По ту сторону театра

«Ну, Рыжов, сам себя переплюнул!» — пожалуй, это самый точный отклик об уровне спектаклей фестиваля «Чугиноколь-2023», произнесенный одним из зрителей. О времени, проведенном на фестивале, не пожалели ни те, кому довелось посмотреть один-два спектакля, ни те, кто практически прожил в ДК эти три дня.
К сожалению, зрительская оценка не учитывается членами жюри при раздаче дипломов. Но не только же за наградами приезжают на фестивали театральные коллективы! И зачастую высокая оценка зрителей – это главный багаж, с которым они возвращаются домой. Наши аплодисменты, эмоции, душевный отклик, наше желание говорить об увиденном спектакле – кто отменял эти критерии оценки работы режиссера и актеров?
«Публика дура», — гласит известная актерская поговорка. «Но её не обманешь», — гласит менее известное ее продолжение.
Это материал о том, каким настоящим может быть театр и какой обманчивой – наша реальность.

День первый

Взрослую программу первого дня открыл спектакль «Неуслышанные» театральной мастерской «Верю» из Набережных Челнов по произведению белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Со сцены прозвучали три пронзительные истории, в которых ужасы войны были показаны через призму женского восприятия. Что касается зрительского восприятия, то на образ изломанных войной женщин «работали» и ломаные линии сигнальных лент, расклеенных по сцене, и преобладание в спектакле красно-черного света. Забегая вперед, скажем что «Неуслышанные» остались неуслышанными и не получили ни одной награды фестиваля.

В первый же день состоялся интерактивный час с членами жюри «100 вопросов о театре» — мероприятие, которое традиционно включается в программу фестиваля. В составе жюри буквально накануне фестиваля произошла замена: по объективным причинам в Кольчугино не смог приехать С.Н. Коробков, поэтому место председателя было передано В.Г. Лаптеву (заслуженному работнику культуры РФ, народному артисту Эстонской ССР, артисту театра и кино, доценту ГИТИС). Также в жюри вошли актриса и режиссер из Москвы А.В. Анохина и театральный критик, историк театра В.Е. Пешкова.
Среди тем вопросов к членам жюри – их отношение к любительским театрам, к студийному движению, к выбору репертуара для подростковых студий.

Все члены жюри говорили о своем «честном человеческом интересе» к любительскому театру, о происходящих в нем живых процессах и необходимости каждого актера безгранично верить в театр и уметь вливаться в «общий темперамент» своего театрального коллектива. «Я считаю, что все спектакли должны быть во здравие. Свеча в конце тоннеля должна быть в самой наитрагической пьесе», — отметил Владимир Георгиевич, подчеркнув, что в театре должны воспитывать не артиста, а человека. А что касается репертуара, то, по мнению Алены Васильевны, никто сегодня не вынуждает театры ставить чернуху, брать произведения с нецензурной лексикой. Наоборот, есть запрос на человечность, на диалог со зрителем.
И диалог не заставил себя ждать – в вечерней программе фестивале был представлен спектакль, который никого не оставил равнодушным. Муромский Образцовый театральный коллектив «Прикосновение» в спектакле «Панночка (Вий)» рассказал известную мистическую историю, соединив воедино повесть Николая Гоголя, пьесу Нины Садур и советский фильм, снятый в 1967 году. Режиссер Анатолий Никитин очень умело собрал этот микс, наполнил его неповторимым украинским колоритом, украсил удивительными декорациями, спецэффектами и высоко поднял замечательной игрой молодых актеров, среди которых, конечно же, выделялся Илья Кузнецов, сыгравший Хому Брута. История, происходящая на сцене, не отпускала зрителя ни на секунду и по-настоящему пугала – нет, не сценами с нечистой силой, а глубиной смысла и мимолетностью фатального выбора человека между добром и злом, между тьмой и светом.

И самое главное – этот смысл был донесен до каждого зрителя, независимо от возраста. И зрители аплодировали стоя.
Интересно, что оценка жюри этого спектакля была очень сдержанной, на его разборе звучало и об актерских провалах, и об отсутствии смысла. Когда позже, на небольшом брифинге для СМИ прозвучал вопрос: имеет ли для жюри значение оценка спектакля зрителем, журналистам ответили: нет, члены жюри зрителя в себе выключают. И пояснили: мы, как профессионалы, должны смотреть на спектакль с точки зрения технологии, психологии и законов развития. «У режиссеров есть несколько приемов, которые безотказно раскачивают публику и на восторг, и на финальные аплодисменты, и на слезы, и на охи-ахи. Режиссеры все умеют. Задача режиссера – выжать из зрителя по максимуму. Коллективное бессознательное никто не отменял. А мы-то не зрители!» — сказала В.Е. Пешкова.
В этом году спектакль «Панночка (Вий)» завоевал высшие награды сразу двух Всероссийских фестивалей. Конечно, об этом не знал вставший на финальные аплодисменты зрительный зал, проявивший коллективную бессознательную симпатию к спектаклю. А симпатии жюри фестиваля «Чугиноколь» все-таки вылились в Диплом Лауреата II степени и Диплом «За лучшую мужскую роль» Илье Кузнецову.

День второй

Субботнее утро началось с Маяковского – подростковый театр-студия «Синтез» из Санкт-Петербурга показал спектакль «Маяковские. Инцидент» (режиссер Юлия Вакомина). Шесть замечательных девушек читали стихи поэта разных лет, пытаясь усилить поэтический нерв интонацией голоса, пластикой и, конечно, смелыми костюмами. Однако постоянно спотыкались на знаменитых «лесенках» Маяковского, теряли драгоценные рифмы поэта и при этом усиливали нервы сидящего рядом со мной кольчугинского поэта Игоря Кашина, знающего наизусть почти всего Маяковского и, кстати, придумавшего слово «Чугиноколь». Спектакль получил приз симпатий работников культуры и бесценные советы Кашина по улучшению работы с поэтическим материалом.

Днем кольчугинцы с огромным удовольствием посмотрели постановку Народного Театра Юного Актера «Дом» из Петушков. Режиссер Татьяна Викторовна Овчинникова в спектакле «Кому он нужен, этот Чехов?» ожидаемо порадовала выбором материала, умением работать с детьми, бережным отношением к художественному слову и потрясающими образами для персонажей. Дети подружились с Чеховым сами и подружили с Чеховым весь зрительный зал. Спектакль был удостоен Диплома Лауреата III степени и получил еще ряд специальных дипломов.

В вечерней программе второго дня был показан спектакль «По ту сторону смысла» Народного театра «Новая сцена» из Переславля-Залесского. Спектакль поставлен по мемуарной прозе советской актрисы и писательницы Тамары Петкевич. В центре истории, рассказанной со сцены, – судьба женщины, попавшей в горнило сталинских репрессий. Доносы, предательства близких, допросы и выбивание показаний – все тот же гоголевский выбор между добром и злом, между тьмой и светом, перед которым стоит человек, о каких бы временах ни шла речь. Талантливый режиссер Наталья Пантелеева нашла тот самый нерв, о котором упоминали члены жюри, а главная героиня в своих хрупких руках удержала его от первой до последней минуты спектакля. Да, неподготовленному зрителю, который пришел отдохнуть на вечерний спектакль, было не до отдыха. Но разве театр – это только отдых? И в чем еще искать смыслы, как не в таких вот спектаклях на неудобные, судя по всему, темы. «Есть нерв сегодняшнего дня в каждом спектакле, жизнь очень разнообразна, и каждый спектакль, кроме одного, в это попал», — так скажет в итоговой пресс-конференции член жюри В.Е. Пешкова. Спектакль «По ту сторону смысла» не попал ни в одну номинацию, ни в одну официальную награду фестиваля. Он был отмечен только зрительским призом от группы поклонников театра из города Владимир. Лично для меня именно этот спектакль и сделал этот фестиваль.

Да простит мне это режиссер Александр Рыжов, чей спектакль «Часы» получил Гран-При фестиваля «Чугиноколь». О нашем замечательном ТЮЗе и спектакле «Часы» Кольчугинские вести неоднократно и с большим восторгом писали. А вот что сказала об этом спектакле член жюри А.В. Анохина: «Для меня «Часы» — на грани шедевра. Произведение короткое, но очень емкое, многоуровневое, разноплановое, со смыслами и невероятной убедительностью. Это ювелирное искусство и невероятная задача, которую Александр Рыжов делает мастерски». Кроме Гран-При, приз профессиональных зрительских симпатий был вручен актрисе ТЮЗа Анне Павловой.

Специальные дипломы фестиваля были вручены Святославу Бердичевскому и Дмитрию Долгову, а также художнику по костюмам Анастасии Николаевой. Диплом «За лучший актерский ансамбль» получил спектакль «Тамбовская казначейша».

День третий

К сожалению, мы не можем рассказать обо всех спектаклях фестиваля, за что тоже извиняемся. Надеемся, их создатели остались довольны врученными специальными Дипломами.
Не вошел в лауреаты, но взял большое количество дипломов в разных номинациях спектакль «Яма» театра «Луч» из Ярославля по повести Александра Куприна. Историю падших женщин, собранных в доме терпимости, режиссер Наталия Баканова рассказала красиво, пронзительно, музыкально, с дымом и даже со снегом. Минимум реквизита, интересные световые решения и талантливые, отлично поющие молодые актеры – этим спектакль запомнится кольчугинскому зрителю. И пусть финал прозвучал не «во здравие», но жюри все равно оценило «остроту социального высказывания» создателей спектакля.

На торжественной церемонии закрытия все говорили о большой роли театра, студийного движения и подвижничества всех причастных к проведению фестиваля. В этом году благодарность прозвучала в адрес администрации Кольчугинского района, Владимирского областного центра народного творчества, завода «Электрокабель», предпринимателей М.Е. Яковлева, Е.В. Яковлева и генерального директора АО «Киржачская типография» Е. Федорова.
От имени руководства города и района подарки, Благодарственные письма членам жюри вручили глава города Олег Викторович Савельев и Марина Томасовна Беляева. Они посмотрели много спектаклей этого фестиваля и со сцены поделились своими впечатлениями, обратив внимание на сложную и порой неблагодарную работу жюри, направленную на профессиональный рост каждого участника фестиваля. Особые слова благодарности прозвучали зрителю, без которого и не было бы этого фестиваля.

Зрителю, которого, конечно же, можно раскачать – любовью и преданностью театру, смыслом, вложенным в спектакль, и смелостью, вложенной в душу…

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии