Владыка Евлогий и Алёша Карамазов

Читатель может спросить: что общего может быть у литературного героя романа Достоевского 19 века и нашего современника, видного церковного иерарха? Ответ на этот вопрос вы можете получить, прочитав  статью православного журналиста, краеведа Валерия Дворникова, которую мы и предлагаем вашему вниманию.

Митрополита Евлогия, без преувеличения, знал и уважал весь православный мир и не только церковный, но все, кто общался с ним. Это был человек высоких интеллектуальных, духовных и нравственных качеств. И редакция газеты «Кольчугинские вести» может гордиться тем фактом, что владыка Евлогий  в марте 2007 года нанёс визит в редакцию. Это очень редкий и уникальный случай, чтобы архиерей посетил светскую газету.

Был в жизни владыки один случай из его юности, о котором он рассказал иеромонаху Варфоломею (Минину), а тот поведал его в своих воспоминаниях после кончины митрополита.
В 1955 году будущий владыка Евлогий, а тогда юноша Юрий Васильевич Смирнов поступил в Московскую духовную семинарию. Весной 1960 года он был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. Богослужения, общение с братией монастыря оставили неизгладимый след в душе молодого человека.
В ноябре 1957 года в лавру был назначен новый наместник – архимандрит Пимен (Хмелевский), будущий архиепископ Саратовский и Волгоградский. Именно в это время и произошли описанные события. В круг общения архимандрита Пимена входили такие деятели культуры, как художники Александр Бенуа, Илья Глазунов, музыкант Мстислав Ростропович, оперные исполнители Галина Вишневская и Александр Огнивцев, поэт Алексей Марков, писатели Иван Соколов-Микитов, Корней Чуковский, Анастасия Цветаева, Владимир Солоухин и другие.
Неслучайно за помощью к наместнику древнего монастыря обратился книжный график, художник Владимир Иванович Телепнёв (1906-1985 гг.). В начале 1950-х годов В.И. Телепнев сотрудничал с Гослитиздатом и рядом других книжных издательств, где занимался иллюстрированием и оформлением книг. В советский период отечественной истории отношение к творческому наследию Достоевского было сложным и противоречивым. Его произведения оказались на длительное время исключенными как из школьных, так и вузовских программ по литературе. В годы войны изменился внутриполитический курс советского государства. В период так называемой хрущовской «оттепели» в 1956 году произошло поворотное изменение в отношении к творчеству Ф.М. Достоевского и своеобразная реабилитация его художественного наследия советским литературоведением. В контексте этих изменений в 1958 году начали издавать десятитомные собрания сочинений Ф.М. Достоевского, в которые должен был войти роман «Братья Карамазовы». Для читающей и думающей России это было особое событие. Конечно, издание этой книги в стране тотального атеизма было событием высокого духовного значения. Встал вопрос об иллюстрациях к этому произведению Ф.М. Достоевского. Для адекватного иллюстративного отображения персонажей романа было необходимо найти в реальной действительности художественную основу, то есть образец. В частности, для образа Алеши Карамазова и старца Зосимы. Перед иллюстраторами романа «Братья Карамазовы» возникла сложная задача.
Вот тогда художник В.И. Телепнёв и обратился за помощью к наместнику лавры. И отец Пимен благословил юного Юрия Смирнова помочь иллюстратору бессмертных страниц романа «Братья Карамазовы» стать живым прообразом Алёши Карамазова. В книге жизни владыки Евлогия, в начале его духовного пути золотой строчкой вписано это особое послушание, как всегда исполненное им с прилежанием и внимательностью.

Современный человек представляет чаще всего Алёшу Карамазова таким, каким его преподнесли зрителю актёр Андрей Мягков в экранизации режиссёра И.А. Пырьева в 1968 году или в сериале 2009 года актёр Александр Голубев. Но если посмотреть на фотографию послушника лавры Юрия Смирнова в возрасте 20 лет, то, по-моему, прав был наместник отец Пимен – этот типичный Алёша, смиренный и благообразный. И в романе младшему Карамазову как раз тоже 20 лет.

А вот профессор-филолог В.В. Лепахин считает, что лучше всех воплотил образ Алёши Карамазова актёр Дмитрий Черниговский в прекрасном фильме 1990 года Р. и Ю. Григорьевых «Мальчики» по главам романа «Братья Карамазовы». Валерий Владимирович пересматривал фильм несколько раз.

Обращаясь к этим высоким страницам сокровищницы русской культуры, мы видим их отсвет в судьбе и деяниях владыки Евлогия (Смирнова), казалось бы, волею случая сопряжённых с его земной жизнью. А впереди – лучезарный отблеск Оптиной пустыни, с возрождением которой будет соединён жизненный путь уже архимандрита Евлогия и откуда он будет призван на Владимирскую кафедру, на высшее – епископское служение.

В романе «Братья Карамазовы» впервые в русской художественной литературе появляется образ православного духовного подвижника – старца Зосимы, в облике которого угадываются многие черты преподобного Амвросия Оптинского. Как промыслительны и извилисты жизненные пути! Когда-то юноша Юрий послужил образцом для иллюстрации в книге, а через 38 лет архимандрит Евлогий стал наместником Оптиной пустыни и служил у мощей преподобного Амвросия Оптинского, который был прообразом старца Зосимы, наставника Алеши Карамазова в романе Достоевского.

На фото: Юрий Смирнов, студент семинарии и послушник в Троице-Сергиевой лавре

Понравился материал? Поделись с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии