Сегодня в России отмечают День ветерана органов внутренних дел и внутренних войск. О своей службе в органах милиции, о буднях участкового нам рассказал ветеран ОВД, майор милиции в отставке Федор Иванович Бухин.
— Фёдор Иванович, расскажите о начале Вашей службы в органах внутренних дел.
— 19 июня 1962 года я был призван в ряды Советской армии. Вернувшись с армейской службы, пошел выправлять паспорт, а его не выдают, говорят: «Вас начальник милиции вызывает». Захожу я к начальнику и говорю: «В чем дело? Мне паспорт не выдают!» А он отвечает: «Садитесь». Стал уговаривать меня поступить на службу в милицию, рассказал об имеющихся льготах для сотрудников. Одним из важных факторов стало решение жилищного вопроса: когда я уходил в армию, меня провожала девушка, в будущем супруга. Приехал, а родители говорят: вот ждала она тебя три с лишним года, теперь женись. А где жить? В деревне — негде, семья большая. Обдумав предложение начальника ОВД, я принял решение о поступлении на службу и не прогадал.
Устроился в милицию в подразделение Госавтоинспекции. В ГАИ я отработал 12 с половиной лет в звании старшего лейтенанта. Далее был переведен на должность старшего участкового. За мной были закреплены участки в сельской местности по Владимирскому направлению (Дубки, Павловка, Текстильщик и Новобусино). В службе участковых уполномоченных милиции я отслужил 25 лет. В отставку ушел 9 августа в звании майора. По результатам работы за 6 месяцев был на первом месте по раскрытию преступлений. В общей сложности мой милицейский стаж составил 32 года. Расскажу вам, что служба в ОВД — дело непростое и очень ответственное. Приходилось ходить ночью из Новобусина пешком, из Бавлен зимой в хромовых сапожках по сугробам…
— Чем запомнилась служба в должности участкового?
— На службе у меня был напарник – Анатолий Смекалов. По долгу службы приходилось работать «в одном лице», мы с ним вдвоем — и эксперты, и следователи, и оперативные работники, и участковые. Так и раскрывали преступления, в основном, мы сами. Вот так за высокие показания в раскрываемости преступлений я получил звание «Заслуженный участковый инспектор».
— Помните ли Вы свое первое раскрытое преступление?
— О первом раскрытом деле сказать затрудняюсь, но первое задержание убийцы помню.
— Расскажете?
— Конечно! Это был где-то 1967 год. После обеда поступило сообщение, что ранили лейтенанта милиции Геннадия Ивановича Яновского. Незамедлительно на место происшествия выехала оперативная группа, которую возглавлял начальник уголовного розыска капитан милиции Иван Яковлевич Логинов. Сделав два предупредительных выстрела, Логинов потребовал остановится и сдать оружие, но капитан не ожидал, что преступник резко развернется в его сторону и выстрелом из оружья смертельно ранит милиционера. Преступник его застрелил. Потом, следом мы выехали туда группой, приезжаем, а там убитый капитан Логинов. Через три дня я нашел преступника в Беречино в магазине под лавкой, когда светил фонариком.
— Какие яркие моменты службы в ОВД вспоминаете?
— Яркие моменты – это удовольствие от проделанной работы, если вот выехал на преступление (раньше, в основном, один ездил), раскрыл его, вот это удовольствие. Иду от деревни к деревне, по тропке, иду лесом и радуюсь, что я выполнил свою работу.
— Какие качества участкового, по Вашему мнению, наиболее важны в работе?
— Участковый должен быть, прежде всего, человечным, уважать человека, особенно, пожилого, ведь без людей на селе участковый — никто. Вот представьте: мой участок находится за 25 километров, что я могу видеть отсюда? Я ничего не вижу. А кто мне поможет? Конечно, жители моего участка. Их помощь — уже большой шаг к раскрытию преступлений и правонарушений разного рода. Вот иду я по деревне, вижу — бабушка несет ведро воды, я помогу ей ведро до дома донести, а она «по дороге» мне расскажет все, что произошло в деревне за ночь. Вот тебе и профилактика.
— Как родные относились к Вашей службе?
— На должности участкового уполномоченного приходилось работать и днем, и вечером, и ночью. Иногда иду домой в 2-3 ночи, а супруга не спит, плачет, переживает за меня. Это сейчас телефоны есть, а раньше не было. Дети тоже переживали, ждали отца со службы. А потом как-то встало все это на свои места, родные привыкли и с пониманием относились к моей службе. По нашей просьбе начальник милиции собрал наших жен и объяснил им специфику нашей службы, чтобы они не переживали, а дежурным было вменено звонить женам после 24.00, если мы задерживались.
— Что бы Вы хотели пожелать новому поколению полицейских?
— Новому поколению я бы пожелал человечности и культуры, что очень важно в нашей службе.