Путь в преподаватели

Вера Евгеньевна Богданова, Галина Николаевна Фролова, Никита Сергеевич Николаев – преподаватели Кольчугинского политехнического колледжа, которые готовят программистов. Все они – представители разных поколений преподавательского состава, но сегодня работающие рука об руку. Все они – выпускники Кольчугинского политехнического колледжа. И все они имеют красный диплом об окончании этого учебного заведения. Но самое интересное, пожалуй, в том, что преподаватель Вера Евгеньевна Богданова когда-то учила студентку Галину Фролову (Егорову), а Галина Николаевна Фролова не так давно преподавала студенту Никите Николаеву…

Вера Евгеньевна Богданова

В колледж, или тогда техникум по обработке цветных металлов, Вера Евгеньевна пришла в 1974 году. «Можно сказать, родители заставили, потому что я сама всю жизнь мечтала о медицине», — говорит она. «А программирование было на тот момент перспективным направлением, к тому же математические способности у меня были достаточно хорошие. И я поступила в техникум, под крыло к Вере Викторовне Хихле, которая была и нашим первым педагогом, и классным руководителем, — вспоминает Вера Евгеньевна. – Окончила я колледж, так же, как и все присутствующие здесь, с красным дипломом. После этого сразу поступила в институт, где получила специальность «инженер системо-техник», а в 1983 году сразу пришла сюда работать. И с тех пор являюсь преподавателем».

— Вера Евгеньевна, пока учились в техникуме, думали о том, что когда-нибудь придете сюда преподавать?

— Такой мысли, конечно, никогда не было. Просто так сложилось. В техникуме открылась новая специальность «Электронщик» и мы с мужем, как молодые специалисты, приехали сюда работать – нас очень настойчиво сюда зазывали. Через год, в 1985 году, дали отдельную двухкомнатную квартиру в центре города – а в то время люди по 25 лет стояли в очереди на получение жилья. В 90-е годы начались трудные времена: зарплаты у нас были совсем маленькие. Студенты на практике на заводе получали больше, чем мы, преподаватели. У нас многие преподаватели тогда ушли на завод, в том числе и мой муж, а у меня с уходом не сложилось, но я, честно говоря, не жалею об этом. Я рано ушла на пенсию, по выслуге. Все сложилось так, как должно было быть.


— Когда пришли преподавать в техникуме, был ли в голове какой-то образ педагога, который хотелось повторить – может быть, из Ваших прежних преподавателей?

— Вообще, на мой взгляд, из всех, кто здесь учился, получаются хорошие преподаватели: они знают требования, традиции, методику преподавания. Выпускники колледжа получают хорошие знания, я убедилась в этом на себе. Учиться в  институте мне было проще, чем выпускникам школы. Об этом говорят и бывшие студенты, те, кто пошли в институты после колледжа, с хорошей базой наших знаний. Вот на днях, например, приходил наш бывший выпускник и прямо сказал спасибо Галине Николаевне Фроловой: «Такие дали знания, что просто не вышибешь! На работе очень все это пригодилось!»

— А что скажете о своей бывшей студентке Галине Егоровой?

— Прекрасно ее помню! Очень умная, способная, отличница – я была не такой, как она! У меня в дипломе тоже не было ни одной четверки, но Галина Николаевна была Ленинской стипендиаткой!

— Да, такой ученик – награда для учителя! А когда Вы смотрели на Галину Егорову, у Вас были мысли по поводу того, что она тоже может стать хорошим преподавателем, как и Вы?

— Конечно, не было. Почему? Потому что такие звездочки, как она, были в каждом выпуске, и они, как правило, шли дальше, получали еще образование, делали карьеру…

Что касается Никиты, то он пришел к нам после армии, и сразу было видно, что он серьезный человек. Тоже окончил колледж с красным дипломом. И мне очень нравится, как он сейчас работает. Есть кому передать эстафету.

Галина Николаевна Фролова

— Я поступила в техникум в 1988 году, в 1992 году окончила с красным дипломом, правда, уже не как Егорова, а как Фролова, и, видимо, это сказалось на моей дальнейшей карьере, — рассказывает Галина Николаевна. – Поступила в педагогический институт в Самаре, но так как родственники мужа из Кольчугина, мысль о том, что, если вернусь, то буду работать здесь, у меня была. Так и вышло. Мы с семьей вернулись. В 2000 году я пришла сюда, меня взяли, правда, молодых преподавателей математики здесь уже было два, и моя карьера была связана с другим предметом — информатикой. Я пошла по направлению подготовки программистов. Начинала работать под руководством еще своего классного руководителя Екатерины Львовны Скворцовой, Веры Евгеньевны Богдановой, Веры Викторовны Хихли, которая тогда еще работала. Первое время преподавала и в колледже, и в школе №6 – тогда у нас была система «школа-колледж-вуз», и в этой школе были профильные классы, подготовка которых велась на нашей базе. Я работала много лет и на профильных классах тоже, до сих пор общаемся с выпускниками шестой школы. Многому я научилась тогда у Екатерины Львовны Скворцовой, и спустя два года, как я пришла, она сказала: «Я себе смену подготовила. Я пошла, а ты работай».

— Какие чувства испытывает человек, который приходит на работу в колледж, а его бывший преподаватель является его коллегой?

— Для Никиты, наверняка, это были очень необычные чувства, потому что он стал нашим коллегой буквально через два месяца после окончания колледжа. У меня этот период был несколько больше – я институт окончила, детей в садик и школу отправила и только тогда пришла работать. Я, наверное, более ровно приняла эту ситуацию и не чувствовала себя вчерашней студенткой. Хотя по отношению к Вере Викторовне Хихле у меня до последнего было ощущение, что я для нее ученица, а вот с Верой Евгеньевной стали сразу общаться на равных, по-дружески, со взаимопониманием и поддержкой.


— Вообще, это же здорово: прийти в колледж, получить специальность и затем, пройдя какой-то путь, – у кого-то он был длиннее, у кого-то короче – вернуться сюда уже в качестве преподавателя, приносить огромную пользу, помогать другим приходить в профессию…

— У нас в городе столько выпускников с престижным образованием, которые пока не нашли себя. Они могли бы прийти к нам в колледж преподавать. Кадры всегда нужны. И что бы там ни говорили про то, как сегодня трудно работать со школьниками и студентами, я считаю, при желании найти общий язык с детьми всегда можно. А ведя классное руководство, мы еще их и опекаем, и помогаем в решении вопросов, связанных не только с учебой. У Никиты Сергеевича этот этап еще впереди.

Никита Сергеевич Николаев

На вопрос «Какие чувства испытывает человек, который приходит на работу в колледж, а его бывший преподаватель является его коллегой?» Никита Сергеевич сразу ответил:

— Очень странные. Только окончил – и через два месяца меня позвали на работу. Когда я пришел документы подписывать, уже некоторые люди знали, даже кто-то посмеялся над этим. Но в целом в коллективе к этому нормально отнеслись, и мне это очень помогло. Сразу началось «Никита Сергеевич», а не «Никита», не «Никитос».

— Это преподаватели. А дети?

— Тут тоже мне повезло. Программисты – они довольно тихие ребята, относятся с уважением…

— Первая группа, кто его знал как студента, они были тихие. А те, которые сейчас шумные, они Никиту Сергеевича как студента не знали, поэтому они его воспринимают чисто как преподавателя, — добавляет Галина Николаевна.

— Первая пара у меня была у четвертого курса. Они вели себя тихо и сразу: «Разрешите», «А можно?» «Никита Сергеевич»… Мне сразу стало проще. Волнение пропало. И дальше – по накату.

— Вы вообще когда-нибудь могли представить, что, едва закончив колледж, придете сюда сразу преподавать?

— Это все было очень интересно. Мне позвонили: «Приходи – поговорим». Я думал, это насчет моего поступления на высшее образование. Я пришел, и мне говорят: «Будешь преподавать». А я: «Почему бы нет?» И когда я это говорил, я еще не знал, что я буду преподавать, в каком объеме. «Давайте», — говорю. А оказалось, у меня шесть дисциплин будет (улыбается)… Но я стараюсь. Сейчас получаю заочно высшее образование. И не жалею, что не пошел учиться очно. Чему меня там могут научить, когда я здесь получаю такой опыт преподавания? Учусь прямо на ходу, но чем дальше, тем проще: по любому вопросу мне со всех сторон — советы, поддержка. Куда ни зайди – везде выслушают, помогут.

— А в плане материальном?

— Тоже нормально. Количество часов плюс надбавка за красный диплом – и для начала выходит нормально, жить можно.

— С Галиной Николаевной они являются руководителями  дипломных проектов, — подключается к разговору Вера Евгеньевна. – Никита Сергеевич проводит практики, под его руководством студенты 4 курса выполняют курсовой  проект. Все у него получается.

— И в конкурсах со студентами участвует, — добавляет Галина Николаевна. – Его студентка в этом году на V Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» «WorldSkills Russia» заняла четвертое место и получила медаль «За профессиональное мастерство».

Разными дорогами приходили в преподаватели герои этого материала. Несомненно одно: это не было случайностью. Каждый из них, будучи преподавателем, настолько влюблен в свою профессию и предан колледжу, что сумел зажечь искоркой этой любви сердце своего выпускника. Причем, конечно же, сам того не ожидая. А самое главное, что огонь этот продолжает гореть. И, возможно, одна или один из тех студентов, которые сегодня робко спрашивают: «Разрешите, Никита Сергеевич?», завтра откроют дверь в кабинет, чтобы провести свою первую в жизни пару…

  • COLL4
  • COLL5
  • COLL6
Понравился материал? Поделись с друзьями!