Кольчугинские казаки: события, традиции, перспективы

IMG_5639Сегодня мы являемся свидетелями начала возрождения и государственного становления нового российского казачества. Взяв на вооружение лучшие казачьи традиции, складывавшиеся веками, казаки XXI века стремятся создать в современных геополитических условиях ту организацию и ту общность духовно близких людей, которая веками представляла собой мощный военный, политический, экономический и культурный фактор в России и сопредельных государствах. Способное к мгновенной мобилизации и самоорганизации общество, при этом ведущее экономически крепкое, рентабельное хозяйство, общность людей с высоко развитым чувством ответственности за судьбу Отечества, глубоко чтящих семейные ценности, традиции и заветы предков – вот что такое настоящее казачество.

13 сентября в Москве прошел IV Международный фестиваль, название которого говорит само за себя – «Казачья станица — Москва». В нем приняли участие представители всех казачьих войск как Российской Федерации, так и зарубежья, в том числе, казаки из Болгарии и Сербии. Девиз фестиваля: «Казаки – честь земли Русской», его цель – укрепление межэтнических и межконфессиональных связей, межнационального взаимопонимания, создание благотворных условий для передачи традиций разных народов России будущим поколениям. В числе приглашенных на это мероприятие оказались и наши земляки – Кольчугинское хуторское казачье общество во главе с атаманом М.Л. Марьяновским.

— Михаил Львович, расскажите, пожалуйста, что интересного и полезного вы увидели на этом фестивале. В качестве кого вы там присутствовали?

— Терские казаки Владимирской области получили приглашение принять участие в фестивале. Мероприятие оказалось исключительно масштабным. Оно проходило на территории стадиона «Лужники», в нем приняло участие около 20 тысяч человек. Каждое казачье общество на выделенной территории установило палатки и демонстрировало гостям фестиваля много интересного. Например, казачья кухня. Казаки, как известно, всегда любили вкусно поесть, угостить гостей, но при этом оставались воинами. Их кухня – это простые блюда, которые легко готовить в походах. Все готовится из самых свежих продуктов, которые в изобилии на исторической родине того или иного казачьего войска, и обязательно с молитвой, с любовью. Участники мероприятия приехали со своими котлами, переносными печами и готовили блюда традиционной казачьей кухни, которыми всех угощали бесплатно или за символические деньги. Также было развернуто множество фотовыставок, которые знакомили с жизнью, бытом, культурой казаков сегодня и в прошлом, особенно много было старинных фотографий. Выставлялись также различные поделки, проводились показательные состязания на саблях, кинжалах, демонстрировалось искусство владения нагайкой, различные казачьи единоборства, во всем этом можно было принять участие, даже поучиться, выступали многочисленные фольклорные коллективы – профессиональные и самодеятельные. Однако важнее всего было, конечно, общение – нам удалось почерпнуть для себя очень много полезного!

— А ваша делегация тоже что-то демонстрировала на фестивале?

— Нет, в этом году мы ездили только как гости, но в следующий раз обязательно поедем на фестиваль полноправными участниками. Дело в том, что мы, Кольчугинское хуторское казачье общество, пока не имеем своего юридического адреса и временно работаем под эгидой посольской станицы терского казачьего войска Коврова. На фестивале мы с ковровцами встали общим куренем с терскими казаками Москвы и Московской области. Терские казаки Моздока стояли своим куренем, Севастопольское отделение терского казачьего войска – своим. Впрочем, было много общих мероприятий – общее построение, молебен.

— А кто является святым покровителем казачьих войск?

— У каждого войска покровитель свой. Например, у нас святой Пантелеимон, так сложилось исторически. Но у всех без исключения казаков святой покровительницей считается Казанская Божья Матерь. На фестивале за один день был воздвигнут походный храм, в котором отслужили молебен. Вера занимает очень важное место в жизни любого казака, и это отражено в его девизе. Даже на его головном уборе присутствует православный крест. Девиз терского казачьего войска звучит так: « За веру, народ и Отечество!» У других войск девизы несколько отличаются, однако любой казак – это, в первую очередь, защитник веры.

Вот так наш с Михаилом Львовичем разговор о посещении фестиваля плавно перешел в беседу об истории казачества в целом, о жизни, деятельности и планах на будущее Кольчугинских терских казаков.

