Учение и труд – ключевые добродетели

Уважаемый читатель, когда из уст Валентины Матвиенко, возглавляющей Совет Федерации России, услышала, что даже гвозди мы импортируем из-за рубежа, у меня, что называется, перехватило дух от возмущения… Ничего себе?! В стране, где мастера даже «блоху могли подковать», закупают обыкновенные гвозди?.. Разве это не предательство интересов страны?!

Не могу не согласиться с мнением уважаемого мной человека Всеволода Овчинникова, который в книге «Два лица Востока» размышляет о мастерстве. В своих книгах (а их более двадцати) он рассказывает читателям о том, как наши дальневосточные соседи Китай и Япония сумели совершить рывок на лидирующие позиции в мире, сохранив свою национальную самобытность. Ему можно доверять: одиннадцать лет работал в Китае и семь лет в Японии в качестве журналиста в газете «Правда» с 1951 по 1991 год. Попробуем вместе подумать, поразмышлять и сделать определённые выводы.
О китайской «мастерской мира» мы знаем довольно много: у них есть чему поучиться, а главное, они умеют делать выводы не только из своих ошибок, но и ошибок других народов. Кстати, причины распада СССР изучили до мелочей, поэтому в своей стране не допускают подобного.
Граждане КНР, уехавшие за рубеж, как правило, работают и для своей страны, где они родились, выросли и получили образование. Не то что наши «крысы с тонущего корабля». Хотя к качеству некоторых китайских товаров у меня есть претензии. И всё же я больше виню своих «торгашей», которые покупают условно за рубль, а продают за сто.
А вот о мастерстве японцев, думаю, знать не лишне.
Я искренне была рада, когда у нас в России один из первомайских праздников ознаменовался награждением первых пяти Героев труда уже современной России.
Традиция прославлять трудовые подвиги присуща современной Японии даже в условиях рыночной экономики. Вот что пишет Овчинников: «Попадая на предприятия, выпускающие автомашины «тойоты» или телевизоры «сони», я всякий раз словно возвращаюсь в советские времена. В цехах бросаются в глаза доски почёта. На них портреты передовиков, результаты внедрённых рационализаций, вымпелы цехов и бригад. Во всём этом чувствуется стремление создать для людей не только материальные, но и моральные стимулы. То есть, утвердить такие понятия, как честь коллектива, вызвать у каждого труженика чувство причастности к успеху предприятия». (с. 264-265)
Разве мы в такой стране не жили?! Стремление возвеличивать трудовые подвиги сыграло немалую роль в годы японского послевоенного экономического чуда. Однако культ профессионального мастерства в стране восходящего солнца имеет глубокие корни – с феодальных времён (легендарные имена выдающихся кузнецов, кующих клинки для самурайских мечей, или вышивальщиц из Киото, славящихся умением передавать на шёлке даже свежесть росы на лепестках сакуры).
А что в России? Разве она была бедна умельцами?! Приведу пример русского мастерства той же эпохи. Вот что пишет Борис Тумасов в книге «Лихолетье», повествующей о событиях смутного времена: «Когда Демиду удавалось добыть немного муки, он надёргивал из-под стрехи прелой соломы, тёр в порошок и добавлял в муку. Всё же на дольше хватало. Время такое настало – день ото дня всё голоднее и голоднее. Только и спасение Демиду – замки искусные делать. Мастерил такой хитрости, ключа к нему не подобрать. Бояре и князья – Демидовы заказчики. Им есть что запирать. Когда кузнец ставил замки на боярских амбарах и житницах, то видел там столько съестного, что хватило бы прокормить ни одну сотню голодных». (с.10)
К сожалению, надо признать, что в России не было традиции возвеличивать и по достоинству награждать профессиональное мастерство… Советская эпоха – особая веха в истории нашей страны. Как жаль, что все лучшее, что было в советской стране, было безвозвратно потеряно.

Дошло до того, что пестрят объявления о вакансиях слесарей, токарей, фрезеровщиков, предлагается хорошая зарплата, а мастеров-то нет!.. Рынок катком прошёлся по трудовым профессиям. Примечательно, что в Японии, в условиях рыночной конкуренции, неуклонно растёт спрос на победителей всеяпонских конкурсов профессионального мастерства. Ведущие фирмы охотятся за ними как спортивные клубы за титулованными игроками.
К примеру, «Ниссан» переманил у «Тойоты» лучшего сварщика Японии, хотя сварку кузовов в обоих элитных концернах давно уже осуществляют не люди, а роботы. Появились даже специализированные профтехучилища, напоминающие по своим функциям школы олимпийского резерва. Будущие чемпионы проходят там тренировки. А потом в тех же классах повышают квалификацию молодые рабочие. В японском автопроме родились «кружки контроля качества» (ККК), которые теперь трансформировались в систему «полного производственного обслуживания» (ППО). Согласно ей, уход за оборудованием полностью передоверяется тем, кто на нём работает. Вместо наладчиков проверкой станков между сменами сообщая занимаются отработавшая и заступающая бригады.
На предприятиях, внедривших систему ППО, производительность труда почти удваивается, а себестоимость снижается на треть. Главное же – меняется сознание людей, которые начинают чувствовать себя хозяевами своего рабочего места, доверенной им техники.

Японские менеджеры считают, что в конкурентной борьбе XXI века победит тот, кто полнее раскроет творческий потенциал человека. Разве не об этом говорится в документах нашей высшей власти?! Поэтому ставка на человеческий фактор представляется дальновидной и поучительной. Уважаемый читатель, я не буду останавливать на том, какие наработки в области профессионального технического образования были в советской стране. В 90-е бездумно разрушали, не задумывались о будущем. А лучше меня скажут люди, которые работали и сейчас работают в этой области. Вот мнение профессионала, порядочного и думающего человека Владимира Алексеевича Белякова. Небольшое интервью с ним.
— Владимир Алексеевич, что такое, по Вашему мнению, профессиональное техническое образование?
— Думаю, не зря говорилось ранее в народе: «Лучшие люди у царя – слесаря и токаря». На сегодняшний день: «Семеро с ложкой и один с сошкой». Дожились до того, что стали поступать предложения якобы вычеркнуть из списков рабочих профессий профессию «токарь». Эта профессия до революции считалась интеллигентной. На свою зарплату мог даже содержать домработницу. Горе-реформаторы уронили престиж рабочих профессий до неразумного. Профтехобразование – это целая система, механизм поточнее часов. Разрушив её, мы лишились продвижения производственного потенциала вперёд.
— Извечный наш вопрос: «Что же делать?»
— Начинать развивать своё машиностроение и станкостроение. Применять самые передовые и современные технологии. Развитие этого станет локомотивом развития и других отраслей производства. Применять опыт и других государств, например, Германии. Там современное оборудование, даже микропроцессорную технику, применяют в школах на уроках труда. Например, в школьной токарне фрезерные станки оборудованы электронными машинами натуральных размеров, и школьники сами учатся составлять программы обработки доступных деталей из лёгких металлов, сплавов, даже оргстекла. Заканчивая школу, выпускник уже — готовый оператор или наладчик станков с ПУ. Придя на производство, он видит, что электронная машина такая же, что и в школе, только размеры оборудования в настоящую величину. Вот вам и готовый специалист. Сколько зайцев «убивается»: профориентация, любовь к профессии, технологические мышление, программирование и т.д.!
Что необходимо сделать:

  1. Отделить училища от техникумов.
  2. Переоснастить самым современным оборудованием мастерские училищ.
  3. Построить или найти достойное помещение для Дворца Техники, где кружки технического творчества оснащены современным оборудованием.
  4. Подумать о скорейшей подготовке педагогических кадров с инженерным уклоном.
  5. Возродить систему профтехобразования и подвести её под требования сегодняшнего времени.
  6. Не покупать, а изготавливать самим самую современную оснастку, режущий инструмент.
  7. Снабжать учебным материалом и не жалеть средств на изобретения. Всё это окупится быстрее, чем ожидается. И в заключение: если хотим по-настоящему вернуть престиж рабочего человека, надо срочно повернуться в сторону этих проблем.

Управлять всем этим процессом должны люди, до фанатизма влюблённые в то дело, которое им доверят. И ещё. Надо восстановить выпуск справочной литературы по профессиям.

Поговорив с ныне работающим профессионалом, я убедилась, что главная проблема профтехобразования — нехватка кадров. Раньше достойные труженики, опытные профессионалы, что называется, пестовали своих подопечных. Теперь здесь часто можно увидеть людей случайных, которые соглашаются работать за очень небольшую зарплату. Мне остаётся только добавить, что к суждению этих людей местным властям следует прислушиваться: болеют душой за дело истинные профессионалы, патриоты своей страны. «Или власть полагает, будто нравственность и патриотизм в душах заводятся сами собой – от сырости. Не заводятся! От сырости заводится плесень…». (Юрий Поляков)

С надеждой на позитивные изменения, неравнодушные профессионалы и Галина Иванова

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии