Живи, родник, живи…

У ключика рядом со стадионом «Кабельщик» постоянно останавливаются машины. Люди с большими емкостями для воды спускаются к роднику. С каждым годом они все больше осознают ценность качественной питьевой воды и выбирают ключевую воду для питья и приготовления пищи. Не случайно на этот ключик приходят не только жители близлежащих улиц, но и те, кто на автомобиле может обеспечить доставку воды на другие, даже отдаленные улицы города. В 90-х годах ключ этот был признан одним из лучших в Кольчугино по качеству воды. Вода здесь была не только чистая и отвечающая санитарным нормам, но и содержащая ионы серебра, положительно влияющие на здоровье человека. Но несмотря на усилия отдельных людей, старающихся сохранить богатство, которым мы обладали, сейчас ситуация с этим родником далеко не однозначная и далеко не радужная.
Стоит почитать санитарные нормы и требования, как становится ясно, что усилия по сохранению родника должны стать более осознанными и организованными. Какой бы аспект, связанный с ключиком мы ни взяли, возникает ощущение, что в настоящее время все как-то наперекосяк.
Первое, что необходимо для того, чтобы набрать воду, — это подойти к роднику.
Посмотрите на фото 2. Это участок дороги через мост, у которого расположен родник. Грунт размыло, часть асфальта рухнула, ограждение частично висит в воздухе.  А ведь этот пешеходный участок дороги очень оживленный. По нему идут не только на ключик — дети, например, посещают тренировки на стадионе «Кабельщик». Долго ли до беды?
Неужели пока не случится трагедия и кто-то не сломает ноги, обрушение дороги будет продолжаться?
В СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» в разделе «Требования к устройству каптажей родников» говорится: «Каптажи предназначены для сбора выклинивающихся на поверхность подземных вод из восходящих или нисходящих родников (ключей) и представляют собой специально оборудованные водосборные камеры различной конструкции. …Каптажные камеры должны иметь горловину с люком и крышкой, оборудованы водозаборной и переливной трубами, иметь трубу опорожнения диаметром не менее 100 мм, вентиляционную трубу и должны быть помещены в специальные наземные сооружения в виде павильона или будки. Территория вокруг каптажа должна быть ограждена. Водозаборная труба должна быть оборудована краном с крючком для подвешивания ведра и выведена на 1 — 1,5 м от каптажа…»
На фото 3 видно, что в том оборудованном месте, которое вроде бы соответствует этому описанию, воды нет.  Зато есть пакеты с мусором и проржавевшее, дырявое металлическое покрытие, которое может провалиться под весом человека.
Люди спускаются ниже, туда, где течет вода, передвигаясь по деревянному настилу, где нет ступенек, а только набитые дощечки. Подниматься по влажным доскам с наполненными водой флягами еще тяжелее.
По-прежнему много вопросов у населения возникает в связи с работой авторемонтного предприятия и автомойки, находящихся в непосредственной близости к ключику.
Целесообразно ли смывать грязь со всех дорог России там, где люди берут питьевую воду?
В прошлом году Владимир Владимирович Путин очень жестко поставил на повестку дня  вопросы, связанные с экологическим состоянием Байкала.
«Прошу Генеральную прокуратуру проверить байкальскую территорию на предмет фактов незаконной и экологически вредной деятельности, — сказал он.- В последние годы любое строительство на берегах запрещено. Но сколько всего успели понастроить в прошлом! Автомойки, автосервисы, железнодорожные пути, нефтебазы, котельная. Так в Улан-Удэ выглядит берег реки Селенга. В советские времена многое строилось без оглядки на экологию. В девяностые вообще без оглядки на какие-либо правила и приличия. А ведь именно эта река — крупнейший приток Байкала».
В Москве принято специальное постановление от 30 мая 2000 года N 399 «О сохранении, обустройстве и использовании природных родников на территории города Москвы». Родникам на территории Москвы был присвоен статус памятников природы. Правительством Москвы был осуществлен комплекс мер по сохранению и обустройству родников.
До нас Путин пока не доехал. Но есть СанПиН2.1.4.1175-02, в котором вполне самостоятельно можно узнать о зонах санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. «ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды». И дальше рассказывается о мероприятиях, осуществляемых в каждом поясе.
Были ли у нас должным образом проведены все расчеты по определению границ этих зон, неясно. Каким образом отводятся стоки из уже существующих зданий? Учитывалось ли наличие источника воды в строительных проектах на этой территории? Строительство, которое активно ведется выше ключика, может привести к нарушению водоносных слоев и пересыханию родника. Была ли проведена качественная экспертиза, учитывающая ценность природного источника питьевой воды? Доводилась ли до населения полная информация, касающаяся обеспечения важнейшей жизненной потребности – обеспечения качественной питьевой водой?
Информационный вакуум, отсутствие ответов на многие вопросы рождает недоверие и мешает принять правильные решения.
Потому, что есть еще главные вопросы, на которые придется отвечать каждому жителю Земли: хотим ли мы сохранить те природные ресурсы, которыми обладаем, и сумеем ли это сделать?

Т. Морозова, фото автора

  • ROD1
  • ROD2
  • ROD3
Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии