Волшебник изумрудного города

В канун Международного Дня театра 26 марта на камерной сцене Дворца культуры в честь 25-летия нового ТЮЗа состоялся показ премьерного спектакля «Тамбовская казначейша» по поэме М.Ю. Лермонтова и капустник от трех поколений актеров нового ТЮЗа. О том, какие открытия сделали зрители, пришедшие в этот день в театр, читайте в нашем материале.

«Вполне себе актуальная история — и для нашего города в том числе. Она игровая, поэтическая, по возрасту вполне подходит», — так пояснил свой выбор материала для нового спектакля режиссер Александр Рыжов, когда 7 февраля по приглашению режиссера я побывала на репетиции нового спектакля. «Казначейша» тогда только-только вырисовывалась из отдельных сцен, диалогов, интонаций, споров… Из громких окриков режиссера и его же вкрадчивых пояснений, почему ту или иную сцену надо играть именно так. Удивительное дело – в общении режиссера и актеров не была видна разница в возрасте. То мальчишки и девчонки с полуслова «догоняли» Рыжова в его взрослых, казалось бы, размышлениях и делали именно так, как задумано, то режиссер становился абсолютным мальчишкой, вскакивал с места и эмоционально жестикулировал, довольный или недовольный сыгранной актерами сценой. «Отношения выстраивай, а не текст дави!» «Что не сказано, не сделано – не освистано!» — записывала я на репетиции афористичные высказывания Александра.

…А что сказано и сделано – то становится историей. И вот очередная работа ТЮЗа «Тамбовская казначейша» стала страницей его истории, начала жить – от показа к показу, видоизменяясь, обрастая новыми красками и интонациями. Так бывает со всеми спектаклями Рыжова, который всегда дает актерам и себе простор для творчества и импровизации. А еще помогает раскрыть невероятный потенциал сценографа ТЮЗа Анастасии Николаевой, одевающей актеров в трансформируемые и многоговорящие костюмы и создающей невероятные декорации из подручных материалов. А хореограф Ольга Никонорова на пятачке камерной сцены, свободном от декораций, умудряется ставить удивительные хореографические композиции. И все это создает рыжовский стиль — узнаваемый, сумасшедший и настолько притягательный, что его спектакли долго не отпускают зрителя даже после того, как сыгран финал.

«Тамбовская казначейша» — поэма, написанная Лермонтовым 14-строчной пушкинской строфой. В основе – анекдотичный случай, произошедший в провинциальном Тамбове и замешанный, естественно, на любовных и прочих страстях. Не будем раскрывать подробности сюжета. Отметим лишь, что комически изображенные поэтом Лермонтовым сцены провинциальной жизни режиссер Рыжов усиливает театральным гротеском и образом скотного двора, очевидно, намекая на животные, низменные инстинкты героев произведения. При этом режиссер четко следует тексту поэмы, позволив себе только убрать ее первую строфу.
И все-таки, да простят нас Лермонтов и прочие классики, чьи произведения ставил новый ТЮЗ, зрители приходят сюда именно за рыжовским прочтением этих произведений, за удовольствием от потрясающей игры юных актеров, за неожиданными образами и сценическими решениями.
Все это было здесь и 26 марта, на спектакле «Тамбовская казначейша». А во второй части вечера всех ждал искрометный капустник от трех поколений актеров нового ТЮЗа. Который, конечно, был посвящен не просто 25-летию этого коллектива, а 25-летию творческой деятельности Александра Рыжова. «А сколько Рыжову лет?» — размышляли зрители, прогуливающиеся перед спектаклем вокруг тумб с афишами спектаклей ТЮЗа. «Или 20, или 120», — пошутил кто-то. И в этой шутке был заключен большой смысл вечной молодости режиссера и его генетическая связь с театральными традициями Кольчугина. Такой ТЮЗ – новый во всех смыслах — мог появиться только здесь, на месте Народного Дома, Театра-чайной, на наследии, оставленном Гильваргом, Скоромниковым, Макаровым, Дувалкиной… В намоленной атмосфере «шестого» кабинета, да еще и с таким зрителем, влюбленным в театр. И не случайно все эти 25 лет именно в ТЮЗе аккумулировались новые театральные проекты, рождались идеи проведения фестивалей «Чугиноколь», конкурса художественного слова «Наше слово». Раскрутилась театральная воронка, друзья. И мы уже ничего не можем с этим поделать!

Можем только восторгаться и аплодировать, глядя, как на сцену ТЮЗа выходят все новые и новые кольчугинские мальчишки и девчонки, превращающиеся в талантливых актеров, а ведь в детском театре как в школе – «встречай, учи и снова расставайся». Но они выходят и выходят, эти нескончаемые юные актеры!

В капустнике, ведущей которого была тоже ТЮЗовка Ануш Калантарян, каждое поколение рассказало свою историю любви к театру и режиссеру. Одно из поколений сравнило эту историю с дорогой в Изумрудный город, где их ждет мудрый волшебник. Избавляющий от комплексов, наполняющий жизнь смыслом.

И после Тамбова стало особенно понятно: Изумрудный город – город абсолютного счастья. За это Александра Рыжова и его театральную команду собравшиеся благодарили всю вторую часть вечера: теплыми словами, громкими аплодисментами и подарками, из которых особенно хочется отметить 40 тысяч рублей на новую одежду для сцены от Дворца культуры.
«Театр как революция, его можно начать, но невозможно закончить. Поэтому – все в театр!» — резюмировал Александр Рыжов в конце вечера.

«В Изумрудный город!» — добавим мы к его словам…

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии