попадал различный, в том числе, непрофильный мусор. Суть реформы – наложить ответственность на всех участников процесса: от тех, кто этот мусор образует, до тех, кто этот мусор утилизирует, транспортирует. И если мы все в рамках своей ответственности научимся исполнять свои обязанности правильно, то количество неучтенного мусора станет меньше. Привлечение собственников, управляющих компаний в том числе позволит всем остальным правильно выполнять свои задачи.

— Работает ли ваш сайт и интерактивная карта? (Кольчугинские вести)

— Сайт работает, но для того, чтобы запустить интерактивную карту, нужно все эти объекты оцифровать. Наши логисты сейчас этим занимаются. Но так как порядка тысячи заявок пришло только за последние 10 дней, и логист должен отработать по 100 заявок в день и включить их в маршрут, то заниматься одновременно и тем, и тем мы не можем. На это потребуется время, но я думаю, что к середине января эта карта уже заработает.

Под занавес пресс-конференции В.И. Доровских сообщил, что на всех территориях в «Хартии» работает местный персонал. Водители, грузчики, диспетчера, мастера и даже замы живут «на местах». При этом он посетовал, что эти же люди, но в новых машинах иногда работают хуже, чем раньше, на своих старых предприятиях. «Тех, кого мы не сможем правильно встроить в качественную работу, мы поменяем», — сказал он.
Глава города Е.Н. Савинова задала актуальный вопрос: впереди новогодние праздники, как предприятие будет работать в эти дни, когда объемы мусора значительно вырастают? В.И. Доровских ответил, что, действительно, есть дни, на которые приходится пик  увеличения мусора: сначала выносят подарочные коробки, а потом – то, что не доели. «Мы будем резервировать дополнительные маршруты, дополнительных людей и при необходимости отправлять их на поддержку основных маршрутов», — заверил он.

Понравился материал? Поделись с друзьями!