Камень преткновения


В минувший четверг, 15 октября, в помещении КТОСа №7 на Ленинском поселке состоялись общественные обсуждения проекта благоустройства сквера на улице Алексеева. Мероприятие собрало большое количество людей: представителей администрации района, краеведов, общественников, жителей близлежащих домов, журналистов. Открывая обсуждения, исполняющий обязанности главы администрации района Р.В. Мустафин, отметил, что камнем преткновения стала схема благоустройства сквера, а конкретнее –вопрос по деревьям. Он подчеркнул, что «мы собрались не принимать окончательное решение, а выслушать все доводы всех сторон», а окончательное решение будет принимать Комиссия по формированию комфортной городской среды.

Короли и капуста

Руководитель управления благоустройства и дорожного хозяйства Н.С. Ананьева пояснила, что сейчас идет подготовка аукционной документации по проведению торгов и выбору подрядчика для реализации этого проекта в 2021 году. Наталья Сергеевна рассказала, что планируется сделать в рамках проекта, но вопрос, касающийся деревьев, переадресовала представителю отдела природопользования Т.И. Казанцевой. Та, в свою очередь, напомнила, что было два предложения. Первое – сначала удалить все аварийные деревья, но при этом, по ее мнению, никакой эстетики не остается, поэтому появилось второе предложение – полностью заменить все разнообразными зелеными насаждениями. Какими насаждениями и по какой методике – рассказать об этом на мероприятие был приглашен Д.С. Поляков, владелец питомника в с. Борогодское. «Здесь многие сажали мою капусту», — такое резюме самому себе озвучил Денис Сергеевич, но в зале кто-то сразу заметил, что «капуста – это не липы». И тем не менее, Денис Сергеевич довольно продолжительное время делился своими познаниями по многоярусности лесов и городскому озеленению, критикуя наличие монокультуры, коей для этого сквера является липа. Попытки зала напомнить докладчику, что у нас не лес, а сквер, очень быстро вывели оного из себя и Денис Сергеевич продемонстрировал умение форсировать собственные голосовые связки. С демоническими оттенками в голосе он пообещал: как только на городские липы нападет какой-нибудь вредитель, в течение десяти лет город останется пустой. Эти пророчества вызвали очень бурную реакцию зала: одни недоумевали, как за столько лет наши городские липы еще стоят себе и вымирать не собираются, другие живо интересовались, какие растения для многоярусной посадки он хочет предложить, а кто-то прямо спросил, проводилась ли экспертиза. «Какая экспертиза, если есть наличие дупла и сухобочины?» — эмоционально недоумевал приглашенный администрацией «специалист». Он пояснил, что экспертиза – это дополнительные деньги, за которые нам на эту сухобочину поставят печать, и «будет не просто калека без руки, а калека без руки со справкой». После такого отношения к деревьям я лично и капусту не стала бы покупать у этого «эксперта».

А где же проект?

Вопрос этот прозвучал не впервые. Когда проходило выездное заседание Общественного совета Кольчугинского района, некоторые из его членов тоже попытались узнать: а что, собственно, мы обсуждаем: покажите картинку. Но никто ее тогда не представил. На этот раз данным вопросом озадачилась общественница и эксперт ландшафтного дизайна Ольга Крайнова, прямо попросившая представить наглядный проект с поэтапными посадками. «Сделайте презентацию!» — обратилась она к «эксперту» Д. Полякову, но в ответ он почему-то предложил ей: «Пойдемте, сухобочину посмотрим!» За «эксперта» вступилась Н.С. Ананьева, которая пояснила: для того, чтобы делать визуализацию проекта, надо решить, по какому пути мы идем – какое количество деревьев нужно заменить. При этом Наталья Сергеевна не раз повторила, что администрация готовит аукционную документацию. Было не понятно: как можно готовить аукционную документацию, не имея проекта.

Историческое место и грязь

Отстаивать деревья парка на общественные обсуждения пришли краеведы города и представители сферы культуры, понимая, что сквер Ленинского поселка — это и историческое наследие, и легкие микрорайона. Руководитель отдела культуры М.Т. Беляева, взяв слово, сразу отметила, что общественный резонанс вызвало не решение благоустроить сквер, а решение Общественного совета о вырубке такого количества лип. Также она опровергла заблуждение, что люди, которые противостоят полной вырубке парка, не хотят современного пространства в этом парке. Марина Томасовна напомнила, что именно представители сферы культуры, вместе с архитекторами и художниками разработали и презентовали руководству района фирменный архитектурный стиль города. Небольшими шагами элементы этого стиля уже стали воплощаться в ряде проектов. Собственно об этом – о поиске своего стиля, эстетичном подходе к реализации подобных проектов говорится и в программе «Комфортная городская среда». А еще о том, что малые города при реализации этой программы должны опираться на свою историю. Марина Томасовна решила напомнить собравшимся жителям Ленинского поселка об истории создания их микрорайона, о концепции города-сада, об уникальной архитектуре сквера,  но некоторые из них не горели желанием слушать. «Ближе к делу!» — выкрикнули докладчику. «Поднять руку и спилить для вас самое простое! Углубиться и подумать – это другая тема…», — сказала Марина Томасовна. «Парк-то засранный», — не унимались в зале. «Данное пространство засрали люди, а не птицы и деревья», — парировала докладчик.

Марина Томасовна, в отличие от представителей администрации, пришла на обсуждения с эскизом проекта «Красного парка», который был разработан профессиональным архитектором Александром Ивановым. Наталья Сергеевна, в очередной раз попытавшись объяснить, почему у администрации нет проекта (надо решить вопрос по деревьям), предложила Марине Томасовне выйти с этим проектом на комиссию по формированию городской среды на 2022 год, а денежные средства, выделенные на 2021 год на благоустройство сквера Ленинского поселка в объеме 10,5 миллионов рублей, отдать на дворовые территории. В ответ на это у меня, например, возник вопрос, почему такая работа по проекту не была проведена раньше, почему специалистов отдела культуры, архитекторов, краеведов не приглашают на заседания комиссии. Может, в этом и кроется корень возникшей проблемы? Почему вопрос о вырубке деревьев решили отдать на откуп общественникам и местным жителям – и то не всем, а кучке, пришедшей на то самое заседание Общественного совета и двумя руками проголосовавшей за полную вырубку лип?

Завершая свой доклад, М.Т. Беляева напомнила и об экологической проблеме, которую создала бы полная вырубка сквера. Кольчугино относится к городам с повышенным уровнем загрязнения, а между тем планомерной компенсационной посадки в городе нет. Памятником бездарной подрезке по городу стоят обрубки деревьев, многие из которых просто обречены. Между тем, в мегаполисах сегодня стараются любыми способами сохранить все имеющиеся деревья. «По тому принципу, по которому мы подходим к состоянию лип в этом сквере, надо выпилить все липы в городе Кольчугино», — сказала она. В качестве предложения прозвучало следующее: отменить решение по спилу деревьев, а по тем деревьям, которые муниципалитет определил как больные, принять решение с учетом мнения независимых экспертов. И установить общественный контроль за всеми работами по сохранению зеленых насаждений в этом сквере.

Мнения

Бывший учитель физкультуры С.В. Балыков отметил, что парк действительно имеет историческую ценность, его надо сохранять. Разрешение на вырубку всех лип, по его мнению, не имеет права давать даже главный лесничий района. Лесопатолог А.А. Соловьев не отрицал, что парк не должен состоять из монокультуры. Но если говорить о болезнях деревьев, то не в сквере, а в близлежащих дворах стоят деревья, пораженные опасными болезнями – и это, действительно, угроза. Он не отрицал, что надо «выбирать» некоторые липы. Что касается сквера в целом, то, по его мнению, если не будет страшного урагана, деревья простоят еще лет пятьдесят. Но, понятно, что за ними надо ухаживать. Общественник Л.А. Никитина в своем выступлении опиралась на сборник, изданный при В.А. Катышеве по результатам экологической экспертизы. Уже тогда,15 лет назад, указывалось, что в городе мало деревьев. Но с того времени ситуация только ухудшилась: «все выпиливаем и выпиливаем, а садить – не садим». А все это сказывается не только на нашем здоровье, но и на здоровье наших детей.

Не представившихся жителей микрорайона волновали другие проблемы: помойка, собачье дерьмо, таджики. О том, куда все это денется в случае замены лип на сирень, они, очевидно, не думали.
Председатель местного отделения Союза краеведов Владимирской области С.Б. Буклеревич с сожалением отметила – действительно, сквер находится в запустении, за ним не ухаживали годами, и сейчас пришло время объединить все усилия и начать диалог, с привлечением независимых экспертов. Светлана Борисовна призвала людей не разделяться, ведь мы все любим свой город, независимо от того, в каком микрорайоне живем.

Не представившаяся молодая мама призвала: «Уберите больные деревья, подпилите ветки, чтобы не было гнезд, а то пройти невозможно, помойку уберите отсюда. И листва никогда не убирается!»
Архитектор А.А. Иванов тоже напомнил об уникальности этого пространства, призвал ни в коем случае не вырубать деревья, а благоустроить сквер с помощью прореживания и кронирования, сделав его достопримечательностью города.
Журналист А.В. Рыжов поднял вопрос о том, что, выделяя средства на реализацию подобных проектов, надо закладывать в бюджет и деньги на их последующее содержание.

Житель микрорайона Н.В. Жильцова сказала, что проблему парка они поднимали давно, еще при В.А. Катышеве, уже тогда предлагалось и выпилить больные деревья и подрезать кроны у здоровых. Но ничего не делалось. Женщина особо жаловалась на какающих в сквере собак. С ней поспорили из зала: это вопрос не деревьев, а культуры людей – убирать за своими собаками. А кто-то справедливо заметил, что это тоже самое, что «лечить головную боль отсечением головы».
Самое главное – никто уже не предлагал и не выступал за полную вырубку сквера. Да и представители администрации начали говорить о том, что на Общественном совете, мол, предлагалось два варианта. Как человеку, имеющему на руках диктофонную запись, позвольте возразить: на голосование предлагался ОДИН вариант – вырубка парка полностью, и уважаемые общественники в подавляющем большинстве подняли за это свои руки.

Резюме

Р.В. Мустафин проинформировал о тех консультациях, которые проводились с разными специалистами, в том числе и в части проведения экспертизы тех деревьев, которые Т.И. Казанцева признала больными. В частности, специалисты утверждают, что экспертизу можно было сделать до 5 октября, следующий период проведения – середина апреля – середина мая следующего года. Равиль Вялиахметович обратил внимание на возможность создания на базе сквера дендропарка с применением новых методик озеленения. Также он отметил, что в рамках выделяемых федеральных средств на благоустройство не предусмотрены средства на проектирование, и значит, надо выходить на депутатов с просьбой о выделении порядка 150 тысяч рублей на экспертизу деревьев и еще средств на разработку проекта. В связи с этим он поделился следующими планами: выйти на Комиссию по комфортной городской среде с предложением перекинуть средства с  благоустройства сквера на благоустройство дворовых территорий в 2021 году.
Не знаем, можно ли считать это предложение завуалированной местью защитникам сквера (не хотели по-нашему, так не получайте ничего), но можно с уверенностью сказать, что исторический сквер на улице Алексеева на сегодняшний день спасен от полной вырубки.
В начале мероприятия Р.В. Мустафин назвал вопрос по деревьям камнем преткновения. Хочется завершить этот материал, напомнив библейскую метафору о камне преткновения и соблазна — краеугольном камне, отвергнутом строителями.

«Камень, который отвергли строители, и соделался главою угла». (Пс. 117:22)

  • SKVER1
  • SKVER2
  • SKVER3
  • SKVER4
  • SKVER5
Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии