…Мы с Александром Бебениным, преподавателем Детской школы искусств и бардом, за чашкой кофе рассуждаем о том, что, если человек рождается вблизи какой-то знаменательной даты, какого-то профессионального праздника, ему на роду написано прийти в эту сферу или профессию. Александр Бебенин родился 21 октября. А октябрь, как известно, знаменателен Днем музыки и Днем учителя. «Саша, ты был обречен работать в музыкальной школе», — улыбаюсь я.
Его сокурсники и учителя
Разговаривая с преподавателями, всегда стараюсь спросить их о тех учителях, которые оставили след в душе, а может быть, и привели в профессию. Для Александра это, прежде всего, преподаватели колледжа искусств имени Соколовского города Гомель – в Белоруссию из Кольчугина его семья переехала, когда Саша окончил 9 классов.
— Прежде всего, это преподаватель специальности Николай Иванович Радченко, с которым мы до сих пор общаемся, я поздравляю его с праздниками. Я ему благодарен и периодически напоминаю об этом. Николай Иванович преподавал специальность по классу фагота. А колледж я окончил по специальности «преподаватель, дирижер симфонического и духового оркестра».
— Чем запомнились годы учебы?
— Духовое отделение – своеобразное. Одно дело сыграть ноту на гитаре или фортепиано, а другое дело эту ноту выдуть. Идет сильная нагрузка на голову. И, особенно на первом курсе, были такие моменты, когда я думал: если не переведусь на другое отделение, то уйду… А потом все стабилизировалось. И здесь большую роль сыграли мои преподаватели. Всех не перечислишь. Много сделал для меня заведующий духовым отделением ныне покойный Валентин Николаевич Ковалев. Как я говорю, у меня были педагоги с большой буквы, причем, буквы большие все. Они дали мне путевку в жизнь!
— А твои сокурсники считают так же?
— Да, многие связали свою жизнь с музыкой. Один из моих однокурсников играет в «Песнярах» на клавишах, один работает с известной эстрадной звездой в Белоруссии. Мой друг по студенческим годам входит в тройку лучших саксофонистов Белоруссии. А еще один выпускник сейчас работает в МЧС, офицер, но все равно музыку не оставил – на территории части оборудовал на свои деньги студию звукозаписи. И прославился в Гомеле тем, что создал группу из сотрудников МЧС! При этом его руководство не против этого. Я, кстати, у него записывался в этой студии.
Его дорога
Так получилось, что диплом преподавателя и дирижера пригодился Александру Бебенину только в Кольчугине. Но это не значит, что после колледжа он оставил музыку. Да, полгода он честно отработал преподавателем, но поняв, что эта профессия его прокормить не сможет, отправился зарабатывать деньги как сольный исполнитель.
— Сейчас, кстати, в Белоруссии, преподаватели школ искусств стали получать достойную зарплату. Но в мое время было туго…
— А как судьба привела в нашу школу искусств?
— Когда я приехал в Кольчугино, сразу обратился, конечно, и во Дворец культуры, и в Детскую школу искусств. Но вакансий не было. Работал где придется, лишь бы прокормить семью. Но при этом понимал, что без музыки жить не смогу. Уже собирался возвращаться в Белоруссию, но жена уговорила: сходи еще раз в музыкальную школу. И уговорила. Я подошел к Ирине Дмитриевне Куренковой, и она встретила меня с радостью: «Нам как раз нужен преподаватель по классу гитары. Сможете?» А у меня с гитарой столько связано! Я ведь и в колледж поступал по классу гитары, но при поступлении было жесткое условие – необходимо сначала окончить музыкальную школу. А я в музыкальной школе не учился. И тогда я пошел на духовое отделение, но параллельно учился гитаре сам. Методика преподавания одна, а практические занятия проходили в общежитии – благо там много было гитаристов, было, с кем посоветоваться. Вот так и освоил инструмент.
— То есть предложение Ирины Дмитриевны принял?
— Принял. Хотя сразу понял, что будет сложно.
Его ученики
Так получилось, что Александру Бебенину сразу пришлось работать с большой нагрузкой, «за троих»: вместе с учениками, которых он набрал в первый класс, ему пришлось выпускать учеников Николая Ивановича Бадерко и Владимира Юрьевича Новицкого. Смерть этих преподавателей стала большой потерей для школы искусств. Учитывая, что желающих обучаться игре на гитаре становилось все больше…
— Саша, сегодня у кольчугинских ребятишек действительно большой интерес к гитаре?
— Интерес огромный! А когда начинается процесс обучения, начинаются сложности. Некоторые думают, что это как кружок: захотел – приду, захотел – не приду, захотел – пальцы поставил как надо, захотел – сыграл одним пальцем… Но процесс обучения – это, конечно, другое. Меня волнует не это – заинтересованность к обучению на гитаре исходит зачастую от родителей. А детям хочется просто освоить гитару на уровне «двора».
— А если кто-то придет, чтобы научиться играть на электрогитаре?
— Электрогитара – это металлические струны, узкий гриф… Мы играем классику на гитаре с широким грифом и нейлоновыми струнами.
— А какой возраст у твоих учеников?
— Лет 12-13.
— Отбор жесткий, учитывая огромный интерес?
— При отборе смотрим на кисть, на пальцы… Но такого пока не было, чтобы из-за строения кисти кому-то отказали. Есть дети с коротенькими пальчиками, которые просто физически не могут сразу взять интервал «до-до», в октаву. Но постепенно решаем и эту проблему, если ученик старается. Одна моя ученица только на третьем году обучения стала брать этот интервал.
— А репертуар? Может ли ученик сам выбрать произведение? Захочет, например, играть что-то эстрадное?
— Когда я пришел работать в школу, здесь весь нотный материал был построен на базе гитариста Валерия Калинина. Честно сказать, это довольно скучно и заезжено. Я пытался заказать ноты через наши магазины, но ничего не получилось. И только когда учился на курсах повышения квалификации, смог приобрести там новые ноты и в корне поменял репертуар. Там, кстати, есть и эстрадные произведения. Для меня вообще главное, чтобы произведение нравилось ученику. Так и нас в колледже учили.
— Ты уже выпустил учеников?
— Тех, что набрал сам, пока не выпустил. Но доучил и выпустил учеников Николая Ивановича Бадерко и Владимира Юрьевича Новицкого. Да, было сложно, но мы справились. По крайней мере, на выпускных экзаменах не было ни одной тройки, а это, как выяснилось, очень хороший результат. Раньше бывали и двойки. И когда я только пришел работать, заведующий отделением Анатолий Анатольевич Шевелев сказал мне: «Надо, Александр Николаевич, чтобы двоек при выпуске было как можно меньше!» Я очень удивился: «А что – такое бывает?» Потому что я, лично, считаю, что и «тройка» это не оценка. А «двойка» говорит о том, что не работал никто – ни я, ни мой ученик. Но в первую очередь, не работал я. Поэтому я готовил своих учеников, чтобы они знали на 200 процентов, чтобы потом, на экзамене, с учетом переживаний, быть готовыми сдать на 100!
— А твои выпускники не продолжили образование?
— Самые первые выпускники остались на уровне «для души», а вот сейчас ходят на подготовительные занятия две выпускницы, которые в будущем году будут поступать в колледж искусств, мы готовимся более серьезно, уже выходя за рамки школьной программы. Сегодня мне очень помогает то, что я играл в симфоническом оркестре классику. Основы звучания классической музыки мне заложили именно тогда. И сегодня я могу передать это моим ученикам.
— А если ученик придет и скажет «Александр Николаевич, а Вы можете мне показать аккорды песни группы «Би-2»?»
— И просят! И показываю. А так как я и сам большой любитель вокала, порой, забываем про урок и поем песню. А потом наверстываем программу. Так что для многих учеников я и друг, и преподаватель. И отчитать могу ученика, и до слез доходило. Но я считаю, что слезы могут быть максимум до середины урока. С урока ученик должен уйти с улыбкой.
— А ученики проявляют интерес к творчеству учителя?
— Да, даже на концерты бардов приходят. Следят за газетными публикациями. Всегда спросят: «А Вы видели, что Вас напечатали?»
…Увидят ученики Александра Бебенина и эту публикацию. И узнают, что 21 октября их преподаватель отметил День рождения. И вместе с нами пожелают ему крепкого здоровья, благополучия, личного счастья и творческих успехов. А еще – чтобы радовали своими успехами ученики, к которым можно отнести и сына Александра Бебенина. Коля в свои пять лет уже осваивает игру на гитаре, изучает буквы по обозначению нот, сочиняет песни и, в общем-то, считает себя сложившимся певцом. Он уже выступал вместе с папой на одном из концертов, и мы надеемся, что этот замечательный дуэт еще не раз порадует кольчугинцев.
А мы спешим порадовать наших читателей подборкой новых стихов Александра Бебенина.
***
Проведу по осеннему небу
Акварелью вчерашних страниц.
Поклонюсь до земли в полях хлебу,
Сложу быль из былых небылиц.
Раскудрявилась осень ветрами,
Разметала дорожную пыль.
Я сегодня болею стихами,
Зацепившись душой за ковыль.
Разрисую рябиновой грустью
Придорожной листвы снегопад.
Всё отдам до гроша захолустью,
Средь которого жил наугад.
Русь моя – босоногое счастье,
Треск лучины да тина в воде.
Горемыкою бродит ненастье
В пожелтевших дубов бороде.
***
Остыли грёзы… Пью до дна
Листвы благое умертвленье —
Нерукотворное творенье.
Сквозь шторы сонного окна
Мельчает день. Закат пьянит,
Чуть слышно шепчутся березы.
Им по душе, как пахнут грозы,
С рыданьем неба на гранит.
***
Нарисуйте меня без изъяна.
Как по русскому полю в тоске
Отражением в гранях стакана
В лужах прыгает детство в руке.
Как поймать мне его? Как поведать,
Что реальность разбила мосты?
Мне б советского хлеба отведать,
Вспомнить вкус из Москвы колбасы.
Мне б увидеть то млечное завтра —
Из созвездий шальных октябрят,
Физруком где покрашена парта,
Где счастливые лица ребят…
Мне бы вспомнить хоть чуточку неба
Взглядом детской беспечной любви.
Алым знаменем реет Победа,
Вдаль плывут с сентябрем журавли.
Так и я с этим клином когда-то
Улетел от родных берегов.
Откровеньем расплакалась хата,
Умываясь слезой облаков…
***
Ничего не прошу… И, знаешь,
Я доволен своей судьбой.
Даже если в пути теряешь,
Это вынести легче с тобой.
Я давно разучился плакать
И почти не умею мечтать.
Ближе стал деревенский лапоть
И со скрипом пружины кровать.
Мне всё меньше нужны дороги,
Старше стал облетевший наш дом,
Чаще тянет душа за ноги
Побродить в тишине под окном.
Стал скупее в словах игривых,
Не заманишь меня гульбой.
Круг редеет людей любимых,
Накрывая осенней листвой.
Так и я, под листвы одеялом,
Убаюкан вчерашним теплом.
Помечтаю немного о малом,
Чтобы завтра сказать о большом…
***
Поцелую в уста рябину,
Оценю у берез наряды.
Никогда больше я не покину
Те края, где мне были рады.
Никогда я, мой друг, не брошу
Беспризорно скучать калину.
Кто из строк выбирает ношу,
Того плетью стегают в спину…