Из них ослабнет кто-то – и небо упадет…


В Кольчугинском районе всю прошлую неделю шла приемка образовательных учреждений к новому учебному году. Эта приемка – не просто традиционное мероприятие, по итогам которого комиссия (руководители управления образования, руководители района, депутаты городского и районного Советов, общественники) выдает заключение о готовности образовательных учреждений к началу нового учебного года.
Эта приемка – серьезный разговор о том, с каким настроением, с какими проблемами (и не только в плане ремонта и оснащения) сфера образования подходит к 1 сентября.

Проблемы не кончаются

Наша газета всегда принимает участие в этом мероприятии, стараясь показать как можно больше образовательных учреждений города и района. Мы считаем сферу образования стратегически важной для будущего нашей страны. И убеждены, что именно к ней сегодня должно быть обращено внимание всех, кто задумывается об этом будущем.
Что касается материальной базы, то часть общих для многих учреждений проблем, связанных с состоянием фасадов, асфальтового покрытия и заменой окон – давно требует вмешательства государства: должна быть принята федеральная программа, потому что силами муниципалитетов эту проблему не решить. Если окна худо-бедно детские сады и школы меняют за счет бюджета, родителей или спонсоров, то фасады – это настоящая беда, на это нужны миллионы рублей, а их в бюджете нет. При этом, конечно, обидно, что огромные деньги учреждения образования вынуждены тратить на антитеррористические мероприятия: ограждения по периметру территорий, установку видеонаблюдения, системы оповещения… Их отсутствие ведет к огромным штрафам, так что уйти от этих мероприятий не получится. Вопрос в том, насколько эффективен весь этот антитеррор, и здесь мы вспоминаем горький пример стрельбы в Казани в мае этого года. Кроме того, сегодня миллионы рублей идут на антиковидные мероприятия: маски, дезинфицирующие средства, рециркуляторы и так далее. И никто не готов утвердительно ответить, что всё это защитит от вспышек заболеваемости.
Но есть проблемы и другого плана. Если в предыдущие годы комиссия как сводки с фронта слушала отчеты директоров о потерях педагогических коллективов — ушедших на заслуженный отдых или уволившихся и уехавших в московский регион, то с этого года свою лепту в нарушение стабильности и определенности внес коронавирус, вернее, необходимость вакцинироваться. Есть педагоги, которые принципиально против вакцинации, и сегодня они рискуют быть не допущенными к работе в связи с этим.

Школа №7

Среди основных проблем школы – не только ветшающий фундамент, но и отсутствие спортивной площадки. Спортивный зал школы не соответствует нормативам, он только частично снимает проблему. Площадка за школой, которая когда-то выручала, сегодня находится в аварийном состоянии из-за ям в асфальте. Заместитель начальника управления образования района А.Е. Перлов разъясняет, что теперь есть федеральная программа по строительству спортивных площадок не только на селе, но и в городах, имеющих статус «моногород». Но это всего по одной площадке ежегодно, а к выделяемым суммам необходимо муниципальное софинансирование. «Больше терпеть нельзя!» — возмущается Татьяна Васильевна. Впрочем, на 2024-25 год в школе планируется реконструкция, связанная со строительством двух пристроев, в которых как раз предусмотрен спортивный зал.
Ну, а пока Татьяна Васильевна рассказала о том, что было сделано в школе в течение прошлого учебного года, что делается сейчас. Был произведен ремонт мягкой кровли тамбура (в связи с открытием дополнительного выхода), ремонт запасного выхода, ремонт части отмостки, правда, на серьезный ремонт всей отмостки нужны большие деньги, а их нет. Выделенные управлением образования в рамках летних ремонтов 50 тысяч рублей (как и всем школам города) были направлены на покупку краски и инструмента для покраски.
В этом году в школе открывается «Точка роста», которая займет два кабинета и в этом году охватывает предметы «химия-биология-физика». На ремонт кабинетов под «Точку роста» потрачено порядка 1,1 миллиона рублей.


Спонсоры в этом году выделили всего 10 тысяч рублей и 270 тысяч рублей собрали родители. А в течение учебного года, как подчеркнула Татьяна Васильевна, было привлечено спонсорской помощи в виде материалов на 700 тысяч рублей.
Пока в школу собираются 75 первоклассников – на 3 класса. Желающих было больше, но расширять классы не стали в связи с коронавирусными ограничениями. Что касается педсостава, то, по словам директора, школа хоть с напряжением, но закроет все вакансии. В школу приходит молодой учитель иностранного языка. «Все учителя у нас на вес золота, — справедливо считает Татьяна Васильевна и отмечает, что так же, как и врачи, учителя весь год работали в красной зоне, ведь в школу ежедневно приходило более 700 учеников. Правда, по вакцинации Т.В. Кузнецова сильно комиссию не порадовала: «Люди не верят, в том числе и я». Да, есть указ, но: «Указ указом, а жизнь у нас одна. Медицина у нас нулевая, чтобы что-то ей можно было доверить…» Впрочем, те, кто хотят, идут и вакцинируются, отметила Татьяна Васильевна. А закончилась проверка на оптимистической ноте: по итогам 2020-21 учебного года в школе 11 медалистов и 2 стобалльника – а это говорит о том, что, несмотря на все проблемы, школа №7 продолжает удерживать высокий уровень подготовки учащихся. Спасибо ей за это.

Школа №5

В очередной раз отметим, что это самая проблемная городская школа: достаточно сказать, что она состоит из трех зданий 1945, 1976 и 1994 годов постройки. Как и всем городским школам, пятой было выделено 50 тысяч рублей, которые пошли на косметические работы. Родители тоже участвуют в этом процессе, причем, сами выбирают, в какие помещения вкладывать средства: в отдельные кабинеты, где занимаются их дети, или в те, которыми пользуются все. «Никакой диктатуры в этом вопросе нет, — признается директор школы Евгений Владимирович Дергунов. – Так же, как и в сумме, которую они сдают: хотят – 50 рублей, хотят – 200. Сколько могут, столько и сдают. Не могут нисколько, никто заставлять не будет». При этом, как рассказал директор, спонсорские средства в этом году пошли на музейную экспозицию, и все, что делалось в школе в этом году, делалось на бюджетные средства. В частности, произведен ремонт системы отопления школы, стояков электроснабжения, произошла замена ряда дверей в кабинеты, осложненная тем, что над дверьми и оконными проемами в этой школе нет перемычек. Отремонтирована кровля над пристроем, в котором размещаются «Точка роста» и школьный музей.
А вот пищеблок который год не может дождаться ремонта: здесь многое сохранилось с далеких 40-х годов и могло бы войти в музейную экспозицию, если бы в этом пищеблоке не надо было ежедневно готовить пищу для сотен учащихся школы и хранить продукты.


И можно понять, когда предприниматели, которые работают в сфере общепита, попросту отказываются заходить в школу со своей услугой, только завидев условия, в которых им придется готовить пищу.
Так же, как и школа №7, школа №5 испытывает потребность в спортивной площадке: на всех детей одного спортивного зала не хватает, а ходить на уроки физкультуры на стадион «Кабельщик» далеко и опасно.
Остается добавить, что в школе ждут 90 первоклассников. При этом в школе не хватает 7 педагогов! Дважды школа проводила конкурс по программе «Земский учитель», и дважды победитель отказывался приезжать на работу в эту школу. Даже за миллион.

Школа №6

В этом году комиссии представили только филиал школы для начального звена. По основному зданию школы, как призналась ее директор Светлана Викторовна Старостина, порадоваться нечему: здание в плохом состоянии. «Мне стыдно за школу, за исключением этажа «Точки роста» и тех кабинетов, которые мы поддерживаем внутри», — сказала она. В свое время руководство управления образования и школы готовились войти в нацпроект по реконструкции школы, уже был выбран хороший проект, который вписывался в земельный участок и собрал бы в одном месте и начальную школу, и основную. И все эти годы при распределении бюджетных средств школу обделяли: зачем вкладывать, если все равно будет реконструкция? А потом, как гром среди ясного неба, вскрылся факт: школа является памятником архитектуры, в ней, якобы, в годы войны был госпиталь. Воспоминания об этом были опубликованы в местной газете, а потом, скорее всего, приложены к соответствующему прошению по включению в реестр памятников. Наверное, из хороших побуждений, в надежде на помощь государства в ее ремонте. Но не тут-то было. Времена изменились, теперь подобные «памятники» особо никому не нужны, но и перестроить, а уж тем более сломать их не представляется возможным. А самое обидное, что, по всем имеющимся документам как раз никакого госпиталя в школе не было.


Но увы – все попытки убедить в этом высоких чиновников в Москве не увенчались успехом. Светлана Викторовна бьет тревогу: если этот процесс не довести до конца, микрорайон в скором времени останется вообще без школы, учитывая состояние основного здания.
Зато с большим удовлетворением она рассказала и показала, в каком хорошем состоянии находится филиал для начального звена. Сюда в этом году придет учиться 85 первоклассников. На начальной школе в этом году был отремонтирован пищеблок: здесь заменены потолки, электрика, установлена новая вытяжка. Школа обита сайдингом, утеплена. В одном крыле полностью заменен стояк электропроводки. В школе занимаются в две смены.
Нагрузка на педколлектив – отдельная тема. Учителей катастрофически не хватает. Расписание на новый учебный год верстается со слезами на глазах, потому что педагоги и заучи знают, что такое – вести по 10 уроков ежедневно…

Школа №1


Три раза школа становилась победителем нацпроекта «Образование», за счет этого здесь удалось многое сделать. В этом году 242 тысячи было выделено на ремонт дополнительного выхода, который необходимо было использовать в связи с пандемией, плюс, как всем, по 50 тысяч рублей, из которых львиная доля ушла на приобретение видеонаблюдения. Многое делается за счет спонсоров, в этом году удалось привлечь порядка 700 тысяч рублей. В прошлом году была отремонтирована крыша, и тем самым снялась большая проблема – можно не бояться за отремонтированные кабинеты.
Комиссия, в составе которой были новые члены, порадовалась за экспозиции, оформленные в рекреациях школы и связанные с историей самой школы, с именами ее выдающихся выпускников, а также посвященные участникам Великой Отечественной войны. Также, безусловно, впечатляет общий порядок, стиль, оснащение кабинетов. Школа расцветает год от года. При этом она активно развивает платные услуги, например, Школу будущего первоклассника.

Школа №4


В школе появились проблемные места: кое-где пошли трещины по стенам в кабинетах, разрушается покрытие спортплощадки, проваливается отмостка, образовалась просадка асфальта, в результате в здание идет вода. Многое подходит под гарантийный ремонт, но попытки добиться чего-либо в этом плане безуспешны: регулярно оправляются письма в Управления районного хозяйства, а те перенаправляют их подрядчику. А в ответ – тишина. По словам директора школы Ольги Александровны Захаровой, обидно и то, что теплицу, которую содержит школа и в которой растут овощи, регулярно бомбят вандалы.
В двух зданиях будет учиться 1100 человек, из них порядка 160 – это первоклассники, или пять классов. С педсоставом проблем нет. Есть проблема с передвижениями учителей между двумя зданиями (новой и старой школой) – это очень неудобно. В старой школе на выделенные 50 тысяч рублей был сделан косметический ремонт двух кабинетов,  покрашена часть спортивного зала и все двери во всей школе. В старой школе течет крыша, требуют ремонта туалеты и окна коридоров. В прошлом году была заменена электрика, сигнализация школы (практически на 1 миллион рублей) и на 200 тысяч отремонтированы два дополнительных входа (в связи с эпидтребованиями). По новой школе по «мелочевке», на хознужды ушло за год порядка 270 тысяч рублей, в том числе и собственные заработанные средства. В частности, пришлось два раза устранять последствия аварий на теплообменниках зимой. Также в этом году в школе сделали лыжную базу, поставили дополнительное видеонаблюдение. Но при этом все понимают: данная школа очень дорогая в обслуживании!

  • sch_1_7
  • sch_2_7
  • sch_3_5
  • sch_4_5
  • sch_5_6
  • sch_6_1
  • sch_7_1
  • sch_8_4
  • sch_9_4
Понравился материал? Поделись с друзьями!