Это всё мое родное…

Выставки живописных работ владимирца Германа Шамаева кольчугинцам показалось мало – они предложили провести еще и поэтический вечер художника (дело в том, что на открытии выставки Герман прочитал свои стихи и просто влюбил в них всех пришедших в Картинную галерею). Художник великодушно согласился, и закрытие выставки прошло в формате вечера поэзии. Оно состоялось 4 апреля, в день рождения отца художника — Виктора Ивановича Шамаева. В этот день действительно прозвучало много замечательных стихов. Зрители и плакали, и смеялись, а в конце мероприятия всех ждал настоящий сюрприз…

Проходят годы, а Кольчугино остается для Германа местом силы, ведь именно здесь он появился на свет, здесь прошли годы его детства. И именно поэтому к кольчугинцам он обращается не иначе, как «мои родные, мои золотые, мои любимые». И утверждает – выставиться в Кольчугинской Картинной галерее для него большая честь.
Открывая вечер в столь памятный день, Герман, конечно, рассказал о папе, подчеркнув: тот прожил жизнь праведника, библейские заповеди были у него в крови. Не случайно Господь забрал его на второй день после Пасхи.
Герман привез очень трогательный фильм, в котором старые семейные фотографии демонстрировались под песню Сергея Трофимова «Родина».
«Это всё моё родное,
Это где-то в глубине.
Это самое святое,
Что осталось во мне», — прозвучало в песне, а потом весь вечер из той самой глубины Герман будет доставать воспоминания, стихи, а зал – сопереживать художнику и поэту.
В стихотворении «Отец» — воспоминания о детстве, о походах с отцом, который, как сказал Герман, «ввел меня в природу в качестве туриста». Именно оттуда «выросли» нынешние достижения Германа Шамаева – звание мастера спорта по водному туризму и рафтингу.
«Сколько было с тобой километров
По таежным глухим уголкам,
Сколько песен далекого ретро
Мы пропели лесным комарам!»
В этом стихотворении Герман не просто поделился своими воспоминаниями, он нарисовал глубокий образ отца – человека, живущего в гармонии с Богом, природой, совестью.
«Ты учился у тундры покою,
Мудрость леса впитал со смолой.
И характер, рожденный войною,
Воспитал твою волю стальной.
Красота оголяет все чувства,
И порою тебе нелегко
Пропускать через душу искусство,
Видя, как до добра далеко.
……………………………….
Но упорно в прекрасное веря,
Ты мешал на палитре своей
Вдохновенные воды апреля
С разнотравьем цветущих полей.
И живут, не меняясь с годами,
Натюрморты, пейзажи, дома,
Православные гордые храмы,
Наполняя души закрома.
Ведь природа восславит любого,
Кто войдет в ее дом босиком,
Кто внимает от Божьего слова
И с гармонией красок знаком.
Ты всегда будешь мне той защитой,
О которой лишь можно мечтать,
И с альбома страничкой открытой
Продолжаешь меня целовать».

Стихи Герман пишет менее пяти лет. «Непонятно, откуда это пошло. Эти рифмы иногда идут сами, а иногда их приходится выдавливать как засохшую краску из тюбика…», — признался он. Но дело, конечно, не только в удачно найденных рифмах, главное то, что у поэта внутри — в той самой глубине, в крови, в памяти… В стихотворении о малой родине — и грусть, и глубокая философия:
«Мы в деревне теперь лишь по праздникам –
На газон, с шашлыками, в гамак.
И снимаем потом безобразия
На айфоны – и эдак, и так…
А она всё такая же милая,
И любви у неё не отнять.
С куполами, колодцами, ивами…
Хлебосольная… Добрая… Мать.
………………………………………
С нас на самом пороге, у вечности
Строго спросит за родину Бог,
Ведь небесного нету Отечества
У того, кто корнями засох».
Между декламированием своих стихотворений (а Герман признался, что читает стихи в микрофон впервые) художник отвечал на многочисленные вопросы. Зрители проявили большую заинтересованность и его биографией, и его творчеством. На вопрос о том, как познакомились его родители, Герман рассказал очень трогательную историю завоевания папой маминого сердца. Удивительно было узнать, что мама Германа Валентина Федоровна во Владимире работала ассистентом на кафедре психологии и консультировала в ЗАГСе семьи, находящиеся на грани развода. «Она спасла огромное количество семей, разбирая семейные ситуации и предлагая пути выхода», — отметил Герман. Валентина Федоровна была настоящей Музой Виктора Ивановича. Вместе они прожили 64 года.
Тех, кто не был на открытии выставки, конечно, особенно интересовала технология выполнения картин на шкурах и коврах, технология изготовления красок. В какой-то момент, когда Герман рассказывал, как любит Кольчугино и благодарен своим сегодняшним зрителям, кто-то крикнул из зала: «Мы вас тоже обожаем!»
С чувством юмора у поэта тоже, как выяснилось, все в порядке, это подтвердило стихотворение «Музык», написанное о Музе в мужском роде.
«К поэтам приходит Муза,
А к поэтессам – Музык.
За это прощают пузо
И даже небритый кадык.
С ним ладится рифма стройная
И денег течет река,
Ведь чистит Пегасу стойло
Музыцкая там рука.
Так пусть к поэтессам чаще
Приходит Музык такой,
Который на пляж утащит
И дарит душе покой.
Тогда — и борщи в кастрюли,
И рифмой богат дневник,
И ровно носки на стуле,
Ведь в доме живёт – Музык».
Наличие Музы (или Музыка) это, конечно, большое дело, но вот юных художников, пришедших на творческий вечер, интересовало, что бы мастер посоветовал начинающим. «Только одно – как можно больше рисуйте с натуры!» — последовал ответ. Герман рассказал, что 2 апреля по инициативе уникального художника, работающего с натуры, Виталия Черногалова в Юрьев-Польском, на территории Георгиевского собора, прошел Первый пленэр памяти Виктора Ивановича Шамаева. Это мероприятие будет ежегодным, и Герман пригласил принять в нем участие кольчугинских художников: и юных, и опытных.
Тему художественного творчества продолжил сюрприз, приготовленный специально для участников этого вечера: Герман Шамаев продемонстрировал свою работу, которую пока никто никогда не видел. Он назвал ее «Я. Спорить не будем». На развернувшейся шкуре все увидели …льва – сильного, спокойного, мудрого, уверенного в себе… И не стали спорить.

Поскольку, как выяснилось, Герман еще и закончил музыкальную школу по классу гитары, а в институте играл в ансамбле, зрители непременно захотели услышать еще и его музыкальное выступление. «Я думаю, что можно будет рассмотреть и такой формат», — скромно пообещал художник и поэт. Тем более, что темой возвращения и закончился этот вечер. Герман прочитал стихотворение «Дорога домой», написанное на акварель Виктора Ивановича, изображающую возвращающихся в родные края птиц.
«Возвращайся в родное гнездовье,
Где когда-то ты встал на крыло,
Где укутано сердце любовью,
Возвращайся всем бурям назло…» — это одно из четверостиший стихотворения, рассказывающего о притяжении родных мест, о том, что дорога домой всегда лечит и духовно возрождает. Вот так и с Виктором Ивановичем Шамаевым – он всегда приезжал на малую родину, поддерживал художественно-графическое отделение Кольчугинской школы искусств, проводил встречи и мастер-классы с юными художниками, да и просто любил отправляться в путешествия по кольчугинским селам, непременно делая наброски с натуры (у автора этого материала сохранился такой набросок – мой портрет в карандаше, сделанный во время похода на Городец много-много лет назад). А в холле Картинной галереи всех приходящих сюда встречает подаренная Виктором Ивановичем картина «Вечный зов», на которой изображен глухарь – символ города.

Подстаканник с глухарем — подарок от благодарных кольчугинцев

Вечный зов к малой родине всегда приводил Виктора Ивановича Шамаева в наши края, и сегодня, когда мастера нет с нами, этот зов звучит для его сына.
И он обязательно вернется – с песнями, стихами и новыми полотнами…

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии