Пять причин бессонницы режиссера Рыжова

Глоток свежего театрального воздуха после душного периода коронавирусных ограничений – именно так хочется назвать IV фестиваль любительских театральных коллективов «ЧугиноКоль», который пройдет в Кольчугине с 12 по 14 февраля. В предвкушении этого события журналисты кольчугинских СМИ встретились с режиссером Александром Рыжовым и узнали, почему тот не спит несколько ночей подряд…

Первая причина бессонницы

Александр честно признается, что всегда перед таким событием его беспокоит угроза получить Гран-при фестиваля. Да-да, это не опечатка и не ошибка. Именно «угроза получить Гран-при». Рыжов знает наш уровень и понимает, что шансы стать лучшими весьма велики. Но тогда получится немного некрасивая ситуация: Гран-при у принимающей стороны, у организаторов фестиваля. Понимаете, да? На прошлом фестивале эта угроза висела до последнего момента, вызывая беспокойство жюри, пока Евгений Думнов из Владимира не представил свою работу и не стал абсолютным победителем. «Я уверен, что в этом году у жюри не будет причин «натягивать» кому-то баллы, чтобы не дать нам Гран-при. Это является моей самой главной задачей, как организатора – чтобы Кольчугину Гран-при не дали! И я надеюсь, что мы не будем лучшими», — признается режиссер совершенно искренне. Для этого им была проделана огромная работа: надо было сделать все, чтобы состав участников фестиваля был максимально сильным. Собственно, это стало второй причиной бессонницы Рыжова.

Вторая причина бессонницы

«На прошлом фестивале было отобрано 11 спектаклей, в этом году я запихал 12, всю ночь не спал и утром вычеркнул два коллектива», — признается Александр. А заявленных коллективов было гораздо больше. География: три федеральных округа — от Калининграда до Удмуртии. Коллектив из города Воткинска сразу поинтересовался, какой у фестиваля статус. Им был нужен именно областной фестиваль, так как полученные на нем дипломы имеют особый статус, например, в нацпроектах. И узнав, что наш уровень – это городской открытый фестиваль, они поначалу отказались. А потом (может быть, узнав о том, что такое «ЧугиноКоль» и насколько высок его уровень при не слишком высоком статусе), прислали заявку и видео спектакля. «И они не попали, — не без доли иронии рассказывает Александр. – Может быть, в какой-нибудь областной фестиваль они и попадут, но в наш не попали!»

А теперь несколько слов о тех участниках, которые будут делать все, чтобы мы не получили Гран-при. Обещаем: спойлерить не будем. В первый день фестиваля зрители увидят спектакли двух новых для нас коллективов: театра-студии «Теза» из Шуи по Владимиру Маяковскому «Вон самогон» и театра-студии «Закулисье» из Санкт-Петербурга «Билокси блюз». На втором спектакле Александр остановился чуть подробнее, рассказав, что есть голливудский фильм по этой пьесе и что спектакль будет очень интересен молодежи. Сразу после торжественного открытия фестиваля зрители увидят работу сильного коллектива, театральной мастерской «Грани» из города Саратов – «Лимонное мороженое с ванилью» по Рэю Брэдбери. «Этот коллектив работает очень качественно. Мы ни разу у них не выигрывали», — говорит Александр и добавляет, что режиссер театра «Закулисье» мало ездит по фестивалям, и здесь, видимо, поводом выбраться в Кольчугино стал долгий период коронавирусных ограничений. А то, что в программе фестиваля есть и наш спектакль по Рэю Брэдбери «Всякое бывает», является большой интригой фестиваля: кольчугинский Брэдбери против саратовского. Ну, а программу первого дня закрывает спектакль «Чудотворец». Кстати, мой самый любимый спектакль у Рыжова и Жулина. Второй фестивальный день откроет «Думнов-театр» со спектаклем «В прекрасном и яростном мире». Евгения Думнова хорошо знают кольчугинцы, и «это всегда интересно как минимум», — считает Александр Рыжов. Далее эстафету подхватит спектакль «Что случилось в зоопарке» известного кольчугинцам коллектива «Круг-2» из Краснознаменска. Спектакль стоит посмотреть уже из-за одного актерского дуэта – брутального Андрея Ведмецкого и актера от Бога Алексея Коваленко. Далее любительский театр «Атмосфера» из города Щелково пригласит нас на комедию-гротеск «Город N и его обитатели» по Антону Чехову. Это хорошая классика, особо рекомендована школьникам. Третий день фестиваля – день современной драматургии. В большом зале с утра народный театр «Левый берег» из Тутаева (Ярославской области) с постановкой «Марьино поле». Этот коллектив тоже запомнился кольчугинцам по прошлому фестивалю. По мнению Рыжова, в спектакле «Марьино поле» очень тонко передана тема войны: и с юмором, и с абсурдом, и с горечью. «У меня щиплет глаза на этом спектакле», — признается Александр. И завершает конкурсную программу знакомый кольчугинцам коллектив – театр «Луч» из Ярославля со спектаклем по модной нынче пьесе немецкого драматурга Хуба Ульриха «У ковчега в восемь». В известном библейском сюжете о «каждой твари по паре» появляется новый поворот: к ковчегу приходят три пингвина…
Ну, и ожидается, что финалом фестиваля станет внеконкурсный показ курсового спектакля «Учебного театра» института имени Щукина.

Третья причина бессонницы

Она связана с составом жюри. Рыжов понимает, что те коллективы, о которых было сказано выше, едут за сотни километров в Кольчугино не из-за любви к нашему городу и его театральным традициям. У участников весьма холодный расчет: показать свое творчество большим профессионалам от театра и затем получить от них важное напутствие (в программе фестиваля всегда запланированы разборы спектаклей, мастер-классы, лекции и так далее). В этом году в жюри будет два театральных критика и один практикующий актер-режиссер. Двое из участников жюри известны кольчугинцам по прошлым фестивалям. Сергей Николаевич Коробков — заслуженный деятель искусств России, лауреат премии правительства Российской Федерации, лауреат премии им. С.В.Дягилева, кандидат искусствоведения, театральный критик, драматург. Актер и режиссер Антон Карташов из Владимира – лауреат премии «Хрустальная роза». Новым членом жюри станет Елена Александровна Дунаева – доктор искусствоведения, заведующая кафедрой ВТИ им. Б. Щукина, профессор, лауреат премии «Театральный роман»-2021. Для Александра Рыжова приезд в Кольчугино профессора «Щуки» — это лишний повод укрепить уже имеющиеся дружественные связи с этим учебным заведением. Именно Елене Александровне предстоит принять участие в интерактивном часе «Сто вопросов о театре». Мероприятия подобного формата на нашем фестивале еще не было. А Александру Рыжову очень хочется придумать для фестиваля именно нестандартные мероприятия и интересную главную тему. Оттого и не спит режиссер.

Четвертая причина бессонницы

Не спит – и думает: как все провести суперско и креативно? Есть задумки, о которых Рыжов пока просил в газете не писать, мол, если все получится, тогда и напишете. Но он абсолютно точно заверил, что сюжетная линия фестиваля уже придумана, она не лишена «изюма». А значит, и открытие, и закрытие запомнятся и зрителям, и участникам. При этом все задумки и хотелки должны иметь под собой материальное обеспечение. А значит, многое упирается в деньги. Александр несказанно рад, что администрация района выделила средства на проведение фестиваля. Пусть это не баснословные деньги и без спонсоров обойтись не удастся, но это все равно хорошая поддержка. Для участников фестиваля оргвзносы не предусмотрены – это принципиальная позиция организаторов. Правда, проезд, проживание и питание осуществляется участниками за свой счет (и здесь самой большой проблемой, по мнению режиссера, является организация проживания в городе, где пока можно говорить не о «туризме», а о «туризьме»). Но ведь на фестиваль едут не за комфортной гостиницей и сытными обедами, на фестиваль едут на высокопрофессиональное жюри, на возможность побывать на мастер-классах, лекциях о театре. «Мы устраиваем такой фестиваль, на который бы поехали сами, — говорит Александр. – Я бы на наш поехал!»
И вот теперь пора ответить еще на один вопрос: «А пошли бы мы, зрители, на наш фестиваль?» Этот вопрос стал пятой причиной бессонницы Рыжова.

Пятая причина бессонницы

«Я не знаю, как убедить зрителей приходить, — размышляет Александр. – Хочется, чтобы люди хоть куда-нибудь уже вышли после этого коронавируса».

Билеты на спектакли будут стоить 150 рублей, это не такие большие деньги. Но ведь пользу от общения с театром деньгами не измерить. К тому же, спектакли фестивальные всегда выгодно отличаются от антрепризных — заведомо кассовых, выхолощенных. На фестивале зритель видит спектакль как живой организм, в котором и режиссер, и актеры находятся в постоянном поиске, опираясь в нем и на зрителя тоже. Фестиваль – это абсолютная свобода в поиске новых смыслов, новых эмоций и чувств. И пощипать глаза, в общем-то, тоже не лишнее. Поверьте – испытано на себе.
Так что внимательно смотрите афишу фестиваля, выбирайте свой день и –  в театр. Чтобы потом, от полученных эмоций, проводить бессонные ночи.
В то время как Рыжов наконец-то будет спать – безмятежно и крепко…

Под афишей

Цена билетов на фестиваль — 150 рублей,
льготные билеты для пенсионеров, ветеранов, инвалидов, многодетных семей
(по предъявлению удостоверения) — 50 рублей,
для школьников и студентов — 100 рублей.
АКЦИЯ! При предъявлении двух билетов со спектаклей фестиваля, которые вы уже посетили, вы получаете право посетить любой спектакль в большом зале БЕСПЛАТНО.

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии