Кто ответит за стихийные бедствия?

На прошедшей 29 мая районной планерке глава администрации А.Ю. Андрианов назвал стихийными бедствиями ситуации, периодически возникающие на контейнерных площадках. С наступлением лета «мусорная» тема всегда обостряется. Разбросанный на контейнерных площадках мусор уже не замаскировать снегом, а жаркая погода придает ему «прелести» в виде зловония. И сколько ни наводи порядок на дорогах, тротуарах и газонах, если среди всего этого будет стоять захламленная контейнерная площадка, вы запомните именно её.
Мы попробовали разобраться в ситуации и обратились к директору филиала «Владимирский» регионального оператора «Хартия» В.И. Доровских – в адрес именно этого предприятия часто слышны претензии и упреки. Ответ «Хартии» и размышления о развитии ситуации – в нашем материале.

Мы не можем сказать, что в городе в сфере сбора и вывоза мусора ничего не делается, тем более, что в прошлом году была благоустроена часть контейнерных площадок. И надо отметить, что на них порядка стало больше. Напомним, что теперь подбором мусора на площадках занимается «Строй-Сервис» (за эту уборку мы платим 57 копеек с квадратного метра жилья). Об этом мы подробно рассказали здесь.
Но почему же, спустя почти полгода после нововведений, мы до сих пор имеем захламленные площадки? Причем, речь идет, в основном, о крупногабаритном мусоре.
Руководитель управления и благоустройства Н.Н. Карнаухов, конечно, прежде всего отметил несознательность жителей – несут на площадку ветки, мусор после ремонта, которые не относятся к ТКО. К тому же он рассказал, что потребность в бункерах («лодочках») удовлетворена не на всех площадках, а региональный оператор «Хартия» не торопится устанавливать дополнительные «лодочки».
Мы обратились к директору филиала «Владимирский» регионального оператора «Хартия» В.И. Доровских, и он рассказал нам много интересного, при этом в подтверждение своих слов подготовил справку. Вот она:

«ООО «Хартия» представляет разъяснения о разграничении обязанностей ответственных лиц в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в части вопроса содержания мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством.

  1. Ответственность Управляющих компаний жилого фонда за содержание мест накопления ТКО:

Функции обслуживания мест (площадок) накопления ТКО, которые расположены на придомовой территории жилого фонда под управлением управляющих компаний, товариществ собственников жилья/недвижимости (УК, ТСЖ, ТСН), возлагаются на собственников помещений в многоквартирном доме или на уполномоченных ими лиц.
В соответствии с ч.1 ст. ЖК РФ собственники помещений в МКД принадлежит на праве общей собственности общее и имущество в МКД. Согласно с. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД.
Согласно ч. 16 ст. 161 ЖК РФ, Управляющие компании (ТСЖ, ТСН), являются организациями, которые несут ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и в пределах оказания данных услуг, которые обязаны обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно подпункту «д (2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утв. ПП N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Частью 8.1 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, с декабря 2019 года из тарифа на управление и содержание жилого помещения многоквартирного дома должны быть исключены расходы за услугу по транспортированию и размещению отходов (достоверные данные об исключении расходов за услугу у Регионального оператора отсутствуют), но расходы по содержанию общего имущества многоквартирных домов, в том числе благоустройство и обеспечение санитарного состояния мест общего пользования и придомовой территории в составе платы на управление и содержание жилого помещения многоквартирного дома остались.
Согласно пункту 11 (1) Правил 491, Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на управляющую организацию в отношении МКД возложена обязанность обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, обязанность лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая покупку оборудования, обслуживание контейнерных площадок, а также контроль за их состоянием, прямо предусмотрена законодательством РФ.
В нарушение указанных требований, Управляющие компании и иные лица, оказывающие услуги по управлению и содержанию жилого фонда не принимают участия в содержании мест (площадок) накопления, к которым закреплены многоквартирные дома. Контроль за состоянием мест (площадок) накопления ТКО, в том числе за складированием и вывозом отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, со стороны ответственных лиц отсутствует, что создает угрозу несанкционированного накопления отходов на контейнерных площадках.

  1. Ответственность ОМС за ведение реестров мест (площадок) накопление ТКО и установленный норматив накопления:

Органы местного самоуправления (ОМСУ) обязаны:
обеспечивать создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО (кроме случаев, когда эта обязанность лежит на других лицах);
осуществлять ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (Федерального закона N 89-ФЗ).
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Важно отметить, что согласно представленному реестру мест (площадок) накоплений, а также внесенным на основании данного реестра корректировок территориальной схемы Владимирской области от 31.03.2023 г. фактический объем вывоза ТКО региональным оператором ООО Хартия в соответствии с утвержденным графиком и установленным в соответствии с реестром на контейнерных площадках оборудования (без учета бестарного сбора, вывоза по заявкам, платного вывоза, вывоза несанкционированных отходов), значительно превышает нормативный к вывозу объем отходов даже в среднегодовом исчислении.

В связи с чем дополнительное увеличение числа установленного оборудования на КП без получения более точной информации об мусорообразователях (физических и юридических лиц) не целесообразно».

Итак, из справки получается, что:

  1. Управляющие компании должны и устанавливать контейнеры, и убираться на площадках – в составе нашей платы за управление и содержание жилого помещения многоквартирного дома расходы на это остались. Но по официальной информации, расходы за услугу по сбору и вывозу ТКО из тарифа «управляек» исключили полностью, и именно поэтому мы дополнительно оплачиваем 57 копеек с квадратного метра жилплощади, которые идут «Строй-Сервису».
  2. Контроль за складированием и вывозом отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, получается, тоже должны выполнять «управляйки» (или другие организации, которые управляют жилым фондом).
  3. А органы местного самоуправления должны вести учет (реестр) мест накопления, а также благоустраивать и ремонтировать площадки, которые находятся на балансе муниципалитета.
  4. Оказывается, норматив по мусору у нас не завышен (как всегда считалось), а занижен. И мусора «Хартия» вывозит намного больше, чем заложено по нормативу (см. таблицу).
  5. По поводу установки дополнительных «лодочек» В.И. Доровских разъяснил следующее. В тарифе регионального оператора учитываются затраты на замену оборудования в размере не более 1% от выручки. Изначально региональный оператор (РО) установил оборудование по всем объектам, которые на момент захода РО находились в территориальной схеме, что составило значительно большую сумму, чем было компенсировано тарифом. Теперь идут изменения и корректировки территориальной схемы исходя из данных, которые подают администрации. Очень часто эти корректировки значительно превышают нормативные объемы сбора и накопления. И РО просто не сможет оперативно и за свой счет установить оборудование везде, где собственник этого потребует.

Могут эти «лодочки» установить и управляющие компании, только захотят ли они раскошелиться?
В любом случае все зависит от корректировки территориальной схемы и актуальной информации о мусорообразователях. Если мы действительно стали вырабатывать больше мусора и администрация это докажет, то в довесок к новым «лодочкам» не получим ли мы и увеличение тарифа?
А может, дело не только в количестве «лодочек», а еще и в отсутствии контроля со стороны управляющих компаний (или других организаций, которые управляют жилым фондом)? Может, дело в отсутствии разъяснительной работы с населением, которое как тащило, так и тащит на контейнерную площадку отходы, не относящиеся к ТКО? И поэтому стихийные бедствия так и будут периодически возникать в наших дворах и на наших улицах…

Стихийное бедствие на улице Зернова, около Дворца культуры, было ликвидировано — надолго ли?

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии