Киберспорт – новая реальность?

Компьютерный спорт – словосочетание, поначалу вызывающее, как минимум, недоумение. Обычно мы противопоставляем компьютер и спорт, ведь первое, по общепринятому мнению, несет больше вреда, чем пользы, а второе – полезно без вариантов. Тем не менее, компьютерный спорт, или киберспорт – это признанный на мировом уровне вид спорта, причем, Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта. Это произошло 25 июля 2001 года.

13 апреля 2017 г. в Минюсте России был зарегистрирован Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16.03.2017 № 183 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта». В соответствии с данным приказом компьютерный спорт был переведён во второй раздел — «виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне». Это значит, что теперь в России может проходить официальный чемпионат страны, могу присваиваться разряды и звания по компьютерному спорту. C 5 июля 2017 г., в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации № 618, аккредитованной спортивной федерацией по виду спорта «компьютерный спорт» является Федерация компьютерного спорта России.

С 2018 г. Университет ИТМО ввёл стипендию для талантливых киберспортсменов в размере 10 тыс. руб. ежемесячно..
В ноябре 2019 года в Кольчугине была создана киберспортивная лига, а уже в первых числах января состоялся первый турнир лиги. Два эти события состоялись благодаря жителю нашего города Дмитрию. Сегодня он гость нашей редакции.

Стратегии и шутеры

Когда-то, будучи подростком, Дмитрий активно занимался традиционными видами спорта, например, футболом. Даже принимал участие в соревнованиях. Что касается компьютера, то в игры никогда не играл и так же, как многие представители старшего поколения, считал, что компьютер отнимает время, уводит молодежь из реальной жизни, а ведь «когда-то мы играли в футбол, баскетбол и шахматы»… Но так случилось, что Дмитрий стал работать с киберспортом. Для этого он долгое время знакомился с этой сферой, проходил курс обучения. И сегодня он так рассказывает об этом:
— Компьютерные игры — это не всегда киберспорт, а геймер — не всегда спортсмен. Киберспорт, или компьютерный спорт, подразумевает спортивную составляющую, когда есть возможность соревноваться между собой командно и лично. Всего порядка 20 дисциплин относятся к киберспортивным. Все они — бессюжетные, с короткими игровыми сессиями и не вызывают зависимость. Если говорить углубленно, то это стратегии, где нужно продумывать ход, и шутеры (по-нашему, стрелялки, где ходишь и стреляешь). Это два основных кита, на которых держится киберспорт. Стратегия может быть реального времени, а может быть, даже в картах, где прорисованы герои, каждый из которых имеет свою силу, свой урон, магию и так далее… Знаменитая игра Dota 2 — это как раз стратегия, один из крупных китов. А второй вид соревнований – стрелялка — проводится по дисциплине Counter-Strike. Обычно это команда из 5 человек, каждый из которых сидит за компьютером. У каждого из них есть свой герой, если это Dota, то нужно захватить трон другой стороны. А в случае со стрелялкой нужно либо всю команду перестрелять, либо выполнить некую миссию.

События

Если вы думаете, что киберспортсмены во время соревнований сидят себе тихо по углам и сражаются во всемирном виртуальном пространстве, то глубоко заблуждаетесь. Как правило, соревнования проходят в специально оборудованных киберцентрах, а финальные стадии крупных международных соревнований проводятся на больших стадионах, арены которых собирают по 10, 15 и 20 тысяч зрителей. Когда Дмитрий изучал киберспорт, он лично побывал на подобных событиях, чтобы прочувствовать атмосферу, например, побывал в «Олимпийском», где проводились соревнования по дисциплине  CS: GO.
— Я понял, что эта сфера постоянно развивается. Если в традиционных видах мы ничего нового не увидим – в футбол как играли 11 на 11 с мячом – так и играют, то здесь появляются новые дисциплины, новые герои, все постоянно меняется. В эту сферу вкладывается куча денег, в том числе и спонсорских. Да, есть семь сюжетных карт, они ограничены в пространстве, и они не меняются по всему миру. Сделано это для того, чтобы люди имели возможность соревноваться в одинаковых условиях. Им дается карта, на которой они играли тысячу раз, и на ней проверяется – а кто же из них круче. Игроки могут приобретать себе виртуальное оружие – правда, за реальные деньги. Причем, стоит оно порой десятки тысяч рублей. Ну, а разве профессиональная спортивная экипировка в традиционных видах спорта стоит дешево? На эти деньги потом и проводятся крупные турниры. И призовые фонды бывают до 20 миллионов долларов, а команды-победители получают половину. Представляете? Правда, за игроками в профессиональных командах стоят тренеры, массажисты, психологи, аналитики… И, кстати, доказано, что люди, которые занимаются этим как спортом, проводят в два раза меньше времени за компьютером, чем человек, который играет просто для удовольствия.

Идея

Чем больше Дмитрий знакомился с этой сферой, анализировал, посещал события, тем чаще у него возникала мысль: а почему бы не организовать подобное в родном городе? Он выяснил, что в Кольчугине есть единственное место, приспособленное для проведения киберсоревнований – геймзона у Спортбара. Однако компьютерный спорт подразумевает бесплатное участие спортсменов в соревнованиях, ведь не у каждого подростка или студента есть лишние деньги. Значит, необходимо найти партнеров – людей, которые взяли бы на себя оплату аренды компьютеров и приобретение призов. Но для начала Дмитрий решил выяснить, насколько высок интерес кольчугинской молодежи к киберспорту. Для начала он выступил в День российской информатики перед целевой молодежной аудиторией в местном отделении «Молодой Гвардии Единой России» — спасибо руководителю МГЕР Марии Рыбиной, которая заверила, что сейчас правительство выделяет деньги на развитие этой отрасли, потому что видит, что это интересно молодежи. Дмитрий поделился с ребятами своей идеей создать в Кольчугине киберспортивную лигу и провести первый турнир. И получил одобрение.

— Мой друг помог разработать логотип, я распечатал объявления, сделал визитки. В логотипе появились буквы КЛГ – Кольчугино, а ГО – от названия самой популярной стрелялки Counter-Strike: Global Offensive (CS: GO). Создал группу вконтакте под названием KLGO, в которую за полтора месяца вступило порядка 200 человек. В ней я анонсировал проведение турнира на 4-5 января 2020 года.

Турнир

— Есть разные форматы проведения таких турниров: Самым популярным считается 5х5. Но существуют и другие, например 2х2. Но команду 5х5 собрать очень сложно, потому что собрать сразу пятерых друзей  — достаточно сложный процесс. Поэтому я решил, что правильнее будет провести турнир 2х2: одного товарища позвать гораздо проще, — рассказывает Дмитрий. — В итоге я анонсировал бесплатный турнир, главными призами которого стали игровые гарнитуры и памятные изделия с логотипом. Я решил вложить свои деньги. Но потом нашлись люди, которые захотели мне помочь и помогли оплатить аренду компьютеров в течение двух соревновательных дней. Заявок было подано много — порядка 40, в том числе и из соседних городов нашего региона – Юрьев-Польского, Собинки, но другим городам пришлось отказать, чтобы дать возможность посоревноваться своим. Таким образом, набралось 24 команды – 48 игроков. Был разработан график проведения, время, проведена жеребьевка. Все состоялось. Все получилось. Подробности были освещены в группе вконтакте, там же я выложил рейтинг команд и игроков.

Если для участников первый турнир стал незабываемым событием, то для Дмитрия важен был опыт проведения. Он смотрел, как работают компьютеры, и думал, как сделать лучше. Не успел завершиться первый турнир, как его начали спрашивать: когда следующий. Ребята просят проводить соревнования и по другим дисциплинам. Но Дмитрий убежден: подобные соревнования должны проходить 2-3 раза в год, в каникулярное время. Есть идеи проведения турниров между школами и турниров 5х5 – по международному стандарту. В перспективе – проведение турниров с участием соседних городов.

Хобби или коммерция?

На вопрос, чем для него является развитие киберспорта, Дмитрий отвечает категорично:
— Это мое хобби. Когда создавал лигу, это не было стартапом. Да, на киберцентрах люди зарабатывают деньги, вкладывают миллионы и потом «отбивают». Интересно ли мне это сейчас? Наверное, нет. Мне больше интересно внести новое в наш город. Чтобы обратили на это внимание, потому что традиционный спорт есть традиционный спорт, и в нем вряд ли появится что-то новое, а эта сфера развивается просто фантастически. Через 10 лет, когда поколения нынешних детей подрастет и станет родителями, уже везде наоткрывают эти центры – хотим мы этого или нет. Сейчас везде идет роботизация, цифровизация, это все стремительно наступает в нашу жизнь.

Он подчеркивает, что просто хочет развивать киберспорт в Кольчугине, обидно, что это есть в больших городах, а у нас – нет. Если речь идет именно о спорте, все должно быть на хорошем спортивном уровне: проведение соревнований, подготовка спортсменов, возможность участия в областных турнирах.

Польза или вред

На протяжении всей нашей беседы с Дмитрием меня, например, одолевали противоречивые чувства: действительно, как и многих родителей, меня беспокоит наступление компьютеров на человечество. Я знаю печальные примеры, когда дети уходили в компьютерные игры и практически там и оставались. Это по-настоящему страшно. С другой стороны, хотим мы или не хотим, дети все равно будут играть в компьютерные игры. И, если честно, намного ли мы, родители, лучше их, когда часами поливаем огороды в Одноклассниках, собираем драгоценные камни или гоняем в Танчики? Да, есть игры, в которых показана жестокость и кровь и бегают зомби. В киберспортивных играх не показывается ни кровь, ни части тела – как и положено, если мы говорим о молодой аудитории. Да и сами киберспортсмены не похожи на «киберспортивных зомби», которых рисует воображение родителей. Как правило, это нормальные ребята с большим будущим и самыми разными интересами. Практика показала, что при игре в «боевую арену» или «стратегию реального времени» у ребят развиваются стратегическое мышления и скорость реакции, в любых командных дисциплинах — командное взаимодействие и лидерские качества, в «соревновательных головоломках» — тоже стратегическое мышление, умение просчитывать ситуацию. Конечно, как в любом спорте, в киберспорте закаляется воля к победе, умение признавать и прорабатывать свои ошибки, с уважением относиться к соперникам и учиться у них.
«А нам, взрослым, видимо, надо научиться принимать тот факт, что виртуальная реальность – хотим мы или нет – существует. И лучше уж пусть она станет для наших детей спортивной ареной, на которой они будут тренировать не самые худшие качества и получать полезный опыт», — говорит Дмитрий.

  • CYBER1
  • CYBER2
  • CYBER3
  • CYBER4
  • CYBER5
Понравился материал? Поделись с друзьями!