К 80-летию снятия блокады Ленинграда отдел кино и информации Дворца культуры подготовил программу «Январский гром». Именно так называлась операция по освобождению Ленинграда в январе 1944 года. Программа, наполненная кадрами документального и художественного кино, живой музыкой, стихами, была неоднократно продемонстрирована учащимся городских школ. Мы побывали на одном из показов и посмотрели, как отзываются на «Январский гром» сердца сегодняшней молодежи.
Великая Отечественная война. Ленинград. Блокада. Всё это дети проходят на уроках истории. Отвечают на вопросы по этой теме на самостоятельных работах, на ОГЭ и ЕГЭ. Запоминают даты, цифры, количество дней блокады, количество граммов блокадного хлебного пайка. В рамках школьного курса истории Великой Отечественной войны, конечно, не обходится без оценочных суждений об этой трагической странице в истории нашей Родины, но истинный эмоциональный отклик детского сердца виден как раз в зрительном зале, где в полумраке, вдали от учительских глаз, сидя в мягком кресле, можно погрузиться в происходящее на сцене, а можно — спокойно залипнуть в телефоне или поболтать с одноклассниками, не обращая внимания на выступающих артистов.
Вы скажете — многое зависит от качества подачи материала. Безусловно.
Позволю себе небольшое отступление. На одном из концертов на площади города 9 мая мы стояли с моей младшей дочерью, тогда еще школьницей, и с удовольствием хлопали и подпевали нашим артистам, исполняющим бравые песни военных лет. Настроение концерта было исключительно праздничное. И вот вышла на сцену Анастасия Вакуленко и запела «Балладу о матери» на стихи Андрея Дементьева. Ту самую, где «Алексей, Алешенька, сынок!..» И вдруг, где-то на середине песни, моя дочь уткнулась в меня и зарыдала. Маленькая девочка, не знающая ничего о материнских чувствах, поняла боль, переданную авторами песни и талантливой исполнительницей.
Уровень «Январского грома» был вот таким же. Помимо замечательных песен о войне, исполненных талантливыми солистами Александрой Трошиной и Кириллом Ероповым, помимо ярких выступлений коллективов «Эстель», «Фантазеры» и «Калейдоскоп», в программе показали кадры кинохроники, прочитали стихи Ольги Берггольц, рассказали о сражавшихся за Ленинград кольчугинцах А. Матвееве, В. Обиралове, В. Сперанском, о блокадном дневнике Тани Савичевой и даже о знаменитом коте Максиме – герое блокадного Ленинграда. И все – очень динамично, с красивым светом, проекцией фотографий, кадров из фильмов и даже анимационным боем.
А маленький фильм «Корочка хлеба» о жительнице блокадного Ленинграда Вере Николаевне как будто специально снят для детей – его героиня из обычной старенькой женщины с помощью анимации перевоплощается в маленькую девочку. Зрителя переносят в нарисованный блокадный Ленинград, а за кадром детский голос рассказывает о голоде и потере близких… Казалось бы, вот это точно должно отозваться во всех сердцах юных зрителей – нет, не громом, конечно, но хотя бы вздохом или всхлипом. Увы. Крика тишины в зале нет.
Обо всем этом надо серьезно задуматься нам, взрослым. Родителям, учителям. А не только работникам Дворца культуры, которые делают хорошие программы, ходят по школам, приглашают учащихся, а потом хватаются за сердце, когда наши с вами дети, сидя на первых рядах, откровенно беснуются во время исполнения песни «Журавли» или рассказа блокадницы об умершей от голода маме…
«Мы видели, как ведут себя дети на наших кинопоказах о блокаде и войне. Многие из них вообще не понимают, о чем речь. Это не говорит о том, что у нас плохие дети. Это говорит о том, что у нас много работы – в том числе и по поиску тех эмоциональных точек, о которых не рассказывать нельзя. Так и возникла идея этой программы», — рассказывает Наталья Середа, автор сценария, руководитель отдела кино и информации дворца культуры. «Очень хорошо, что на наше предложение откликнулись солисты Александра Трошина и Кирилл Еропов – у них был совместный вокальный проект в «Музее Победы», в репертуаре накопилось много патриотических песен. Но эта программа – особенная. Мы видим, как сложно ребятам эмоционально, ведь каждый раз они пропускают через себя эту тему, а состоялось уже пять показов», — добавляет Ирина Трошина.
А Любовь Константиновна Гращенко подчеркивает: в системе образования тоже понимают, что без таких мероприятий нельзя, и некоторые школы уже дважды приходили на эту программу, охватив и среднее звено, и старшеклассников.
«Дети реагируют по-разному, есть те, кто абсолютно равнодушен, а есть те, кто плачет и не отрывает глаз от сцены. Да, сразу ожидать большого эмоционального отклика от них не приходится, но мы можем хотя бы понемногу вкладывать в их головы какие-то важные вещи, показывать, что наши мероприятия – это не всегда только развлечения и отдых», — говорят работники ДК.
Остается только выразить благодарность отделу кино и информации, творческим коллективам и солистам Дворца культуры, ЦВР, ДШИ, актерам Ассоциации Кольчугинских театров за то, что эхо «Январского грома» все-таки звучало в Кольчугине. И – будем надеяться – все-таки отозвалось в чьих-то сердцах…
Фото: Ирина Трошина, Елена Фролова