Сегодня в нашем проекте «Взгляд из окна» – архитектор и дизайнер Александр Иванов. Немногие кольчугинцы знакомы с ним лично, но, наверняка, многие видели плоды его труда и творчества – от дизайна книг, плакатов и стендов, появляющихся в Кольчугине, до разработки фирменного стиля нашего города. Кстати, стиль газеты Кольугинские вести тоже разрабатывал Александр Иванов.
Его неординарность проявилась уже в далеком детстве, когда четырехлетнего Сашу привели в парикмахерскую и он попросил мастера детского зала: «Постригите меня как Ленина – чтобы впереди лысо, а сзади – волосики». Александр вспоминает, что тогда удивился, почему все взрослые вокруг засмеялись. А он сам в это время задумчиво смотрел в окно – вот прямо как сегодня, в день нашего интервью. И с той самой прической, о которой мечтал в четыре года.
Путь в профессию
— Я родился в Воркуте в ноябре 1972 года, а в 1978 наша семья переехала в Кольчугино. Отец работал на заводе, а мама преподавала историю в школе №1, потом, в 1984 году, перешла работать в школу №6.
— Какой была Ваша юность?
— Прекрасной, светлой, советской. Октябренок, пионер, комсомолец. В Доме пионеров занимался в авиамодельном кружке, фотокружке, радиокружке, кружке ИЗО. Параллельно ходил в секцию легкой атлетики.
— И наверняка, запоем читали книжки?
— Тогда все читали книжки. Мне особенно нравились фантастика, приключения, очень любил Чехова, он всегда стоял особняком. До Толстого и Достоевского тогда не дорос.
— Расскажите, как был сделан выбор будущей профессии, учитывая большое количество увлечений и интересов?
— В конце учебы в школе я был в панике: кем же я хочу быть?! А старший брат Сережа, кстати, на днях он отметил юбилей, сказал мне: ты же хорошо рисуешь, давай попробуем поступить в «Строгановку» или МАРХИ. Он тогда уже сам учился в Москве, в автомеханическом институте. И с его помощью, и с поддержкой мамы я сделал свой выбор. Дай Бог им здоровья, это люди, которым я обязан своими жизненным путем.
— А мама пыталась как-то влиять на Ваш выбор?
— Нет. Просто приняла мое решение. В «Строгановку» надо было сдавать живопись, а на тот момент я больше умел рисовать карандашом, предпочитая графику, и мы с братом решили, что я буду пытаться поступать в МАРХИ. Не с первого, а с третьего раза, подтянув архитектурный рисунок и черчение, я туда поступил – с хорошим запасом по баллам.
— Поступив, не разочаровались в выборе?
— Нет, конечно. Уже будучи студентом, стал работать в одной из ведущих архитектурных компаний «Сергей Киселев и партнеры». Меня заметил руководитель компании Сергей Борисович Киселев, который, как эксперт, оценивал в МАРХИ проектные задания студентов. Он увидел мои работы и пригласил к ним работать. Я продолжил работу там и после окончания института, а потом решил отправиться в самостоятельное плавание. Разрабатывал архитектурные проекты, работал по созданию логотипов, эмблем — это меня привлекало с юности. Кстати, еще учась в институте, параллельно занимался графическим дизайном. Создано было около 150 логотипов для достаточно известных компаний. Вообще, это одновременно очень интересная и очень сложная работа. А мне всегда были близки минимализм и конструктивизм – та самая простота, которая не от лукавого, а от Бога. Один из моих преподавателей говорил: «Придумать просто очень сложно». Оно так и есть.
Индустриальная эволюция
— Александр, я уверена, что абсолютно не случайно обстоятельства сложились именно так, что в определенный момент истории нашего города сюда из Москвы приехал архитектор Иванов. Возможно, чтобы повторить путь знаменитых ныне архитекторов Верещагина, Веснина… И стал открывать глаза нам, жителям этого города, сколько красоты находится вокруг нас.
— И какой потенциал! У меня есть горькая шутка: «У Кольчугина такой огромный потенциал, потому что он такой заброшенный!» Он мне этим и нравится: бери и лепи. Но — в определенной концепции, неразрывно связанной с историей города.
— Именно поэтому Вы, наверное, и влились в состав местного отделения Союза краеведов Владимирской области. И, кстати, сразу разработали стиль для подачи краеведческих публикаций в прессе и размещению их на информационных стендах в разных исторических районах города. А еще стали соавтором интересного проекта «Деревянное зодчество Кольчугина», который был посвящен наличникам и реализовывался на страницах нашей газеты.
— Идея этого проекта родилась у Александра Комкова, в результате была проделана огромная работа по сбору фотоматериала и его осмыслению. Мы попытались классифицировать наличники по стилям, и оказалось, что есть много уникальных экземпляров.
— Это как и со зданиями в городе: кто-то видит деревянную развалюху, а кто-то с первого же взгляда определяет уникальную историческую постройку в том или ином архитектурном стиле – настоящее сокровище для провинциального города! А что вдохновило Вас на работу над фирменным стилем города?
— В общем-то, простая мысль. Мне в голову пришли два слова: индустриальная эволюция. Появилась концепция превращения города, утратившего свой производственный потенциал, в жизнеспособное образование с помощью изменения структуры производства: не одно большое, а множество мелких – от мастеров местных промыслов до сферы IT, представители которых могли бы здесь найти тихую провинциальную площадку с комфортными условиями для труда и отдыха. И не просто провинцию, а красивый городок с домами в стиле кирпичного модерна – с очень высокой по качеству архитектурой, уже даже модной в 21 веке. То есть среду, отличную от шумной и пыльной Москвы, против которой я, конечно, ничего не имею, поскольку прожил там почти 30 лет и очень ее люблю. Кстати, концепция «Город мастеров», о которой мы слышали, мне нравится, в ней есть своя правда.
— Какова роль в этом процессе профессионального архитектора?
— Формирование задания на каждую территорию города. Работа в команде со специалистом по привлечению инвестиций, в хорошем смысле с продавцом, агентом по недвижимости, который знает, как преподнести эту площадку покупателю. Чтобы на ней размещались разные производства и появлялись рабочие места.
Дизайн-код города
— В Кольчугине, благодаря Вам, были предприняты первые попытки воплощения стиля города в некоторых малых формах. Расскажите об этом.
— Мало что пока удалось сделать, но могу назвать информационные стенды, лавочки и урны. Пока эти малые формы выглядят намеренно просто, поскольку сложные вещи делать дорого. Можно сказать, это упрощенная версия стиля, который называется «Теплый индустриальный стиль» или «Промышленный модерн 21 века». Стиль надо будет развивать, дай Бог, мы сможем перейти к объектам покрупнее. И будем создавать визуальный ряд, дизайн-код. С помощью тех же объектов малой архитектуры: газонов, навесок, остановок для транспорта, парков и их наполнения… И они сложатся в визуальный ряд и дадут художественную идентичность нашему городу. Турист, приехав сюда, сразу визуально прочитает этот стиль и не спутает его ни с каким другим городом.
— Внимательные кольчугинцы уже заметили этот стиль, воплощенный, например, в дизайне книге «Кольчугино. Письма с фронта» или в памятной доске на Центре истории заводов, посвященной трагическому событию – гибели заводского эшелона в Бельково.
— А скоро у площади Ленина появится конструкция в таком же стиле, она уже согласована. И я очень благодарен за понимание и сотрудничество заведующей отделом архитектуры Елене Савиной.
— Не так давно в нашем городе начался процесс благоустройства дворов и общественных территорий. Отрадно, что на это выделяются бюджетные средства. И город преображается. Единственное, что всегда вызывает вопросы, это наличие типовых проектов, которые не то, что не содержат никаких намеков на стиль города, но и порой очень отличаются друг от друга — и по дизайну, и по использованным материалам.
— В этой работе нет системного подхода. То же самое могу сказать и об оформлении фасадов магазинов, размещении рекламных конструкций. Но ситуацию с визуальной кашей нужно исправлять. Человек должен прийти в отдел архитектуры и получить рекомендации о том, как должен выглядеть фасад его магазина или рекламная вывеска. Тем более, что в городе появляются положительные примеры того, как надо оформлять фасады и внутренние пространства.
— Какие объекты можете отметить?
— Реконструкция бывшего здания милиции на улице Ленина, 15 – это номер один. Номер два – здание бани. Отмечу дизайн кафе «Место в городе» и магазина «Колосок» на улице 50 лет Октября, ресторан «Эль Гарден».
— А самое важное, на мой взгляд, если дизайн атмосферных объектов будет отсылать нас к истории города…
— Любой стиль органично вырастает из объекта стилизации, то есть нашего города. У него есть история, мы из нее и должны расти – и графикой, и архитектурой.
Выставка
— Я знаю, что в Вашей личной истории скоро состоится интересное событие, поводом к которому стал юбилей, который Вы отметили в ноябре 2022 года. Расскажите об этом.
— Да, появилась идея показать кольчугинцам ретроспективу моих работ в графическом дизайне, архитектуре, проектировании малых объектов. И градостроительные концепции. Рисунки тоже, конечно, будут. Поделился идеей с Еленой Сергеевной Тумановой, она поддержала. Предположительно выставка состоится в двадцатых числах мая. Надеюсь, она вызовет позитивные эмоции у кольчугинцев, тем более, что половина выставки посвящена нашему городу.
— Ну, и традиционный вопрос нашего проекта: «О чем Вы думаете, когда смотрите из окна Вашего дома?»
— Я думаю: хорошо, что я живу в этом городе и хорошо, что есть возможность что-нибудь для него сделать…