Уже в коридоре этой квартиры становится понятно: здесь живут не только потрясающие Мастера, но и их Творчество – на правах полноценного, любимого члена семьи. Квартира Тарасовых – это и мастерская, и выставочное пространство, и уютное гнездышко для двух любящих людей, сумевших за долгие годы совместной жизни не потерять интерес друг к другу.
О том, как в руках Мастеров оживает дерево, а атласные ленточки превращаются в живые цветы, читайте в нашем материале.
«О, Боже, где я?!» – такой реакции стоит ждать от каждого, кто переступит порог квартиры Тарасовых. Отдельные предметы интерьера, конечно, намекают, что здесь живут люди, но все увиденное больше похоже на сказочные декорации или музейную экспозицию. Резные украшения на дверях, арках и вокруг зеркал, резные полки, стулья, посуда…
И на всех стенах – потрясающие картины из атласных ленточек с цветочными сюжетами. А посреди комнаты (чтобы уж окончательно лишить дара речи любого гостя) стоят три вырезанных из дерева человека: бродяга-дедок с посохом, мужичок с граблями и модная девица Аленка.
Живущие здесь и создавшие всё это Татьяна Ивановна и Сергей Александрович Тарасовы с улыбкой наблюдают за моей реакцией. Супруги сами пришли в редакцию и пригласили к себе в гости: «Приходите, посмотрите, что мы умеем делать». Масштаб этих дел настолько велик, что я понимаю – это больше, чем просто хобби. И поэтому, после экскурсии по квартире Тарасовых я просто прошу их вспомнить тот день, который стал переломным в судьбе и привел к творчеству…
Не было бы счастья…
Выясняется, что таких дней было несколько. Первый – это конечно, день их встречи, когда курчавый красавец Сергей пришел знакомиться к скромной, чувствительной девушке Татьяне. И, увидев во время общения в ее глазах заблестевшую слезку, понял: «Это моя девушка…» В качестве своей первой работы шелковыми ленточками Татьяна Ивановна украсила их семейную фотографию.
Еще один важный день произошел в тот период, когда Сергей Александрович работал на лесопилке. К нему подошел человек, попросил дощечек и предложил обучить резьбе по дереву. Даже сделал ему резцы, и Сергей Александрович начал с большим успехом осваивать это дело. Вырезал гербы, кресты… А потом познакомился с Эдуардом Такером. И понял, что тот занимается настоящим творчеством, в отличие от резьбы по дереву, которая отлично получается и на станках с программным управлением. Мебель, которую делал Такер, поразила Сергея Александровича, он «загорелся». Но поводом для появления в его руках бензопилы, с которой он пошел за деревом в лес, стал серьезный недуг.
Супруги Тарасовы поддерживали дружеские отношения с людьми, стоящими у истоков создания Вернисажа, и всегда помогали, чем могли, в выставочном зале. Как-то раз Людмила Викторовна Пряничникова, тогда руководившая Вернисажем, попросила помочь с ремонтом потолка. Сергей Александрович пришел, трудился целый день и под конец почувствовал себя плохо. Еле дошел до дома. Вызвали скорую, в больнице диагностировали обширный инфаркт, да такой сложный, что сами врачи удивлялись, как он сумел выжить. Была долгая реабилитация, после которой он вернулся домой опустошенным, без настроения, не знал, чем заняться. Надо было как-то мужа расшевелить, и Татьяна Ивановна предложила: «Сережа, а давай купим тебе бензопилу?» Вот с этой пилой супруги стали ходить в лес, чтоб добывать материал для творчества. «Немножко походим – в больницу, немножко походим – опять в больницу. И так три года», – рассказывает Сергей Александрович. Но потом такая жизнь ему надоела. И он решился на операцию: будь что будет. С большим трудом удалось попасть в институт имени Бакулева, где ему еще и диагностировали аневризму. В экстренном порядке сделали сложнейшую операцию и фактически спасли жизнь. «Мне вообще везет по жизни», – говорит Сергей Александрович и вспоминает массу примеров. Ну, а кроме везения, конечно, помогают поддержка жены и творчество.
Очень похожая ситуация и у самой Татьяны Ивановны. Когда-то в ее руки попала тоненькая книжечка «Шелковые ленты», определившая путь творчества. И теперь любящий муж и рукоделие тоже спасают ее от рутины и помогают пережить сложные моменты жизни.
Лелик, Калабзик и многое другое
Так получилось, что творчеством супруги всерьез занялись, когда им уже было «за пятьдесят». И это ответ тем, кто считает, что в таком возрасте «поздно начинать». Тарасовы начали и успели добиться совершенства.
От их работ невозможно оторвать взгляд, хочется рассматривать снова и снова. Лепестки цветов, перышки лебедей, шерстка котят на работах Татьяны Ивановны – абсолютно живые! Хочется вдохнуть аромат цветов, погладить котенка…
И если Татьяна Ивановна чаще работает с готовыми схемами, то Сергея Александровича вдохновляют …корявость найденных сучков и бугристость кап (наростов на деревьях). «Чем дерьмо хуже, тем конфетка слаще», – образно выражается он. Цельного дерева (сосны, березы) используется не так много.
Особая гордость главы семьи – стулья. Каждый – неповторим. И дело не только в том, что каждый стул оплетен ветками, в этом оплетении Мастер прячет зверушек: птичек, ящерок, жучков…
«Я их столько переделал!» – говорит он. В свое время за изделиями к нему приезжали из Суздаля, скупали все подряд, но работать в режиме конвейера Сергею Александровичу надоело. Все же творчество должно быть творчеством, когда, например, над каждым капом Мастер подолгу размышляет, чтобы получилась не просто ваза, а шедевр. Из одного такого капы получился, на мой взгляд, настоящий Пушкин, хотя Тарасовы окрестили его Леликом.
А лихого мужичка с огромными руками, оседлавшего сказочного змея, нарекли Калабзиком.
Неразлучники
«Два творческих человека в семье – это же сложно, наверное? На творчество нужно время, а ведь еще есть и бытовые вопросы. Как с этим справляетесь?» – спрашиваю я у Тарасовых. Оказывается, легко. Суп сварить в этой семье умеют и муж, и жена. И в творчестве они всегда одинаково рады советам друг друга.
«Мы почти всегда вместе. И если кто-то идет один, нас останавливают и спрашивают: а что случилось-то?» – делятся они.
А я поднимаю еще один вопрос: «Жаль, что все это видят только ваши гости. Почему не выходите на широкую аудиторию?» Но слышу в ответ, что были попытки обратиться и в Картинную галерею, и в библиотеку, но заинтересованности в своем творчестве Тарасовы не увидели.
О продаже своих работ тоже речи не ведут, в каждой – частичка жизни, души, особое вдохновение. К большому сожалению, у супругов нет детей, и Творчество действительно стало полноправным членом семьи Тарасовых. Любимым и любящим своих создателей…