Оказывается, современные границы расположения терских казачьих войск пролегают по Ставропольскому краю, Чечне, Ингушетии, Дагестану. До середины XIX века они носили название «гребенские» или «гребенцы», то есть «стоящие по гребням гор». Позже они «гребенское» казачество было разделено на хорошо знакомые нам войска кубанских и терских казаков. «Одной из задач терского казачества тогда была защита границ Российского государства, — рассказывает Михаил Львович, — часто бывали стычки с агрессивно настроенными горцами. С другой стороны, с мирным населением кавказских народов казаки жили в мире, перенимая у них обычаи, элементы культуры и быта. Об этом повествуют различные варианты казачьей лезгинки и частушек, которые во множестве звучали на фестивале. Одни направлены на поднятие боевого духа и приведение в ярость противника, другие, напротив, о мире, о вере. Вот одна из них: На горе стоял Шамиль, Богу он молился. За свободу, за народ, Низко поклонился».

Действительно, вот как пишет об этом своеобразном слиянии культур Л. Н. Толстой в своих «Казаках»: «Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там во всей своей прежней чистоте русский язык и старую веру».

— Интересно, насколько у современного казачества крепки традиции прошлого…

— Что-то, быть может, осталось в прошлом, но могу сказать уверенно, что и сегодня казаки стремятся соблюдать культурные традиции и моральный кодекс казачества, сложившийся веками. Например, на фестивале мы наблюдали такую картину: приехавший вместе со своей семьей казак всегда идет впереди, а его семья – жена и дети — немного сзади. Почему? Потому что казак – это воин, если он возьмет под руку свою супругу, подчеркивая тем самым ее статус, то другие женщины, волею случая ставшие вдовами казаков, лишний раз почувствуют боль своего положения – ведь рядом с ними мужей уже нет. По этой же самой причине казак никогда не приласкает прилюдно своего ребенка, ведь отцы других детей остались на поле боя… Не правда ли, мудро и деликатно? Казаки очень чтят семейные отношения, очень уважают старость. Если решение казачьего круга не было поддержано хоть одним из пожилых казаков, оно будет изменено.

— А в Кольчугинском хуторском казачьем обществе придерживаются таких же обычаев?

— Да, пусть нас пока всего семь человек, в нашем обществе чрезвычайно жесткие отношения внутренней дисциплины. У нас нет сложной системы наказаний или предупреждений, есть только порицание – устное либо в форме физического наказания.

— Неужели были случаи приведения их в исполнение?

— Да, случай был. Один из казаков, выпив лишнее после работы, оскорбил своим видом соседей, которые незамедлительно сообщили об этом мне как атаману. Казачий круг определил меру наказания – подвергнуть провинившегося порке. Наказание, в виде трех ударов плетью, было проведено в присутствии священника и всех членов общества. Наказанный принял его безропотно, поблагодарил, что не выгнали из общества, и с тех пор в корне пересмотрел свое отношение к спиртному. Повторюсь, что казак – это, прежде всего, воин, поэтому столь жесткие дисциплинарные меры целесообразны.

— В чем же заключается ваша воинская служба?

— По просьбе губернатора Владимирской области С.Ю. Орловой, мы принимали непосредственное участие в охране общественного порядка летом в Муроме во время празднования Дня Петра и Февронии, за что получили Почетную грамоту от администрации города Муром – в зоне нашей ответственности происшествий не было. Также мы в составе личной охраны Святейшего Патриарха Кирилла прошли в Крестном ходе из Хотькова в Троице-Сергиеву лавру во время праздничных торжеств, посвященных 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Немногие выдержали это испытание – 20 километров пешком по июльской жаре в парадной казацкой форме, но кольчугинцы оказались жилистыми – дошли все. Впрочем, все члены Кольчугинского ХКО – люди с военной подготовкой, а большинству из нас довелось и повоевать. Кстати, на фестивале «Казачья станица — Москва» мне была, как атаману, была вручена медаль «Казачья честь и слава» за участие в этих событиях.

— Каковы у кольчугинских казаков планы на будущее?

— Пока мы представляем лишь самую маленькую ячейку казачьего войска – хуторское общество, но со временем, я надеюсь, сможем дорасти и до станицы. Планируем создать в Кольчугине казачий военно-патриотический центр, который будет служить делу формирования у молодежи патриотизма и других общечеловеческих ценностей. В Муроме такой уже есть. Там будут созданы условия для полноценной военной подготовки казаков, будут проходить курсы военного дела, различные мероприятия для молодежи. Желательно также создать в рамках этого центра крепкое крестьянское хозяйство, ведь настоящий казак – это рачительный и трудолюбивый хозяин. Не зря казацкая мудрость гласит: «Казак без коня – кругом сирота».

Н. Лушина

  • IMG_5618
  • Казаки
  • IMG_5718
  • IMG_5652
  • Казаки
  • IMG_5651
  • IMG_5650
  • IMG_5648
  • IMG_5644
  • IMG_5641
  • IMG_5619
  • IMG_5642

 

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии