19 и 20 июля в селе Новофетинине снова состоится уже полюбившийся кольчугинцам и гостям прекрасный праздник — «Сельский фестиваль «Суворочка». В этом году для праздника есть особый повод: 250 лет со дня рождения Натальи Александровны Зубовой — любимой дочери русского полководца А.В. Суворова.
Православный журналист Валерий Дворников рассказывает об одном из потомков графини Зубовой — Алексее Борисовиче Нейдгардте, прославленном в лике святых как святой новомученик Алексий…
Цель этого красивого праздника – не только пробудить интерес к российской истории, вспомнив потомков славного генералиссимуса, но и вызвать общественный интерес и внимание к храму Всех Святых и, по возможности, – найти и привлечь благотворителей, желающих возродить духовные святыни. Все эти важные и интересные мероприятия призваны помочь восстановить новофетининские памятники: Всехсвятский храм (1822-1842 гг.), построенный Натальей Александровной Зубовой, и колокольню, воздвигнутую в конце ХIХ в. правнуком Суворочки — Алексеем Борисовичем Нейдгардтом.
Сегодня наша публикация будет посвящена, однако, не самой графине Наталье Александровне, о которой в нашей местной печати написано за эти годы немало, а некоторым её потомкам, которые оставили известный след в истории страны.
Потомки Суворочки
Немного родословия, чтобы уважаемые читатели понимали, о ком идёт речь в этой публикации. Младшая дочь графини Н.А Зубовой Ольга Николаевна (1803-1882 гг.) вышла замуж в 1824 году за Александра Степановича Талызина (1795-1858 гг.), крестника Суворова и профессионального военного. В течение 14 лет Ольга Николаевна была председательницей Совета женских школ и Дамского общества попечительства о бедных в Москве. С момента открытия Московского Мариинского института до конца своих дней была его попечительницей.
Особенно яркую память оставила о себе дочь Мария Александровна (1831-1904 гг.), продолжившая деятельность матери в попечительских советах после ее кончины. Она приходилась правнучкой А.В. Суворову, вышла замуж за обер-гофмейстера Бориса Александровича Нейдгардта. В браке родились пятеро детей. Самые известные из них: Ольга (1859-1944 гг.), ставшая женой премьер-министра России Петра Аркадьевича Столыпина; Анна (1868-1939 гг.), бывшая супругой министра иностранных дел Сергея Дмитриевича Сазонова; Алексей (1863-1918 гг.), член Государственного Совета. Вот о нём далее и пойдёт наше повествование.
Итак, Алексей Борисович Нейдгардт приходился правнуком Суворочке и праправнуком А.В. Суворову. Почему именно о нём мы хотим рассказать? Потому что именно он подарил селу Новофетинину, родовому имению своих предков, прекрасную и величественную колокольню.
Колокольня Нейдгардта
Эпоха правления императора Александра III ознаменовалась для России поиском новых ценностей и в культурно-эстетическом плане. Обращение к национальным истокам в искусстве и архитектуре привело к формированию так называемого русского стиля. Неорусский стиль колокольни, надо думать, предложил сам Нейдгардт.
Отдельно стоящая колокольня была пристроена к церкви в конце XIX века: «Она одновременно и массивная, и легкая, фасад украшен различными архитектурными элементами: арками, рустами, карнизами». Кто-то может сказать, что новофетининская колокольня не соответствует строго классическим формам самой церкви. Но вы посмотрите, как гармонично это сочетается. Тут виден вкус и эстетическое чувство архитектора и заказчика, то есть самого Нейдгардта.
Новофетининские любители истории и краеведы предполагают, что архитектором новофетининской колокольни был известный зодчий А.А. Латков. Он является автором колокольни Зосимовой пустыни в Александровском районе и Параклит-Тарбеевой пустыни близ Троице-Сергиевой лавры. Нам, правда, не удалось найти информацию о том, что Александр Афанасьевич Латков — автор колокольни в Новофетинине. Колокольня достаточно нарядна; декоративная насыщенность возрастает к верху здания, однако детальная разработка по мотивам XVII в. суха и графична. Вариант трёхчастной надвратной колокольни реализован Латковым в Параклитовой пустыни в 1898 году: три квадратных в плане красно-кирпичных яруса завершены небольшим шатром, частично скрытым аттиком с кокошниками в основании. Показательно, что два нижних яруса новофетининской колокольни также в плане имеют квадрат. Это еще роднит её с тарбеевской колокольней, что позволяет предполагать, а не приложил ли здесь руку один и тот же зодчий.
Колокольня в Новофетинине (соврем. вид); возможный проект реконструкции колокольни
К сожалению, в настоящее время колокольня находится в тяжёлом состоянии: верх снесён до площадки звона, от которой остались два кирпичных пилона с восточной стороны. Но надеемся увидеть её когда-нибудь в первозданной древнерусской красоте.
Храм в честь святого мученика
Теперь самое время сказать, что Алексей Нейдгардт прославлен Русской Православной Церковью в 2000 году как святой новомученик Алексий. А в 2023 году в Нижнем Новгороде в честь святого мученика Алексия, который всю свою жизнь щедро жертвовал на нужды и постройку православных церквей, был сооружён первый храм, посвящённый ему.
Каменный храм имеет один престол и способен вместить до 350 человек. Он возведён в стиле псковской русской архитектуры 12-13 веков, достаточно строгий и аскетичный. Он вобрал в себя византийские традиции, что диктует смешение сюжетов и объединение разных традиций. Мастера церковной живописи постарались сделать синтез разных стилей росписи. На северной и южной стене представлено житие святого мученика Алексия Нейдгардта. Есть определенные каноны и традиции росписи, но они позволяют вносить сюжеты в зависимости от того, кому посвящен храм. Этот храм уникален тем, что освящен в честь новомученика-мирянина, предводителя нижегородского дворянства, мецената, который погиб во времена красного террора. В России очень мало таких храмов.
Жизнь как служение Отечеству
А теперь подробнее о биографии, деяниях и трагической кончине правнука Суворочки. А поскольку он святой, поэтому эти страницы биографии можно назвать и таким жанром, как «житие».
Алексей Борисович Нейдгардт родился 1 (13) сентября 1863 года в Москве в дворянской семье. Род Нейдгардтов имеет австрийское происхождение, но с XVII века все они были верными слугами российского престола. Алексей учился в Пажеском корпусе, в Московской военной гимназии и Военном училище. В 1884 году он завершил обучение в чине подпоручика лейб-гвардии Преображенского полка. В 1887 году Алексей обвенчался с княжной Любовью Трубецкой и после этого вышел в запас и переехал в усадьбу Отрада Нижегородской губернии — родовое имение Нейдгардтов, которое Алексей Борисович получил в качестве подарка на свадьбу. В течение 12 лет он практически безвыездно жил в Отраде, посвятив себя воспитанию детей (трое появились на свет именно здесь, младшая дочь — в Москве), а также хозяйственной и общественно-политической деятельности. В 1889 году император Александр III ввел институт земских начальников, которые должны были контролировать крестьянское самоуправление. Одним из них и стал Алексей Борисович. За проведенную им работу во время борьбы с холерой Николай II сделал пометку: «Заслуживает полной похвалы» на отчете нижегородского губернатора.
В 1896 году он уже стал предводителем дворянства Нижегородской губернии, занимал эту должность в течение 10 лет. Кроме того, Нейдгардт был почётным мировым судьей, попечителем Ардатовской земской больницы. В 1902 года Алексей Борисович получил звание камергера двора Его Императорского Величества, а на следующий год — чин статского советника.
Неподалеку от Отрады находилось имение будущего министра внутренних дел П.А. Столыпина, который женился на сестре Алексея Борисовича. Политик был частым гостем в имении хлебосольного хозяина.
Нейдгардт щедро жертвовал на нужды и постройку церквей. Кроме того, на свои средства, на вклады горожан и при поддержке Фёдора Шаляпина Нейдгардт построил в Нижнем Новгороде Народный дом (сейчас это здание театра оперы и балета).
В 1905 году Нейдгардт становится екатеринославским губернатором. Но из-за болезни он вынужден уйти в отставку меньше, чем через год.
Алексея Борисовича избрали членом Государственного Совета, где он становится одним из самых ярких лидеров центристов, активно поддерживает политику Столыпина. С началом Первой мировой войны в 1914 году Нейдгардт стал председателем Комитета для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий. Он также входил в состав Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов.
Алексей Борисович имел множество наград и благодарностей, в том числе от государя императора. Дважды выдвигался на министерские посты. Но в обоих случаях император сделал другой выбор.
Революции положили конец карьере Алексея Борисовича. В мае 1917 года Нейдгарта вывели за штат вместе с другими членами Государственного совета, и он уехал в Нижегородскую губернию — эмигрировать отказался. В октябре 1917 года большевики и вовсе уволили его со службы.
В Нижегородской губернии в первой половине 1918 года бушевали восстания против политики большевиков: против хлебной монополии, принудительной мобилизации в армию. Да и отношение новой власти к церкви вызывало сопротивление. В ответ — тотальный террор.
В июне 1918 года А.Б. Нейдгардт вместе с епископом Балахнинским Лаврентием (Князевым) и настоятелем кафедрального собора протоиереем Алексием Порфирьевым поддержал обращение к сельским приходам с призывом протестовать против разграбления храмов и монастырей и вернуть отнятую у них землю…
Такое смелое заявление не могло остаться незамеченным, и Алексея Борисовича арестовали и отправили в концлагерь. 6 ноября 1918 года по приговору Нижегородской ГубЧК его расстреляли латышские стрелки. Священники тоже не избежали этой участи. По преданию, это случилось в Жандармском овраге в Нижнем Новгороде — в наши дни там стоит поклонный крест. Тела расстрелянных затем перевезли на Мочальный остров и сбросили в Волгу.
Интерьер храма с росписью жития св. Алексия
Алексей Нейдгардт был реабилитирован российской прокуратурой в 1991 году. А в 2000-м он причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Христианин и святой
Что же был за человек Алексей Нейдгардт, и почему он удостоился славного мученического венца?
У четы Нейдгардтов в браке родилось четверо детей. Родители очень много времени проводили с детьми, всецело занимаясь их воспитанием и образованием.
Алексей Борисович от рождения был очень деятельным человеком и преображал окружающую его действительность со свойственной ему созидательной энергией. Биография его пестрит перечнями построенных храмов, поддерживаемых на собственные деньги монастырей, попечительских обществ, председателем которых он был. Как милосердный самарянин, Алексей Борисович не мог пройти мимо беды, нужды, беспросветной нищеты или любого другого рода беспомощности. Он помогал многим. Попечительские общества образовывались и для поддержания храмов и монастырей. Все это предполагало немалые денежные траты, на которые Алексей Борисович с супругой были очень щедры.
Они очень заботились о своих крестьянах, занимались их образованием, повышением уровня их жизни. Богатейшая домашняя библиотека Нейдгардтов, наполненная прекрасными изданиями, была открыта для доступа каждому простому человеку. Любой желающий всегда мог прийти и взять необходимую ему книгу, это не то что не возбранялось, но поощрялось.
Был ли Алексей Борисович настоящим христианином? Читая житие, можно смело ответить: безусловно.
Вскоре после первого ареста Нейдгардта отпустили, но оставили под арестом в заложниках его сына Бориса.
21 октября 1918 года Алексея Борисовича вновь арестовали и сразу отправили в концлагерь. Нам невозможно представить, что претерпел там Алексей Борисович! Нам ничего неизвестно об этих страшных пятнадцати последних днях жизни А.Б. Нейдгардта. Но имея представление о духовных качествах этого человека, можно утверждать, что многочисленные скорби он вынес с достоинством, не уронив своей чести, не посрамив памяти своих мужественных предков, ничем не запятнав доброго имени и главного своего звания – христианина.
К годовщине Октябрьской революции большевики торопились устроить громкий показательный расстрел. Было решено казнить Нейдгардта вместе с епископом Лаврентием (Князевым) и протоиереем Алексием Порфирьевым 6 ноября 1918 года. Богоборцы привели в исполнение свой дьявольский план в день, когда Церковь празднует день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Судьба семьи Нейдгардт
Супруге Алексия Борисовича, урожденной княжне Трубецкой, впоследствии удалось спастись от подобной участи бегством за границу. В эмиграции оказались и сестры Алексия Борисовича — Ольга Столыпина и Анна Сазонова, а также родной брат Дмитрий. Сын же его Борис Алексеевич Нейдгардт, имевший высшее юридическое образование, служивший в годы Первой мировой войны штабс-ротмистром в Туркменском конном полку на юго-западном фронте, по постановлению Нижегородской Губчека в 1918 году был приговорен к заключению в концлагерь «на срок до окончания гражданской войны». Несмотря на все попытки его старшей сестры Елизаветы Нейдгардт, которая также осталась в России, добиться его освобождения не удалось. Вплоть до конца 1920 года Борис Нейдгардт оставался в заключении. Дальнейшая судьба детей Алексея Борисовича остается неизвестной.
***
Всех жителей земли Кольчугинской и особенно новофетининцев поздравляю с замечательным праздником Суворочки, 250-летием достойной дочери великого сына России, прославленного полководца А.В. Суворова! Надеюсь, что они приобретут для своего Всехсвятского храма икону святого мученика Алексия Нейдгардта, славного потомка своих именитых предков, благодаря которому село Новофетинино украсилось величественной колокольней. И будут возносить ему молитвы о восстановлении церкви и колокольни.
Материал подготовил В. Дворников











