20 февраля в большом зале администрации состоялось заседание Координационного совета по вопросам межнациональных отношений. Это очень сложная сфера, требующая особого подхода. С одной стороны, нас учат толерантно относиться к представителям других национальностей, а с другой стороны, эти представители порой не проявляют уважения к нашей культуре и нашему народу. Но есть еще и третья сторона – работодатели, которым очень выгодно использовать трудовых мигрантов. И здесь уже приходится говорить не о межнациональных отношениях, а о соблюдении законов Российской Федерации…
Заместитель главы администрации по социальным вопросам Е.А. Семёнова представила главу делегации, прибывшей из Владимира, – заместителя министра внутренней политики Владимирской области, начальника отдела по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями Е.В. Анисимову. В свою очередь, Елена Владимировна представила членов Совета по межнациональным отношениям при губернаторе Владимирской области, прибывших в составе делегации: консультанта по межнациональным отношениям О.А. Принцеву, председателя финно-угорской организации В.В. Сызганова, руководителя регионального объединения «Союз армян России» С.А. Яжана, Малика Сабир оглы Алмамедова, возглавляющего азербайджанскую областную диаспору, представителя УМВД России по Владимирской области, заместителя руководителя центра противодействия экстремизму и терроризму О.В. Кузьменко.
Вопросы регистрации
Один из важных вопросов межнациональных отношений – учет иностранных граждан. Е.А. Семенова рассказала, что отделу полиции Кольчугинского района было рекомендовано направить в администрации сельских поселений и района списки с адресами, по которым зарегистрированы иностранные граждане, чтобы провести проверку жилых помещений на их пригодность к проживанию: «Потому что была такая проблема: есть адрес, где дома фактически нет уже, а жители зарегистрированы». По её словам, некоторые уже были выписаны. Руководитель миграционной службы М.В. Солдатов подтвердил, что дома не пригодны для проживания: отсутствуют окна, двери, печное отопление: «Иностранные граждане, которые были зарегистрированы по этим адресам, были сняты с регистрационного учёта».
Руководителю отдела ЗАГС С.В. Макаровой был поручен мониторинг динамики регистрации актов гражданского состояния с участием иностранных граждан (ИГ) в Кольчугинском районе. Светлана Владимировна рассказала, что проводятся беседы с теми, кто хочет заключить брак с ИГ, о последствиях, если брак окажется фиктивным. В прошлом году зарегистрировано 445 браков, это количество внушает подозрение. «Женщины таким образом зарабатывают деньги, а у иностранного гражданина появляются определённые преференции в связи с «узаканиванием», скажем так, своего пребывания на территории РФ», — отметила Е.В. Анисимова, предлагая организовать каким-то образом работу с такими женщинами, беседовать с ними, разъяснять негативные последствия заключения фиктивного брака.
Трудовые мигранты
«Министерство уже шесть лет проводит социологические опросы на территории всех муниципальных образований. У нас ситуация более-менее нормальная, граждане ко всем национальностям толерантны. Единственный вопрос, на который из года в год все одинаково отвечают, 25% населения не хочет здесь видеть трудовых мигрантов. Не из-за того, что они занимают их рабочие места, а из-за того, что в них они видят риски дестабилизации ситуации на территории региона. Потому что они считают, что от мигрантов идёт угроза. Угроза какая? Эти ребята приезжают, не понимая наших традиций, они начинают себя вести здесь так, как у нас не принято. И это не нравится коренному населению. Почему у нас идут жалобы сейчас? Жалобы на органы местного самоуправления, на то, что они ничего не делают, «развели здесь, я не знаю, иностранных граждан, которые и на наших детских площадках говорят на своём языке, на русском никто не говорит, ведут себя так, как у нас не принято, молодёжь вообще там, к девчонкам нашим подходят». Понимаете, это риски возникновения конфликтов, а дальше эта ситуация будет только усугубляться», — обрисовала ситуацию Елена Владимировна.
Вспомнила она и события в Якутии: «Когда там массовые акции протеста местного населения были против трудовых мигрантов, глава региона принял непопулярное решение вообще не пускать туда трудовых мигрантов». При этом Елена Владимировна отметила происходящее ужесточение миграционной политики. По её словам, и в прошлом году вышли новеллы в миграционном законодательстве, и в текущем уже.
Вместе с тем работа по учету иностранных граждан, по ее мнению, до сих пор не организована должным образом: «Регистрируются по месту пребывания, встают на миграционный учёт, но их там нет нигде. Где они? Никто не знает, МВД не знает, органы местного самоуправления не знают. А как с ними проводить работу по адаптации? Мы поначалу думали, что они сами не хотят ничего, оказывается, нет. Опросы говорят, что они «и русский хотели бы подучить, и историю России узнать. А кто нам расскажет? Работодателю это не надо. А больше мы ни с кем не общаемся». Сейчас выделяются на федеральном уровне деньги на эту работу. Готовы люди приезжать и с этими людьми общаться, разговаривать, рассказывать им законодательство. А мы не понимаем, где у нас эти люди. Часть работодателей их вообще скрывают, не показывают, им выгоднее использовать этих людей втёмную. Сколько у нас было дел, когда эти люди без договоров работают, потом работодатель их рассчитывает без зарплаты. Ни денег, ничего нет, и человек идёт на преступление».
Трудности учета
Члены совета долго разбирались с цифрами. Путаница возникает из-за того, что человек может приходить до 12 раз в год за патентом, в результате в цифрах вместо одного ИГ учитывается 12. Поэтому рассматривать надо только первичный учёт, а там цифры значительно ниже. Но даже и в них проявилось некое расхождение. Опять же, трудовые мигранты часто приезжают на заработки в весенне-летний сезон, затем их количество уменьшается. А вот сказать, сколько всего ИГ уже получили гражданство РФ, никто не может: ни миграционная служба, ни отдел ЗАГС.
М.В. Солдатов пояснил: по тем, кто законно здесь находится, у них есть информация об их регистрации или месте пребывания. «Конечно, какой-то процент у нас всплывает незаконно находящихся», — отметил он.
Елена Владимировна обратила внимание собравшихся на тот факт, что множество новелл в миграционном законодательстве не знакомо как ИГ, так и представителям диаспор, главам сельских поселений. То есть, необходимо проводить ознакомительную работу со всеми заинтересованными лицами, чтобы не получалось потом, что из-за незнания закона мигрант совершал правонарушение, его выдворяли из страны, а работодатель получал штраф.
«Мне очень понравилась практика работы в Вязниковском районе, понятно, что там миграционная нагрузка в разы меньше, и, тем не менее, это единственный район, который показал, что у них сколько фактически зарегистрировано, столько и проживает. Глава каждого поселения знает все семьи иностранных граждан, проживающие на территории района», — сказала Елена Владимировна. Глава администрации А.Ю. Андрианов вступился за кольчугинских глав сельских администраций: «У нас все главы сельских поселений знают проживающих лиц у себя в поселениях. И знают тех, кто зарегистрирован, но не проживает. У нас вся эта информация выверена даже в рамках ежегодных избирательных циклов. Сейчас вот любому главе задай вопрос, сколько у тебя проживает узбеков, таджиков, армян, они на эти вопросы все чётко ответят, особенно, по тем, кто действительно проживает».
Иностранные граждане и закон
Михаил Викторович доложил по количеству оформленных протоколов и заведённых дел: «Административная практика говорит о том, что либо мы плохо работаем, либо иностранные граждане у нас достаточно законопослушные. За прошлый год было составлено 123 протокола о привлечении к административной ответственности иностранных граждан, 11 человек привлекали за нарушение пребывания, четырёх из них выдворили за пределы территории РФ, 20 протоколов было составлено при нарушении трудовой деятельности, из них 10 – непосредственно на работников и 10 — на работодателей. Составлено 32 протокола (достаточно большая цифра) на принимающую сторону, то есть на тех, к кому ИГ приезжали, заселялись, жили у них, а принимающая сторона не уведомляла отделение по вопросам миграции, что у них в помещении проживают иностранные граждане. Уголовных дел за прошлый год было возбуждено 26, в этом году пока ни одного. К административной ответственности за январь текущего года привлекли 14 человек, выдворили троих. У нас политика такая идёт – ужесточение контроля за пребыванием иностранных граждан».
Елена Владимировна попыталась узнать численность иностранных граждан, которые приходят на пятничную молитву, но, как верно было замечено, в мечети никто не спрашивает паспорт, поэтому, понять, кто перед тобой: иностранный гражданин или гражданин РФ с миграционным прошлым, невозможно.
Мнение представителей диаспор
Магометхан Мусулаевич Худатбеков, проживающий в Кольчугине почти двадцать лет, рассказал про своих детей, точнее? про дочку, ученицу 3-го класса школы №1: «Когда моя супруга рассказа мне, что наша дочь получила «5» по русскому языку, я очень обрадовался. Этот пример я рассказываю в нашей общине. Мы объясняем, что, если вы так или иначе связали свою судьбу с этим городом, ребята, вам необходимо изучать русский язык, культуру. Вашим же детям будет легче жить. Администрация готова помогать с курсами русского языка». Магометхан Мусулаевич рассмотрел классическую ситуацию: муж уезжает в Москву или Подмосковье на заработки, и мама, которая толком по-русски не говорит, общается с детьми на родном языке. И изложил мысль, что неплохо бы в каком-то большом помещении собрать максимально больше людей, где можно было бы до них донести и правила поведения, и необходимость изучения языка, и те самые новеллы из миграционного законодательства.
Камо Михайлович Гаспарян с сожалением отметил плохое поведение приезжей молодёжи: «Молодёжь себя ведёт очень хре-но-во. Наглеют, особенно в двух точках: парк Алексеева и Белая Речка. Серьёзные инциденты были. Взорвётся, поверьте, и мало тогда не покажется. Неделю назад пришли два парня, рассказали такое, что говорить не хочется, мы пока этот инцидент проверяем. У молодёжи абсолютное непонимание, всё идёт к тому, что стычки будут, если меры не принимать сейчас». Елена Владимировна согласилась, что работу проводить надо, и не только с иностранными гражданами, но и с теми, кто уже получил гражданство, но истинным гражданином ещё не стал. Также она отметила, что в случае каких-либо инцидентов необходимо предупреждать органы местного самоуправления. И в обязательном порядке доводить до работодателей, скрывающих иностранных граждан, какие риски они из-за этого несут.
О.В. Кузьменко отметил, что ситуация в Кольчугине не такая страшная, как, допустим, а Александрове: «Так что можете за Кольчугино не переживать».
Об отношении к языку
О результатах работы в сфере реализации государственной национальной политики РФ за 2023 год доложила Е.А. Семёнова. По её словам, очень пристальное внимание уделяется образовательному процессу. На данный момент в кольчугинских школах обучается 640 детей-инофонов: «Мы посмотрели, кто эти дети. В основном, таджики – 543 человека, узбеки – 23 ребёнка, армяне – 18 человек и других национальностей ещё 56 человек. Гражданство из 640 получили 492 человека. В основном, эти дети обучаются в школах №5, 6, 2, в каждой из них от 15 до 24% детей-инофонов. В сельских школах от 6 до 38%». Также Елена Анатольевна отметила, что на базе школ готовы помогать с изучением русского языка, но «почему-то семьи не откликаются на это». В целом, по ее словам, работа в этом направлении ведётся довольно масштабная. Проводится множество различных мероприятий — творческих, спортивных, с привлечением детей-инофонов, а также их родителей. Елена Анатольевна сделала акцент на необходимость привлекать мамочек: «Они, как правило, находятся дома, никуда не выходят, продолжают дома говорить на родном языке и не социализируются. У нас масса мероприятий, куда мы их приглашаем, но, к сожалению, родители не активно принимают в них участие».
Руководитель управления образования Е.Ю. Прокофьева сообщила о различных проблемах, связанных с иностранными гражданами: «У нас последний год очень много прибывает семей, которые быстро получают гражданство РФ, становятся российскими гражданами, но дети не знают русский язык — это и второй, и даже восьмой классы. Вторая сложность в том, что они оформляют детей, когда им заблагорассудится, в течение учебного года. В какой класс мы их определим? Потом они могут уезжать, отсутствовать пару месяцев, личное дело могут забрать, могут не забрать. Потом приезжают опять и начинают скандалить: «Берите нас туда, откуда мы уехали». И это несмотря на то, что за эти 2-3 месяца к нам прибыли другие дети, их же соотечественники». Елена Юрьевна отметила ещё одну проблему со слов неназванного собеседника: «Семьи хотят сохранить свой язык, поэтому в семьях мы говорили и будем говорить на родном языке». Е.В. Анисимова высказала мнение по этому поводу: «Не хотят дети говорить – оставляйте семью в Таджикистане. Приезжайте, работайте. Но раз вы сюда семью привезли, вы должны жить здесь по нашим нормам, по российским нормам. А в Таджикистане, пожалуйста, живите по своим нормам. Я каждый год отдыхаю в Дагестане, и я понимаю, как себя вести, чтобы не оскорблять людей своим видом или поведением. А они приезжают из Таджикистана и позволяют себя так себя вести. Значит, надо жёсткие нормы принимать. А по-другому как? Мы что тут должны конфликты разгребать?».
В завершение заседания представитель ОМВД России по Кольчугинскому району В.В. Петерш обратился с просьбой к главам диаспор и сельских поселений сообщать обо всех инцидентах: «Конфликт межнациональный надо заранее тушить, разгорится – не потушим».