Тайная Вечеря Леонардо: эталон среди евангельских сюжетов

2 мая 2019 года научный мир отметит юбилей, посвященный смерти Леонардо да Винчи. Хотя в памяти народов он остается преимущественно художником, на практике он был серьезным ученым, изучающим инженерию, геологию, анатомию и многие другие науки. К сожалению, особого признания при жизни он не добился, поскольку его идеи были слишком инновационными для периода Ренессанса. К счастью, после него осталось огромное количество блокнотов, в которые он записывал свои изыскания. В них он сформулировал основные идеи о силе и работе, которые впоследствии стали настоящими краеугольными камнями современной физики. Причем сделал он это за столетие до Галилея и других ученых. К тому же существует вероятность того, что если бы да Винчи имел необходимое финансирование, то он уже в XVI-м веке создал бы самолет.

Кстати, сам мэтр был левшой, и писал иногда справа налево. Это может свидетельствовать о равном развитии обоих полушарий его мозга. Иногда его записки можно прочитать, только если обратить записную книжку к зеркалу. Он от рождения был человеком абсолютно нестандартным. Думаю, очень многое из того, что его современники считали помешательством, можно объяснить одним фактом: Леонардо стремился к совершенству. Он был очень требовательным. Тайную Вечерю он писал очень долго. Настолько долго, что это стоило ему неприятностей, жалоб со стороны настоятеля монастыря.
Среди художественных произведений этого мэтра есть немало посвящённых Библейским темам. Это было своего рода трендом его современности, а среди заказчиков были крайне влиятельные и богатые представители Католической церкви. Но лишь один сюжет (нестандартная фреска) был и остаётся эталоном для всего христианского мира по сей день.
«Тайная вечеря» (L’Ultima Cena) — монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Господа Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Её размеры примерно 460×880 см. Находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Работа над росписью шла с перерывами, а  дата начала работы не является точной.

Ключевые особенности Тайной Вечери Да Винчи

Роспись стала вехой в истории Возрождения: правильно воспроизведённая глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада. Для того, чтобы увеличить пространство, он таким образом начертил сюжет, что создается полное ощущение глубины. И не просто глубины, а такой, которая выходит за пределы работы. Когда смотришь на нее, нет ощущения, что места не хватает. Это революционное достижение.
Считается, что на работе изображён момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его: «И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф 26:21), и реакция каждого из них. У любого зрителя перед самой этой росписью возникает ощущение его присутствия за этим самым столом… Пространство распределено так, что возникает ощущение притяжения между зрителем и центром картины. Сам стол так выписан, как будто он выходит из границ своего пространства. И кажется, что та трапеза действительно продолжает осуществляться ежедневно, и все за эту трапезу приглашаются.
Есть мнение, что он и писал Тайную вечерю потому так долго, что в процессе написания этой фрески сам Леонардо менялся. Эта работа стала для него чем-то большим, чем просто заказ. К каждому лицу, каждому моменту, каждому фрагменту он относился столь требовательно, что у аббата монастыря в какой-то момент стало возникать ощущение, что эту работу маэстро так же не закончит, как многие другие.

Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намёком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Спасителя.
Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Евангелию, Христос предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Спаситель указывает на хлеб и вино, как евхаристическую Жертву. Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на Него. Голова Спасителя находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.
Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три: апостолы сидят группами по три человека; позади Иисуса — три окна; контуры фигуры Христа напоминают треугольник.
Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.
Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него, Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Легендарная

Эта известная роспись Леонардо по праву именуется легендарной. Вот одна из легенд, связанных с ней. Когда было написано уже большинство фигур, не хватало только Иуды. Леонардо очень долго искал его лицо. Он даже ходил по очень мрачным кварталам Милана, чтобы увидеть лицо преступника, какого-нибудь мрачного опустившегося человека. И когда аббат на него нажаловался, герцог его вызвал, пожурил, сказал: «Ну что же это такое! Деньги-то тебе уже заплатили, а ты все никак не можешь закончить». Говорят, что в ответ Леонардо вспылил и сказал, что если аббату угодно торопиться, то он может написать Иуду именно с него. Естественно, аббат перестал досаждать ему такими просьбами.

Картина и доступ к ней сегодня

Стоит ли говорить о том, что Тайная Вечеря претерпела множество реставраций, равно как и актов пренебрежения. Опуская долгое перечисление этой истории росписи, отмечу, что сегодня посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной у росписи только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур.
Но Тайная Вечеря Леонардо да Винчи навсегда осталось в истории искусства как эталонное произведение. Её смело можно поставить наряду с такими шедеврами как Троица Андрея Рублёва, Явление Христа народу Иванова. Уже с давних пор произведение Леонардо брали за образец при написании других картин и икон Тайной Вечери. Это ли не признание?

Станислав Михайлов.
mister.slava2029@mail.ru

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии