«Без денег человек бездельник»

До 1 сентября осталось два дня. Наша газета на протяжении нескольких номеров рассказывала о том, как подготовились к новому учебному году учреждения образования района. Во время их приемки подчас шел откровенный разговор не только о проблемах материальной базы, но и ситуации с кадрами, взаимодействии с родительским сообществом и в целом о воспитательном процессе. При этом самым острым из поднимаемых вопросов был вопрос финансирования сферы образования, которое осуществляется из бюджетов разных уровней. И эти вопросы руководители учреждений образования напрямую могли задать руководителю департамента образования администрации Владимирской области О.А. Беляевой и главе администрации Кольчугинского района М.Ю. Барашенкову на встрече, прошедшей в управлении образования в начале августа.

Ольга Александровна начала ее с большого доклада о ситуации в образовании региона, который она в течение часа стоя произнесла перед своими коллегами из Кольчугина. И сразу напомнила, что главная задача, которая стоит перед коллективами образовательных учреждений, дать ребенку качественное образование, сделать из него достойного гражданина своего Отечества. «Вы, педагогическое сообщество Кольчугинского района, по этому критерию стоите на очень высоком уровне, на первом месте в нашей области», — сказала она, подчеркнув, что это не фантазия, а подкрепленный конкретными цифрами факт. В нашем муниципальном образовании нет детей, которые из-за неудовлетворительной оценки не получили аттестат в этом году, у нас нет детей, которые незаслуженно получают медали. По количеству баллов, полученных на экзаменах по основным предметам, наш район практически всегда стоит на первых позициях. У нас качественно и грамотно выстроена система дошкольного образования. Что касается развития материальной базы, то 173 миллиона выделены из федерального и областного бюджетов на строительство школы, найдено софинансирование в местном бюджете. Новая школа должна помочь решить одну из важных задач, поставленных на уровне правительства, – переход на обучение в одну смену. Ну, а пока впереди новый учебный год, и О.А. Беляева озвучила те условия бюджетирования, в которых предстоит работать сфере образования региона. Это и новые требования к техническому оснащению пунктов проведения экзаменов (в Кольчугинском районе их три), в которых теперь будут и печатать, и сканировать контрольно-измерительные материалы. Соответствующее оборудование будет приобретено и передано в ППЭ. На эти цели из федерального и областного бюджетов выделяется около 19 миллионов рублей. Новое оборудование придет в каждое ППЭ. Руководитель департамента разъяснила и вопросы оплаты участникам приема экзаменов в ППЭ. Еще одно направление – финансовое обеспечение мероприятий повышения качества образования в школах с низкими результатами. Одна из кольчугинских сельских школ участвовала в этой программе. Средства на эту программу на ближайшие годы увеличены. Будет продолжено финансирование мероприятий по программе «Доступная среда», по выделению жилья детям-сиротам, и др. Отдельно О.А. Беляева отметила выделенные средства из федерального бюджета на выполнение указов президента по заработной плате – уже определена сумма на повышение заработной платы педагогов на 5 процентов. По средствам, выделяемым из регионального бюджета, подчеркнула О.А. Беляева, все останется «как всегда»: по «дошколке» останутся компенсационные выплаты родителям, останутся выплаты на детей-инвалидов, сохранится оплата питания детям 1-4 классов, кроме того, будут выделяться средства на поощрение лучших образовательных организаций и лучших учителей. «Все выплаты и компенсации сохранятся, и это очень важно, потому что, как известно, без денег человек бездельник», — отметила руководитель образования. Увеличиваются средства, выделяемые на учебные расходы, с 1300 до 1800 рублей. Это неплохая поддержка для больших школ, что касается маленьких школ, то здесь приходится рассчитывать на помощь муниципалитетов. Как всегда, сельские школы до 60 учащихся, будут финансироваться по смете – цена ученика в таких школах более 140 тысяч рублей в год (при обычном финансировании ребенок «стоит» 37 тысяч рублей).

Во второй части доклада руководитель департамента образования сделала упор на том, что все эти финансовые потоки должны укладываться в идеологическую концепцию развития образования. При этом если у образовательного учреждения есть свои «изюминки», свои наработки, оно может рассчитывать и на грантовую поддержку. А идеологическая концепция проста: образование – это, прежде всего, воспитание человека. И важнейшая роль в этом процессе сегодня отводится дополнительному образованию. Уже появилась новая модель такого учреждения, тяготеющего к технопаркам, в которых дети занимаются проектной деятельностью на новом оборудовании. Также по-прежнему развиваются музейная педагогика, промышленный туризм. Взят курс на развитие цифровой школы. При этом во главу угла ставится работа с родителями, с семьей.

После своего выступления О.А. Беляева ответила на вопросы руководителей образовательных учреждений. Вопросы специально для этой встречи собирались заранее и систематизировались. Вот основные проблемы, прозвучавшие в этой части встречи.

«Норматив на учебные расходы несколько лет назад был 2200, сегодня он 1800. Этого не хватает. Если он останется таким, мы просто задохнемся», — сказала директор школы №! Е.А. Родионова. «Пока ничего другого нет, он будет таким», — ответила О.А. Беляева. В Великом Новгороде такой же норматив составляет 300 рублей, а в Москве – 72 тысячи рублей. При этом всем всегда мало, даже Москве. Но ведь все дети России должны, по сути, находиться в равных условиях. Что касается конкретно ситуации по Владимирской области, то Минфин в этом году не добавил на эти цели ни копейки, потому что посчитал, что более 900 миллионов рублей отраслью образования было потрачено на нецелевые расходы. Упрекали, что очень много заместителей, что раздут административный персонал, что количество детей мало по сравнению с количеством учителей и административно-хозяйственного персонала.

«Необходимо инициировать вопрос о возврате системы распределения для выпускников педвузов, обучающихся на бюджетных местах», — это предложение тоже было озвучено на встрече. Тема, по словам Ольги Александровны, популярная везде. Но 273 федеральный закон эту тему закрыл – пока ничего не получается. Правда, министр образования О.Ю. Васильева обещала к этой теме вернуться. В рамках обсуждения этого вопроса О.А. Беляева подняла тему компетентности педагогов. Сегодня каждый десятый педагог не владеет знаниями по математике и русскому языку. А потому обсуждается введение так называемого профессионального тестирования. Также в рамках обсуждения этого вопроса В.Н. Дергунов сказал о важности хотя бы направления на практику в школы студентов педвузов – в зависимости от потребностей школ в тех или иных педагогах. «Этот  вопрос можно отрегулировать на уровне области», — подчеркнул он. «Надо будет вернуться к этой теме, это действительно актуально», — согласилась Ольга Александровна.

«Заработная плата достигается в основном за счет перегрузки. Средства, выделяемые на стимулирование, в основном, идут на обязательные выплаты», — прочитав этот вопрос, Ольга Александровна ответила: «Я-то это знаю. Но те средства, что нам дают, увеличены не будут». И опять наиболее активно выступила Е.А. Родионова: надо увеличить базовые ставки. «Мы увеличим, — ответила О.А. Беляева, — но пирог, от которого куски отрезают, один!» Она привела в пример здравоохранение: они увеличили базовые ставки, но это ничего не дало. «Значит, надо увеличить пирог», — резюмировал В.Н. Дергунов. О.А. Беляева согласилась, что указ президента должен выполняться не таким образом, как его сегодня выполняют.

Прозвучал вопрос о необходимости оказать помощь из резервного фонда Белореченской школе, у которой в декабре не останется денег на обязательные выплаты. Причина – наполняемость школы, в которой обучаются 400 человек. Аналогическая проблема была по Павловской средней школе, где обучается 60 учащихся, но, как сказал В.Н. Дергунов, проблема была снята за счет местного бюджета.

Диалог об образовании кольчугинские педагоги продолжили на традиционной августовской конференции, правда, он получился более жестким и бескомпромиссным. Об этом – в следующем номере «КВ».

  • BDCB1
  • BDCB2
Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии