Непреподобный Сергий

В Житии святого Сергия Радонежского есть любопытный отрывок, связанный с его братом – прп. Стефаном Московским: «Во время вечерней службы он [Стефан] пел на клиросе и увидел у регента некую книгу. «Кто дал тебе ее?» — «Игумен». Не была ли эта книга из библиотеки боярина Кирилла? Тогда понятно, что дало первый повод для недовольства. И другой повод, уже для настоящего гнева: внезапно вспыхнувшая обида на брата. «Кто здесь игумен? Не я ли прежде был на этом месте?!» Стефан еще долго не мог успокоиться: криком изливал досаду на Сергия, на новые монастырские порядки, а на деле — на собственную судьбу, раз за разом сокрушавшую все его благие устремления. Сергий в алтаре все слышал, но ни словом не укорил брата. После службы он незаметно покинул Маковец, ушел на речку Махру, затем далее, на Киржач…»[1]

Это был по-своему пугающий период, когда Сергиева обитель была без Сергия. Вполне допускаю, что он мог бы «поднять своих» против брата Стефана и показать кто в доме хозяин, но пример смирения является здесь образцом для многих поколений монашествующих и мирян. Это смирение было благословлено Богом – преподобный вернулся в свой монастырь, который уже никогда не будет именоваться иначе, как Сергиев. А за период своего странствования было положено начало целому ряду новых монастырей, приобретено множество учеников, среди которых есть и святые (прп. Роман Киржачский и др.).

В наши дни мы видим печальные и страшные примеры захвата Среднеуральского женского монастыря схиигуменом Сергием (Романовым). Этот странный (по мнению некоторых – больной) человек 3 июля был извергнут из священного сана. Именно он был его основателем, духовником, а так же строителем и нескольких других монастырей Екатеринбургской епархии. Но его откровенно занесло не туда… Уже многим известно его поведение, которое никак не вяжется с образом схимника: призыву к неподчинению, проклятия, рейдерство…

Это вам не преподобный Сергий, ушедший по смирению своему из-за ропота брата! Но не стоит осуждать уже осуждённого, нам важно извлечь для себя полезные уроки из всего этого. Речь о поиске духовника – руководителя и помощника в духовной жизни. Искушением нашего времени стало такое явление как младостарчество (духовничество без опыта), медийность священнослужителей, новые раскольнические веяния. Смотрите зорче, не ведёт ли вас ваш духовник как «слепой слепого» (Мф.15:14) ? Известно, что Романов помог и приютил многих из тех кто к нему обращался: им некуда было пойти, кто-то оказался в тисках нищеты или просто непонятым… Но тем более, если ты видишь, что твой благодетель заблуждается, то нужно ему указать на это, а не слепо следовать в бездну.

Романов далеко не первый и не последний в своём роде. В феврале 2019-го был извержен из сана Владимир Головин. Он перестал быть священником, но не перестал быть блогером – таков его выбор, как ни странно… А ещё ранее, в 2007-2008 гг., выступая против руководства Московской Патриархии и лично Патриарха Алексия II, лишён священства епископ Диомид Дзюбан… И каждый из них, им подобных считает себя правее всех, умнее прочих!

Раскольники, как правило, увлекают в своё вольнодумство верных последователей, «духовных чад». Но итог у них печальный: теряя свою легитимность, они растрачивают некогда верных сторонников, спонсоров; их пафосные, амбициозные планы рушаться и они навсегда остаются в истории падшими неудачниками. Бросившие вызов всей полноте Церкви, они не выходят из этой «борьбы » победителями. Уж лучше быть одному, чем иметь такого духовничка.

Многие помнят праведных людей, которых при жизни считали за живых святых: архимандриты Иоанн Крестьянкин (1910 – 2006), Наум Байбородин (1927 — 2017), Кирилл Павлов (1919 – 2017). Они пользовались большим именно духовным авторитетом. К сожалению, в наше время старцев такого уровня не явлено. Лично мне сложно в наше новое время указать на старца, которого  подозревал бы в святости при жизни. Но это нормально! Лучше не найти святого, но тем не менее спастись, чем найти далеко «несвятого» и вместе с ним погибнуть. «Когда мы… желаем… вверить спасение наше иному, то ещё прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели»[2]. Святитель Василий Великий обошёл Месопотамию, Сирию, Палестину, Египет, но ему так и не встретился духовный наставник. Преподобный Нил Сорский искал духовного руководителя на Афоне, но не нашёл. Старец Паисий Величковский всю жизнь искал духовного руководителя – и тоже не нашёл! Формат газетной статьи не позволяет раскрыть столь многогранную тему пространно. Рекомендую для её изучения читать книги и статьи богослова А.И. Осипова. О правильном поиске духовного наставника он говорит в разных своих лекциях.

А между святыми братьями восстановились добрые отношения. «Через несколько лет Сергий вернулся на Маковец по требованию митрополита Алексия. Состоялось примирение двух братьев. Мы лишь не знаем где — остался ли Стефан в Троице или на время ушел из обители. Во всяком случае, много лет спустя, около 1370 г., видим его здесь же, служащим литургию вместе с Сергием и сыном Федором, уже принявшим сан. Это была та самая служба, во время которой два троицких монаха видели ангела, незримо для других шедшего между Сергием и Стефаном».[3]

[1] «Святой Стефан, брат Сергия Радонежского», Наталья Иртенина.
[2]  «Лествица» 9:6.
[3] «Святой Стефан, брат Сергия Радонежского», Наталья Иртенина.

Станислав Михайлов

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии