День сурка


Все началось с поэзии. С руководителя клуба «Пульс» Алены Дмитриевой, которая любит поэзию и имеет много друзей в социальных сетях. Среди них — молодая питерская поэтесса Стефания Данилова. И Алена следила за ее творчеством и событиями ее жизни. И узнала, что Стефания устраивает тур в поддержку новой книги «Лучшее за Х лет». И решилась пригласить Стефанию в Кольчугино. И та согласилась.

Стефанию Данилову называют стопроцентной self-made (самой сделавшей себя) поэтессой нового поколения. Её творческая карьера началась в 2011 году, уже в 2012 она стала триумф-лауреатом престижной премии «Послушайте!» им. Велимира Хлебникова. Стефания — магистр филологии СПбГУ и выпускница аспирантуры Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, член Союза Писателей России, Интернационального Союза Писателей, Союза Писателей XXI века и Российского союза профессиональных литераторов. Поэтесса выступает не только в России, Украине и Беларуси, ее концерты проходили в Греции, Индии, Литве.
Поэтессе 27 лет, но она уже успела издать 16 книг. Семнадцатая – это та самая, которую она поддерживает и продвигает своим туром. А также занимается продвижением своего творчества, чтобы открывать таким городам, как наш, современную поэзию. Об этом она рассказала перед началом выступления в «Пульсе» местным журналистам, случайно или не случайно имеющим отношение к поэзии: мне, автору-исполнителю, участнице первого в Кольчугине литературного объединения «ГРАММ» и Игорю Кашину — гениальному поэту современности, который вряд ли когда-либо задумывался о продвижении себя и своих стихов. А зря.

Также в беседе с нами Стефания рассказала о любимых поэтах-классиках, о своих исследованиях творчества Пушкина и том, что Кольчугино напомнил ей Сочи. Последнее вызвало удивление даже у небесного светила – из-за плотной пелены туч солнце выглянуло убедиться, что рыжеволосая девушка не шутит.
Стефания не шутила. И вообще была очень искренней. Замечательно читала свои стихи и сразу расположила к себе молодежную аудиторию. «Нормально», – сказал после нескольких первых стихотворений ворчливый Кашин, и из его уст это прозвучало как высшая похвала.

Чтобы понять, какая она – поэзия Стефании Даниловой, приведу несколько стихотворений из тех, что она исполнила на концерте.

***

Живи, пожалуйста, как ребёнок. Не останавливайся на этом.
И не выдумывай похоронок в тебя вселившемуся поэту.
Поэт устал от благоразумной тебя, живущей под сводом правил,
он спит, не слыша звенящий зуммер, в любви, в которой тебя оставил —
на дне пустеющего бокала, в руках, неистово драгоценных,
на курсах кухонного вокала, весь дом на раз превративших в сцену,
на кандидатской о чём-то умном, над сковородкой о чём-то вкусном,
поэт спит крепко, как будто умер, когда ты жизнь предпочла искусству.
Поэту вовсе не интересно, как на отлично сдала экзамен,
как вы уснули на одноместной, а мир обрадовался и замер,
как выпрямляется под рукою лихая кардиограмма жанра,
поэту нужно совсем другое: землетрясения и пожары.
Поэту зрелищ бы и побоищ, крупнее слёзы, смурней погоду.
Живи, пожалуйста, чуть побольше. А умирай где-то раз в полгода
и непременно пиши про это, впрок закупившись LD и Чивас.
Но всё же, не хорони поэта. Ты без него бы не получилась.

***

Мир без запаха и без вкуса. Без объятий. И без людей.
Без сомнительного искусства танца в зареве площадей.
Это чай, а быть может, кофе? Это кофе, а, может, чай?
Заперта, как гитара в кофре. Дозвонишься ли до врача,
если госпиталь под завязку, если сотни — на ИВЛ?
Мыли руки, носили маску, избегали чумных фавел,
но ковидла — такая падла, что взломает собой тела.
Над собором Петра и Павла ровно в полночь луна взошла.
Величаво плывет всё выше. Из горячего янтаря.
И парадную не увижу аж до самого ноября.
Искажается автотюном голос — кашляющая жуть.
Если до потолка доплюну, муху в лампочке заражу?
Нет ни капельки сил плеваться. По Ватсаппу болтать, сипя.
Это, детка, две тыщи двадцать, это трип в самоё себя.
Не бежать мне под листопадом. Не встречать в аэропорту.
Я носитель чего не надо в жарких пальцах и в жадном рту.
Я, конечно, авантюристка, но грехи на мне не висят.
Мой возлюбленный в группе риска, хоть ему и не шестьдесят.
Мир без белого шоколада. Без духов. Бездуховный мир.
Без любимого кофе латте. Без желанья разжечь камин.
Без возможности насладиться щедрым золотом октября.
Без поездок не за границу.
Без надежды.
И без тебя.

Уже в антракте я увидела горящие глаза мальчишек, категорически желающих говорить о поэзии. И это было удивительно. Вспоминали Маяковского, Высоцкого (был, кажется, такой дядька), рассказывали о своих кумирах из мира музыки, чьи стихи глубоко запали в душу. Не вспоминали о телефонах, скучающих в карманах брюк.
А после концерта началось активное общение Стефании с залом. Прозвучало много вопросов – о поэзии и не только. Было видно, что Стефания с этого дня станет для кого-то из ребят настоящим кумиром в мире поэзии и не только. Что, собственно, и подтвердили восторженные отклики участников встречи Вконтакте.

«Я бы хотел рассказать вам маленькую историю о человеке, что вернул мне огонь. Это был обычный вечер пятницы, мы с другом сидели в парке, болтали. Вдруг мне позвонила подруга и сказала, что учительница литературы звала меня на встречу с поэтессой.
Первая реакция, разумеется, была негативной: идти туда, не знаю куда, затем, не знаю зачем. Ну не глупость ли? Но любовь к литературе победила, и мы с другом пошли. И я ничуть не пожалел, ведь слушал прекрасные стихи не менее прекрасной дамы, что может быть лучше? Позже мы просто общались, и с каждой минутой я больше и больше понимал, что этот человек мне “свой” — такое бывает, редко, но все же бывает! Общие интересы, мнения, мысли, жизненная позиция, и к тому же я тоже начинающий поэт! Я раньше много писал, но по разным причинам перестал, а все сочинения предал огню, такой себе я Гоголь 21 века)

Но во время разговора с ней я понял, что это тот самый знак, «пинок» судьбы, проще было бы, только если на небе появится надпись: «твори!»
Позже Стефания поделилась с нами чипсами с паприкой, а пока я пил третью кружку чая, я понимал, что не хочу, чтобы этот вечер заканчивался…
Но увы, мы попрощались, однако она обещала вернуться! Я буду ждать, ведь она человек, который вернул мне вдохновение, огонь в мое сердце!»

Илья Федоров

«Хочется поблагодарить Стефанию за её удивительное творчество и за прекрасный вечер, проведенный в кругу любителей современной поэзии, по-настоящему теплый и уютный».

Мария Кириллова

«Здесь правильно было бы сказать, что Я рада была оказаться «в нужном месте в нужное время». Спасибо большое за такой теплый и НЕЗАБЫВАЕМЫЙ вечер! Наверное, когда сидишь в первом ряду, и никто и ничего не разделяют вас со Стефанией и ее творчеством – это дает о себе знать. Стеф как колдунья: завораживает, а ее стихи не отпускают ни на минуту…»

Дарья Боровкова

Сама Стефания тоже поделилась в соцсети впечатлениями о встрече в Кольчугине:

«Кольчугино стало для меня спасением от московского темпоритма, с которым, кажется, мне не совладать никогда. Так родилось стихотворение: из короткой прогулки и жарких расспросов местных.
Я приехала в маленький город
из домов чуть повыше травы,
где проводят учебные годы
и сдаются на волю Москвы.
Здесь фонтан. Он единственный в речке.
И завод — вон на том берегу.
Этот город особо отмечен,
только чем, не пойму на бегу.
Мне к Москве никогда не привыкнуть:
дни в ней кóротки, ночи длинны.
Что ни командировка — в новинку
мне, любительнице старины!
Суетливость московская тонет
в водах Пекши, в пытливых глазах
старшеклассников, в маленьком доме,
возвращающем сердце назад.
Это нерукотворное чудо,
сувенир голубого стекла.
Я с собой увозила кольчугу
из тепла, из тепла, из тепла
бесконечно прекрасной погоды
одного проведенного дня.
Я вернусь в этот маленький город,
ставший бóльшим…
Больши́м
для меня.

Знакомые артисты и учителя едины во мнении, что сложнее всего покорить сердце школьника. Если ему не интересно, он залезет в телефон. Он честный, не будет сидеть для галочки.
Но если школьника «зажечь», говорят, ты покоришь его сердце. Я помню это когда сама была школьницей. Я могла встать и уйти, если мне было скучно.
В телефонах не лазал никто. Они слушали. Задавали вопросы. И не хотели отпускать.
Мы ели чипсы с паприкой. Говорили о том, кем они хотят стать. Куда поступить. О мифах и Моргенштерне. О волнующих их вопросах. Они слушают kanokayanshi и the meto.

Они создали со мной чат «Любимчики из Кольчугино». Всю обратную дорогу мы болтали и кидались друг в друга музыкой.
Последнюю в сумке «Веснадцать» я подарила городу.
Я отдыхала душой, гуляя по уютной набережной с единственным фонтаном в реке. После быстрой Москвы это была таблетка счастья.
Я вернусь: к этим школьникам, к этому фонтану, к Алёне. Я всегда возвращаюсь туда, где любовь взаимна».

Внимательный читатель, заканчивая чтение этой статьи, наверняка удивится: а почему же материал о встрече с поэтессой назвали «День сурка»? Причем здесь сурки?
Да все притом. Для Стефании это любимое, практически магическое животное. Она опекает сурков живых, собирает игрушечных. Она и себя отождествляет с сурком и делает это так умело и вкусно, что поклонники ее таланта после общения с поэтессой охотно поддерживают эту историю. «Милый сурок» — так и не иначе обращаются они к Стефании. А она обещает им всем вернуться: «Сурк! Прыг!»
И мне лично этим обещанием напоминает Мэри Поппинс – одновременно понятную и загадочную, далекую и близкую, вневременную. Поэтическую Мэри Поппинг, сумевшую затащить в стихи питерские дожди и подростковую депрессию, молодежный сленг и сурков. И, надеюсь, когда-нибудь там найдется место и бесконечной доброте и надежде на солнце…

Елена Фролова

  • daysurka1
  • daysurka2
  • daysurka3
Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии