Права потребителей и искусственный интеллект

Потребительское движение ежегодно 15 марта отмечает Всемирный день прав потребителей, чтобы привлечь внимание всего мира к правам и потребностям потребителей. Международная организация потребителей (Consumers International) объявила тему Всемирного дня прав потребителей 2024 года — «Fair and responsible Al for consumers» «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». Какие последствия для безопасности потребителей может иметь применение искусственного интеллекта, рассказали специалисты территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Юрьев-Польском и Кольчугинском районах.

Искусственным интеллектом (ИИ) сейчас принято называть все, что способно решать задачи на уровне, близком к человеческому, а иногда лучше и быстрее. Например, системы безопасности в метро и аэропортах находят людей в толпе, а автоматические переводчики преобразуют большие смысловые блоки, учитывая контекст, что позволяет читать статьи, например, на китайском или арабском, не зная языка.
Искусственный интеллект добрался до наших домов. Появились телевизоры, чайники, выключатели и другие домашние девайсы, управляемые через голосового помощника, а умные колонки с домашними ассистентами, такими, как Алиса и Маруся, могут отвечать на вопросы и управлять другими умными устройствами в доме.
Искусственный интеллект становится неотъемлемой частью цифрового мира, проникая во многие сферы жизни людей. Алгоритмы искусственного интеллекта активно используются в медицинской диагностике различных заболеваний, что позволяет врачу поставить более точный диагноз, а также, совместно с роботами, выполнить сложные хирургические операции. В энергетике и промышленности ИИ используется для снижения уровня потребляемой энергии и создания новых материалов с уникальными характеристиками. Банки используют ИИ для одобрения кредитов и оценки кредитоспособности заемщика, а розничные компании применяют его для более точечных рекламных компаний и предложений для своих клиентов. В юриспруденции ИИ создает алгоритмы быстрого поиска нужных судебных решений.
Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта). При этом в настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен.
В рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» и Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 гг. разработан кодекс этики искусственного интеллекта, устанавливающий общие этические принципы и стандарты поведения в этой области. Проект Международного Закона об искусственном интеллекте» закона (ЕС, World Economic Forum 2024) будет рассматриваться в текущем году в рамках программы ООН «Справедливый и ответственный ИИ для потребителей». Законом предусмотрено введение системы классификации, определяющей уровень риска, который ИИ может представлять для здоровья, безопасности и основных прав человека (система включает четыре уровня риска: неприемлемый, высокий, ограниченный и минимальный).
Следует отметить, что защита прав потребителей во времена ИИ имеет свои особенности и требует дополнительной внимательности. Прозрачность и понятность алгоритмов ИИ, конфиденциальность данных потребителей и ответственность за негативные последствия — это три ключевых приоритета, которые должны быть учтены при разработке законодательства и правил, регулирующих использование ИИ в сфере защиты прав потребителей. Только тогда потребители могут быть уверены, что их права будут надлежащим образом защищены в цифровой эпохе.

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии