Год семьи шагает по России, и сегодня — обещанная публикация о семье, которую вполне можно назвать легендарной. И не только потому, что оба супруга лишь немного младше города. И не только потому, что оба – ветераны труда, внесшие большой вклад в развитие кольчугинской культуры и спорта. А больше потому, что эта семья отличается безграничной любовью к жизни и людям… Да и знакомы они очень многим кольчугинцам. Валентина Николаевна и Станислав Васильевич Охапкины.
У главы семьи недавно были большие проблемы со здоровьем, сейчас Станислав Васильевич восстанавливается. Давайте вместе пожелаем этой семье стойко преодолеть очередной сложный период в их жизни!
Рядом посидеть и поговорить
Договариваясь об интервью, я знала, что Валентина Николаевна недавно лежала в больнице – были проблемы с ногой. «Сможете принять меня?» — спросила у нее. И услышала в ответ ласковое и убедительное «обязательно приходи, мой слатенький».
…Раннее утро. Звоню в домофон и поднимаюсь по только что намытой лестнице, удивляясь, какая трудолюбивая в этом доме уборщица. Оказывается, трудолюбивая в этом доме Валентина Николаевна Охапкина – это она намыла лестницу. А еще и уложила волосы, подкрасила губы и приоделась: ну как же, из газеты же придут! Планы по прическе были гораздо более грандиозные, накануне Валентина Николаевна отправилась в парикмахерскую, что находится неподалеку от дома, но там ей стало плохо, упало давление, пришлось вызвать скорую. «Девочки по сотовому вызвали дедушку, он за мной пришел», — рассказывает она. И заодно пускается в воспоминания о тяжелом пребывании в больнице. «Дедушка» тем временем привычно привозит к дивану столик на колесах с чаем и конфетками и садится поодаль, уткнувшись в смартфон. «Деда плохо слышит, — кивает на супруга Валентина Николаевна. – А я очень поговорить люблю, и людей люблю». Ей и в больнице было плохо не столько от боли и неудобства, сколько от отсутствия собеседников. И поэтому переезд домой стал настоящим спасением: муж обеспечил нужный уход, в аптеку и магазин ходил, вкусненькое готовил. А главное – спасал словом.
«Мы ведь с детства приучены в семье, что постоянно все дела свои обсуждали, планы, я привыкла к такой жизни. Я иной раз скажу: «Деда, ну сядь, посиди со мной. Что нам, старикам, осталось? Рядом посидеть и поговорить…» — вздыхает Валентина Николаевна.
Воспоминания
В этой семье Валентина Николаевна отличается особой тягой к воспоминаниям – о родственниках, знакомых, о каких-то событиях или о том, как кому-то помогла. Чужое горе она привыкла принимать очень близко к сердцу и всегда старалась помочь – через влиятельных людей, которых «со слёзами просила о помощи». И люди, в большинстве своем, не отказывали. За такую длинную жизнь накопилось очень много воспоминаний – и светлых, и горьких.
Вот, например, она вспоминает, как 48 лет назад они создали свою семью. У обоих за плечами были разводы. Поскольку в первом браке Валентина Николаевна «жила как в плену, под Гитлером, десять лет ножей и топоров», встретив непьющего и некурящего, а главное, разведенного тренера Охапкина, поняла, что сможет найти счастье с этим человеком. Но было одно обстоятельство – на руках у Валентины Николаевны была мама Неонила Романовна, у которой ампутировали ногу и которой требовался постоянный уход. Решающее слово было за мамой. На первом знакомстве попили чая, поговорили, поиграли в лото, и мудрая мама одобрила выбор: «Доченька, видишь — он не курит и не пьет. Буду умирать спокойно, зная, что ты небитая будешь».
Когда расписались, супруги стали жить в однокомнатной квартире вместе с больной мамой. «Отношения с тещей были очень хорошие, — говорит Станислав Васильевич, – она незаметной по жизни была и очень доброй».
Уникальное фото: Станислав Васильевич с баяном. «Левую сторону совсем не понимал, а вот правой любую мелодию мог подобрать», — говорит он.
А рядом тоже редкий кадр: Валентина Николаевна отдыхает на мостике. Это действительно редкая минута, учитывая, что вся жизнь нашей героини состоит из трудов и забот.
После смерти Неонилы Романовны Охапкины не долго жили одни — пришлось забрать из Юрьев-Польского 86-летнюю маму Станислава Васильевича. А для этого осуществили размен и въехали в двухкомнатную квартиру на улице 50 лет СССР, в ту самую, где живут по сей день. Мама дожила до 90 лет, сын и сноха обеспечили ей достойный уход.
Вдвоем всегда лучше!
«С чего начинается ваш день?» – спрашиваю я. Валентина Николаевна отвечает: «Я всегда встаю поранше, где-то в пять, если здоровье позволяет. Вот сегодня встала в шесть, себя прихорошила. А так – начинаю утром убираться, полы намою. Деда ругает: бабушка, тебя мотает, а ты полы моешь. А я ему: «Ну, дедушка, я в своем доме жила, привыкла, здесь воды много! Пускай будет хорошо!»
Приготовлением еды занимается Станислав Васильевич, его потрясающий борщ отведывали многие гости этого дома. Вообще, Охапкины очень хлебосольные. Вот и сейчас Станислав Васильевич соблазняет меня «окрошечкой». Даже слово это он произносит очень вкусно. Если бы не раннее утро, не удержалась бы, честное слово. Но, оказывается, в арсенале главы семьи есть еще какая-то невероятная творожная запеканка, которую он готовит в духовке. А еще плов, соляночка: «Мясо порежу, немножечко прожарю, добавлю квашеную капусту и на слабом огне томлю в гусятнице…» «Кто вас научил готовить?» — спрашиваю у шеф-повара, сглатывая слюну. «Я! – Быстро реагирует Валентина Николаевна, а потом добавляет: — ну, и интернет еще». Она вспоминает, что первые годы совместной жизни муж не готовил, поскольку был очень занят на работе, и Валентина Николаевна всегда готовила и подавала кушать. Зато Станислав Васильевич, параллельно с основной работой, освоил плотницкое дело и собственноручно построил две дачи. И стал отлично разбираться в топорах, теперь он знает, что самый лучший для протесывания кругляка «кондратовский» топор особой закалки.
«Я много лет за ним как за Ангелом», — признается Валентина Николаевна. Но и она сама в ответ всегда старалась для мужа: заботилась, готовила, обновляла ему гардероб. Жизнь многократно убеждала: вдвоем всегда лучше справляться с трудностями и невзгодами.
«Наверняка, за 48 лет совместной жизни у вас все было, в том числе и ссоры. Как выходили из таких ситуаций? Кто первый просит прощения?» — спрашиваю супругов. «Конечно, я. Никогда не сердилась, как некоторые, по месяцу. Подхожу и спрашиваю: дедушка, а завтра чего мы будем делать? Или о чем-то другом…» — делится Валентина Николаевна. И советует: каким бы ни был у человека «взрывчатый» характер, надо следить за своими словами – когда сказать и что сказать. А то и вообще помолчать.
Я поставлю свечу…
И все-таки избежать взрывчатости и эмоциональности в этой семье не получается – оба супруга — творческие личности. «Я его втянула в «Рябинушку», — с гордостью констатирует Валентина Николаевна. Станислав Васильевич сразу подключается к разговору и вспоминает, что играл в спектаклях и в родном Юрьев-Польском, и в Краснотурьинске, где работал после учебы. А еще он увлекался киносъемкой: работая в техникуме, снимал кинофильмы, даже учился во Владимире на курсах у режиссеров и операторов Московского института культуры. И с «Рябинушкой» стал ездить, чтобы вести съемку концертов. Как-то раз он услышал, как одна из участниц ансамбля исполняла стихотворение на концерте: вроде все правильно, как отличница, но не пропустила через душу… И он решил попробовать сам прочитать. Ему понравилось. Станислав Васильевич принял участие в конкурсе чтецов и занял призовое место. Это его вдохновило. Потом поступило приглашение от Александра Рыжова попробоваться в спектакле. Дебют удался, но первое время новоиспеченный актер чувствовал себя на сцене зажато, и только спустя время раскрепостился полностью. И с тех пор с чтецким искусством он уже не расставался. Сегодня у него огромная кипа грамот и дипломов с разных чтецких фестивалей. «Читает он отлично, а вот петь – никак, слуха нет», — говорит Валентина Николаевна. А ее саму в городе, конечно, знают и любят именно за песни. За подвижничество и огромный организаторский талант, позволившие за 37 лет много сделать для ансамбля «Рябинушка»: приобретение костюмов, микрофонов, инструмента, поиски спонсоров для оплаты баяниста… Наверное, все запомнили выход Охапкиных на сцену в День работника культуры в марте этого года – они были отмечены призом симпатий заведующей отделом культуры Марины Томасовны Беляевой.
Валентина Николаевна без музыкального сопровождения запела тогда песню «Я поставлю свечу» — весь зал встал и слушал стоя. Кто-то не мог сдержать слез от искренних чувств исполнительницы, переданных в песне:
«Я поставлю свечу за здоровье России
И в переднем углу от души помолюсь…»
В ее спальне есть такой передний угол, в нем собрано много икон, горит лампадка… А самое главное – звучит молитва. За Россию, за родных, за знакомых и мало знакомых людей.
А вот в зале, на стенах, на полках шкафов собраны фотографии земной жизни, запечатлевшие не только моменты творчества супругов, но и свидетельствующие о личном общении Валентины Николаевны с руководителями района и области. Не хватает, пожалуй, только фотографии с президентом России, но кто знает, куда может добраться эта удивительная женщина. По крайней мере, сейчас она планирует встречу с губернатором Авдеевым. «Мне есть что ему рассказать», — загадочно говорит Валентина Николаевна.
За все тебя благодарю…
«Золотой человек» — так Валентина Николаевна называет тех, кто когда-то помог и им с мужем, и тем людям, за которых она просила. В памяти этой семьи остаются только «золотые люди», а тех, кто обижал и ранил, Охапкины стараются не вспоминать. И всегда благодарят Бога – за то, что дал сил и здоровья еще на один прожитый год, месяц, день… Еще на одну песню и еще одно стихотворение.
А самая главная благодарность — за то, что и жизнь, и творчество они всё еще делят на двоих…