Прощай, дорогой мой учитель

Ушла из жизни Любовь Николаевна Филаретова.
…Пишу – и сама не верю, что все это произошло. Нам, ученикам и друзьям Любови Николаевны всегда казалось, что она долго будет такой – красивой, стройной, стильной. Даже в ее «за семьдесят», а потом и «за восемьдесят» в ней было столько шарма, столько женщины! Стройная фигура, короткая стрижка волос цвета благородной седины, чуть подкрашенные ресницы. И главное – этот удивительный «филаретовский» взгляд из-под очков, одновременно мягкий и строгий, взгляд, который навсегда останется в благодарной памяти учеников.

Я тоже была ее ученицей, а поскольку мои родители и Любовь Николаевна были друзьями с молодости, они часто общались, и мы с моей учительницей виделись на наших семейных праздниках. Потом стали общаться и сами по себе, обменивались подарками, саженцами, рецептами, книгами, комнатными цветами… И тоже стали очень близкими друзьями. Но при этом Любовь Николаевна продолжала оставаться для меня учителем – уважаемым и обожаемым. И преподавала уроки жизни… Те, кто ее знал, помнит, какое горе ей пришлось пережить. На похоронах сына Алексея она держалась стоически, не давая волю эмоциям – так, как и подобает настоящему учителю. А вот когда в сентябре прошлого года ее внучка Любочка Филаретова (такое вот совпадение) давала первый звонок в школе №1, и Любовь Николаевна была приглашена на праздник, бабушка не смогла справиться с эмоциями. «Знаешь, — призналась она мне потом, — я даже прослезилась…»
И всегда, во всем ее окружала высота. И за семейными застольями, и в огороде — с вымазанными в земле руками, и в больничных палатах она всегда была на той самой высоте. Даже в день нашей последней встречи, когда Любовь Николаевна, уже понимающая, что никогда не поднимется с постели и еле произносившая слова, долго держала меня за руку, она была выше меня, была моим самым любимым в жизни учителем, а уже потом – умирающей пожилой женщиной…
В 2017 году в нашей газете КВ было опубликовано интервью с Любовью Николаевной. Вот отрывки из него, которые мне хочется сегодня вспомнить:
«— Любовь Николаевна, расскажите о себе для наших читателей.
— Родилась в Кольчугине, училась в школе №7, а затем в Костромском педагогическом институте имени Некрасова на историко-филологическом факультете. Получила профессию учителя русского языка, литературы и истории. По окончании института, в 1962 году вернулась в город работать по специальности.
— Почему был выбран именно этот предмет?
— Я просто очень любила читать и выбрала именно этот факультет, в котором совмещалось все.
— Любили ли Вы историю, когда сами учились в школе?
— Да! Историю мне преподавала Зоя Александровна Трошина. Мы, ее выпускники, до сих пор ходим к ней в гости. В прошлом году у нас был юбилей – 60 лет, как окончили школу. Мы отметили этот праздник вместе с Зоей Александровной.
— Думаю, ответ на вопрос «Кто был для вас примером в педагогике?» понятен.
— Конечно, это она. Я помню, когда она стала вести у нас уроки, у нее было единственное черное платье, и она без конца меняла манишки, воротнички. А я сидела на первой парте, и все время на эти воротнички любовалась. И по истории у меня всегда была пятерка.
— Вы не зря любовались – наверное, учились быть стильной и элегантной. Во всяком случае, Вы всегда были именно такой!
— Неделю назад я шла по городу, и около площади мне вдруг перегородил дорогу мужчина в оранжевом жилете – в таких ходят работники коммунальных служб. «Извините, — говорит, — а вы учительница? – Да. — Вы в первой школе работали? – Да. – Я эту школу закончил в 1976 году, и вы знаете, я был в вас так влюблен! Здоровья вам! Живите долго!» У меня после этой встречи даже настроение повысилось!
— Запомнился ли Вам первый урок, который Вы провели в качестве учителя?
— Когда я пришла работать в третью школу, мне дали вести еще и несколько часов в седьмой школе. Это были пятые классы. И я хорошо помню один из первых своих уроков в этой школе, на который ко мне пришла директор школы, и ей, кстати, мой урок очень понравился.
— Помните ли Вы тему этого урока?
— Это была история древнего мира, мы изучали Индию, реки Инд и Ганг. Урок я построила в форме путешествия по этим рекам, детям очень понравилось.
— Вот как раз вопрос о детях: какими качествами должен был обладать ученик, чтобы заслужить Вашу любовь?
— Он должен быть доброжелательным, веселым, остроумным… И при этом не обязательно досконально знать мой предмет. Кстати, у меня всегда были с детьми хорошие отношения. Но никогда я с учениками не панибратствовала – всегда соблюдала дистанцию.
— Скажите, какое событие своей жизни Вы можете назвать историческим?
— События, которые связаны опять-таки со школой, – празднование 25-летия первой школы и 60-летия пятой школы. Мне настолько понравилось, как были организованы эти юбилеи! Запоминался и каждый выпускной, когда мы детей от своего сердца отрывали… В общем, школа – это была вся моя жизнь, и родные дети были в этой школе со мной, пока учились.
— А теперь о более масштабном: назовите наиболее важные, на Ваш взгляд, исторические события двадцатого века.
— Конечно, прежде всего, это Великая Отечественная война. Я даже кое-что помню. Например, в 1941 году, когда немцы наступали на Москву, наши женщины копали окопы за Белой Речкой. У нас, на улице Толстого, возле каждого дома тоже был вырыт окоп, и когда начинало греметь, а небо со стороны Москвы полыхало, мама хватала нас с сестрой, вещи, увязанные в узлы, и мы бежали в эти окопы. А еще я помню, как после войны дома в нашем городе на улице Ленина строили пленные немцы. И через нашу улицу Толстого они ходили за Белую Речку в лес хоронить своих умерших. А когда они шли обратно, наши женщины, у многих из которых погибли мужья на фронте, совали этим немцам яйца, помидоры, хлеб… И многие немцы плакали и говорили: «Данке, данке…» Если называть еще какие-то яркие события, то это двадцатый съезд партии, выход на экраны программы «Взгляд», появление на политической арене такого яркого лидера, как Анатолий Собчак.
— Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу сегодняшней ситуации в образовании. Резонансно звучат вопросы оплаты труда педагогов, большой нагрузки, дефицита молодых кадров. Говорят о том, что необходимо поднять социальный статус учителя, престиж профессии педагога. На Ваш взгляд, это зависит только от уровня заработной платы?
— Ну, а как прожить без зарплаты? Четырнадцать тысяч – разве зарплата, когда учитель должен быть красиво одет, являться примером для учеников. Учитель должен заниматься самообразованием – а для этого нужно свободное время, которого не будет, если работать на нескольких ставках и чуть живой приходить домой, где еще ждут домашние дела и куча тетрадей!
— И время для хобби тоже надо выкроить – без этого тоже нельзя. Кстати, какое увлечение Вам лично помогало отдыхать от школьных нагрузок?
— Я всю жизнь выращивала цветы. У меня на даче всегда их было видимо-невидимо, особенно, роз. Были и редкие – форзеция, миндальный орех… Знакомые удивлялись: как в настоящем питомнике! На моем участке на улице Комарова и сейчас много цветов, некоторые до сих пор цветут… Времени на цветоводство теперь много, а вот здоровья стало меньше…»
…Не только на ее участке на улице Комарова, но и на участках всех ее друзей и родных растет много цветов, подаренных Любовью Николаевной. В большинстве своем это розы – ее любимые цветы.
Летом каждый бутон расцветет в память о ней…

Прощание с Любовью Николаевной Филаретовой состоится в понедельник, 13 февраля, в ритуальном зале, с 10 до 11 часов.

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии