На встрече с Патриархом


19 октября 2021 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями, реализующими предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В ней приняли участие министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов, президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева, представители РПЦ и делегации из самых разных территорий России, в том числе и из Владимирской области. Приятно, что в состав делегации нашей области вошел учитель Павловской основной школы Сергей Вадимович Малютов — «Кольчугинские вести» не так давно рассказали о том, что он стал победителем в номинации «За организацию духовно-нравственного  воспитания в образовательной организации» XVI Всероссийского конкурса в области  педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный  подвиг учителя».

Сергей Вадимович поделился с нами своими впечатлениями от этой встречи: «Участников было немного – человек 120-130, поэтому формат получился, можно сказать, кулуарный. При этом разговор состоялся очень серьезный. Патриарх в своем выступлении в начале встречи сразу озвучил болевые точки в процессе образования. Он рассказал о том, что сегодня в России реализуется пять проектах, в которых тесно взаимодействует церковь и образование. В свою очередь, и министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов выразил поддержку такого сотрудничества. Кстати, министр подчеркнул, что труд учителя – это не услуга. По его словам, с этим согласились и депутаты Государственной Думы. Нас, учителей, это, конечно, порадовало. Конечно, я хотел спросить министра о том, что тогда такое – труд учителя, но, к сожалению, возможности задать вопрос у нас не было. Но в любом случае, встреча была очень полезной, насытила нас позитивом».


Мы поинтересовались у Сергея Вадимовича его планами по развитию духовно-нравственного воспитания учащихся Павловской школы, он ответил, что когда во Всероссийском конкурсе презентовал систему духовно-нравственного воспитания, члены комиссии признались, что последние десять лет не видели такого в этом конкурсе. Поэтому она сразу и заслужила самые высокие оценки на региональном и всероссийском уровнях. И сегодня задача школы – развивать эту систему, наполнять новыми формами работы и продолжать взаимодействие с православной церковью. «Самое главное, что у нас нет никакого противодействия этой системе, а значит, можно смело думать о ее развитии», — подчеркнул он.

Выдержки из выступления Святейшего Патриарха:

«По оценкам президента группы компаний InfoWatch Натальи Касперской, в 2019 году более 7 миллионов молодых людей школьного возраста русскоязычного сегмента Интернета присутствовали в деструктивных группах в соцсетях и на сайтах. 7 миллионов человек — давайте запомним эту цифру! При этом обращалось внимание на то, что динамика, к сожалению, плачевная — каждый год в данный сегмент входит еще примерно два миллиона новых участников. Это подростки, которые читают деструктивный контент, посвященный наркотикам, суицидам и подстрекающим к ним «группам смерти», тоталитарным сектам и многому другому. 7 миллионов!

Это проблема не какого-то региона, не какой-то отдельной возрастной группы — это проблема общества, проблема государства. И речь не о детях, находящихся где-нибудь далеко, — речь о наших детях, которые учатся в наших школах».

«Решение вышеназванных проблем, соответственно, также находится в значительной мере в религиозной плоскости. Сколько бы противники любых упоминаний о религии в школе ни говорили о светскости, о том, что школа не должна касаться вопросов веры в Бога, в итоге мы видим молодых ребят, которые, назвав самих себя «богами», а всех остальных «биомусором», берут в руки оружие и идут убивать, не зная, просто не понимая, что Бог — это не поставление себя выше других, не некое горделивое право судить и приговаривать к жизни или смерти, а любовь и свет. Им просто не сказали, не объяснили, что́ находится в основании тысячелетней духовной культуры нашего народа, кого называют подобными Богу — преподобными, не дали возможности получить хоть какую-то защиту от злого влияния сил, которые, используя религиозную лексику и извращенные псевдорелигиозные механизмы, ставят перед собой конкретные цели — физическую и духовную гибель людей. Настоящие убийцы — не те, кто с оружием приходит в школы. Они тоже жертвы. Жертвы тех сил, которые заставили их поверить, что в мире нет ни любви, ни милосердия; что в людях, на которых они направляют оружие, нет образа Божия, потому что нет и Самого Бога, нет Творца, мудрого и милостивого Отца, Спасителя, любящего и приносящего Себя в Жертву ради нашей вечной жизни в Его Свете.

От трагедии американского Колумбайна до трагедий в Керчи, Казани и Перми причины, побудившие подростков взяться за оружие, лежат, как я уже сказал, в псевдорелигиозной сфере. Если мы не хотим, чтобы человек безграмотно писал, мы учим его орфографии. Если не хотим, чтобы делал математических ошибок, учим математике. Для того чтобы ребенок не попал под машину, мы учим его соблюдать правила дорожного движения. Чтобы предохранить детей от неверного или искаженного восприятия религии, нам следует предоставить им возможность познакомиться с религиозной традицией своего народа, сформировавшей систему нравственных ценностей, лежащих в основе общепринятых норм поведения и законов.


Человек не может быть совершенно безрелигиозен, атеистичен. Человек так устроен. У него есть глаза, чтобы воспринимать образы, слух, чтобы различать звуки, душа — чтобы общаться с Богом. И если у человека, у ребенка есть доступ к той системе ценностей, к тем нравственным устоям, на которых основана традиционная духовно-нравственная культура народов России — подчеркну, культура религиозная, — у него есть шанс возрастать в добре, стать личностью нравственной, а значит, способной содействовать укреплению нравственных устоев в семейной и общественной жизни».

«Каждый учитель призван служить нравственным примером для детей, тем более — учитель-христианин. Преподаватели Основ православной культуры своим каждодневным нелегким трудом должны совершать великое дело: передавать детям духовную культуру нашего народа. Насколько же велика ответственность этих педагогов! Ведь по ним будут судить о предмете, который они преподают, — так же, как по священнику судят о вере. Если вы кого-то учите, вы сами должны быть на высоте, ведь и в личности преподавателя или священника должен отображаться тот идеал, который преподается или проповедуется. Человек может передать другим только то, что имеет сам, и невозможно передать любовь к чему-либо, не имея этой любви. Поэтому родители, которые выбирают для своих детей модуль «Основы православной культуры», хотят видеть преподавателем этого модуля православного учителя, а не просто педагога, которому дали часы, чтобы поднять его заработок. Да, это курс культурологический, но выхолащивать из него ключевые для традиции идеи недопустимо. Потому что речь идет не о культурологии, а о мировоззрении, о нравственном воспитании личности».

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии