Об этом следует знать

Наш постоянный автор Галина Федоровна Иванова продолжает разговор на тему геополитики. За основу своих рассуждений она взяла книгу Леонида Ивашова «Геополитическая драма России».

Уважаемый читатель, в прошлый раз мы закончили тем, что романо-германская цивилизация это особым образом структурированная геополитическая система.
С XI века, после прекращения набегов норманнов и венгров, она упрочивается и становится надежно защищенной от внешних воздействий. Её внешнюю защиту составляли как природно-географические преграды (например, на юго-западе её прикрывали от мусульманских вторжений из Африки Пиренеи), так и буферный пояс из «прифронтовых» государств, расположенных в балтийско-черноморско-адриатической полосе.
В XIII веке здесь выдохлось монгольское нашествие, в 1520-х и 1683 годах турецкая опасность, нависшая над Веной, была сломлена на венгерских, чешских и польских землях.
Западная цивилизация оказалась, следовательно, в выигрышной ситуации: с одной стороны, она была надежно защищена от нежелательных контактов с непрошенными гостями, с другой – располагая выходами к морю, сама могла вступать в контакты с другими мирами и народами на собственных условиях.
В отличие от Западной Европы, история России – история длительной жизненно необходимой обороны, векового противостояния насилию с Востока и Запада, история осаждаемой крепости.
Такая история сформировала в русском национальном характере, с одной стороны, упорство, выносливость и стойкость, с другой – вполне обоснованное недоверие к чужим, «не нашим», очень уж часто желавшим поживиться на русских равнинах, лишенных естественных защитных границ. «История России, — пишет Ильин, — являет собой образец терпения и постоянного жертвенного служения: вечную готовность, твердую выдержку. В основе своей русская стойкость возникает не из способности податливо менять свою сущность, веру и внутренний мир… Нет. Русский спокойно поворачивается лицом навстречу неизбежному и тем самым утверждает себя как личность. А для этого необходимо мужество и не мгновенная вспышка, а ровно горящий уголь, который и под пеплом мерцает, который и дождь не зальёт». (И.А. Ильин «Сущность и своеобразие русской культуры». М, 1996 г., с. 164)
Упорство, выносливость и стойкость в русском национальном характере развивали также климат и природная среда. Нравственный идеал русского народа, нравственная ось русского геополитического пространства – православие. Причем, православие трактуется именно как восстановление правоты: «Не по силе прав, а по правде».
Это еще один водораздел между западным и восточным христианством, между русской и западной цивилизациями. Следует подчеркнуть, что большинство православных привлекала в вере именно её социально-нравственная сторона. Поэтому и коммунизм был не в последнюю очередь воспринят как мирская, но религия. Религия истинно народная и …исконная!
Уважаемый читатель, надеюсь, что о западниках и славянофилах знаете из учебников истории. Напомню, что западничество получило известное распространение в интеллигентской среде. Суть его в поэтической форме кратко выразил В.С. Печерин: «Как сладостно – отчизну ненавидеть и жадно ждать её уничтоженья!» К счастью, не вся интеллигенция рассуждала и рассуждает так. Ценности «витринной Европы», глумление над собственной историей и культурой, низкопоклонство вплоть до утраты чувства государственности, копирование западной практики двойных стандартов и двойной морали стали едва ли не официальной идеологией перестройки. Последствия этого духовного умерщвления собственного народа будут ощущаться еще долго. Наша общая задача: не повторить ошибок прошлого. Интересоваться историей, геополитикой. И помнить предупреждение Н. Бердяева: «Отрицание России во имя человечества есть ограбление человечества».

Г.Ф. Иванова, продолжение следует

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии